«Игры и игровые приемы на уроках письма и развития речи»
статья (4 класс) на тему
Пробудить интерес у ребенка к школе, к учению, вызвать в нем желание учиться, систематически овладевать знаниями – одна из главных задач учителя. В основе учебного процесса лежит развитие его познавательного интереса. Развитию познавательного интереса способствуют: игра на уроке, игровой момент, объяснение нового материала в игровой форме. Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение обличенное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_priemy_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края школа №59 г. Краснодара
Выступление на МО учителей начальных классов на тему:
«Игры и игровые приемы на уроках письма и развития речи»
Учитель: Моспанова Г.В.
Игры и игровые приемы на уроках письма и развития речи
Важное значение в осуществлении любой деятельности человека имеет интерес. Он является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важнейшим условием подлинно – творческого отношения к работе. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной деятельности и зависят от условий жизни, обучения и воспитания человека. К.Д. Ушинский писал, что воспитание не только должно развивать ум человека и давать ему известный объем знаний, но и зажечь жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой.
Пробудить интерес у ребенка к школе, к учению, вызвать в нем желание учиться, систематически овладевать знаниями – одна из главных задач учителя. В основе учебного процесса лежит развитие его познавательного интереса. Развитию познавательного интереса способствуют: игра на уроке, игровой момент, объяснение нового материала в игровой форме. Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение обличенное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
В процессе игры дети незаметно для себя тренируются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов. В результате приобретают более прочные грамматические и орфографические навыки. Увлечение игрой, помогает детям усваивать программный материал, приобретать определенные навыки и знания.
А.С.Макаренко писал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, в каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли». Вот почему игры должны занять прочное место и в воспитательной работе и в процессе обучения.
Элементы игры надо систематически вводить в урок, чтобы свести до минимума утомляемость ребенка и в течении всего времени поддерживать внимание учащихся. Игра на уроке не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, приучает к дисциплине. Стоит только сказать на уроке: «поиграем», как загораются задорные огоньки в глазах ребят. Самые невнимательные становятся активными участниками игры. Дети любят считалки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру дети узнают язык и его законы. Через шутку маленький человек входит в мир языковых представлений. А.Барто говорила : «Словесная игра приучает ребенка любить слово, понимать его душу».
Дети любят переставлять звуки в слове, заменять один звук другим, поражаясь тому, что это может изменить смысл слова. Различные игры на превращение слов позволяют также предупредить некоторые ошибки младших школьников, смешивая на письме похожие по начертанию буквы.
Я расскажу об играх, которые применяю на уроках письма. Например, при изучении темы: «Звуки и буквы», я говорю о том, как важно, чтобы в слове каждая буква стояла на своем месте, и что бывает, если на месте одной буквы встанет другая:
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался …дом – сом.
2. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый… лук – жук
С длинными усами.
3. Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном,
Обязательно примите
Десять… цапель – капель перед сном
4. Жучка …будку - булку недоела
Неохота. Надоело.
5.На пожелтевшую траву
Роняет… лев – лес свою листву.
6. Забодал меня …котел – козел
На него я очень зол.
Интересные изменения могут произойти со словами, если заменить одну букву другой: слово становиться другим.
Бочка - почка - дочка - ночка - почка – кочка
Лапка – папка – шапка
Палка – полка – пилка
Ум – уж – ус – ух
Кот – кок – кол – ком – кон
Коза – кожа - кора
Игра «Два колодца».
М | У- А | К |
Б | У- А | К |
Р | У- А | К |
Л | У- А | К |
С | У- А | К |
Ж | У- А | К |
Достать воду можно так, чтобы буква на ведре подошла к тем, которые написаны на срубе. Учитель говорит: «Будьте внимательны, не перепутайте ведра!»
Игра « Угадайка».
Вставьте буквы, чтобы получились слова:
По…ка ( л, ч )
Руч…а ( к )
Б…лка ( е, у )
Ро…а ( щ, з, с )
М…шка ( о, ы, и )
Придумайте слова :
Буква «А»
Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву «А».
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва. и т.д.
Загадки.
1. Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички.
2. Я шариком пушистым, белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелёк.
3. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
- Ромашки, одуванчики, колокольчики. А какие ещё цветы вы знаете? Для выборочного диктанта можно использовать стихотворение «Что растет на грядке?» (выписать названия овощей).
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка – просто клад!
При изучении слов из словаря, стараюсь использовать занимательный материал. Кроме предметных картинок, «форточек» вместо безударной гласной, составляю с новым словом предложение, объясняю лексическое значение этого слова. Например, коньки появились в России почти 300 лет назад. Петр 1 собственноручно выковал для себя железные коньки. Изгиб конька изображали изображением лошадиной головы. Отсюда и название – коньки. В слове медведь два корня: мед и ед, а так назвали медведя, потому что он очень любит есть мёд. Заяц – значит «прыгун». Петух – в отдельных районах нашей страны петуха называли :певень, певун. Слова эти русские и восходят к глаголу – петь. Так называют петуха за любовь к пению.
На каждом уроке письма отвожу время для повторения слов из словаря: словарный диктант, картинный диктант, работа с индивидуальными карточками (называю слово, а учащиеся поднимают гласную букву, которую нужно писать в данном слове). Письмо отгадок:
1.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
2.Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит.
3.Без рук, без ног, а рисовать умеет.
4.Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу.
5.Желтяа хозяюшка из лесу пришла,
Всех курочек пересчитала и с собою унесла.
6. На голом суку сидит, на весь лес кричит: кар, кар.
8.Какой это мастер на стекла нанес
И листья и травы и заросли роз?
9. Видали мы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас:
Чирик – чирик! Чирик – чирик!
Кто к этой песне не привык?
Игра «Сорви яблоко».
На доске написаны слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет пропущенную букву, «срывает яблоко», на обратной стороне которого написано слово данное правильно и проверяет написанное им, если он допустил ошибку, яблоко возвращает на место.
На дифференциацию звуков подбираю потешки, скороговорки. Использую их в речевой зарядке:
Жок – жок – жок – вот лужок.
Шке – шке – шке – травки много налужке.
Распустились почки – Он шумел, шумел, шумел,
Веточкины дочки. Все водой залить сумел.
Сразу исчезла тень Дождик шел целые сутки,
В этот солнечный день. А это уже не похоже на шутки.
Данные упражнения развивают у учащихся различные стороны психической деятельности (внимание, мышление, память, речь и т. д.), закрепляют запас имеющихся представлений о звуко – буквенной стороне слова, формируют навык самоконтроля и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...
Доклад. Современные методы и приемы работы на уроках развития речи специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных у...
Мастер-класс "Игра и игровые приемы при работе с лексикой"
Мастер-класс "Игра и игровые приёмы при работе с лексикой"...
Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.
Стигисы - это уникальная развивающая игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....
Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.
Стигисы - это уникальная развивающая игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"
Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...
Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах»
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школ...