Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_proekt.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Место курса в учебном плане
«Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 ч – (1 ч. в неделю).
Цель: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций воспитанников через проектную деятельность.
Задачи:
- ознакомить младших школьников с проектной деятельностью через разработку коллективных и индивидуальных проектов;
- формировать умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;
- овладеть практическими умениями исследовательской работы;
- формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
- формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой.
На изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
Метапредметные результаты
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
- умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
- умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения работать с информацией;
- формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
- выступление для определённого круга лиц;
- выставки достижений;
- концерт;
- спектакль;
- буклет.
Виды и формы контроля планируемых результатов
Виды конт- роля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определения уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, выставка, конкурс работ. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, творческая работа, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей. |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения | Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, итоговые занятия, анкетирование. |
Содержание программы
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Учебно – тематический план
Название раздела, темы | Содержание программы |
1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся. | Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. |
2. Чем я люблю заниматься. Хобби. | Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах. |
3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. |
4.Как собирать материал. | Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. |
5.Повторение. Давай вспомним. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
6.Проблема. Решение проблемы. | Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. |
7.Гипотеза. Предположение. | Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое. |
8.Гипотеза. Играем в предположения. | Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. |
9.Цель проекта. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
10.Задача проекта. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? |
11.Выбор нужной информации. | Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. |
12.Интересные люди – твои помощники. | Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. |
13.Продукт проекта. | Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. |
14.Виды продукта. Макет. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. |
15.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки. |
16. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление |
17. Мини-сообщение. Семиминутное выступление | |
18. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы. |
19. Выступление перед знакомой аудиторией. | для других). |
20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового |
21. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ. |
22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. |
23. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Публичное выступление, представление результатов работы. |
24.. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | . Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии. |
25. Повторение. Давай вспомним. | Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии. |
26. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового |
27. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. |
28.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | деятельности. |
29. Тест «Чему я научился?» | Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия). |
30 Памятка для учащегося проектанта | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. |
31. Твои впечатления от работы над проектом. | Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток. |
32. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам. |
33.Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. |
Календарно - тематическое планирование
Название раздела, темы | Количество часов | Дата проведения фактически | Дата проведения по плану | Характеристика деятельности учащихся |
1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся. | 1 | Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. | ||
2. Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах. | ||
3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. | ||
4.Как собирать материал. | 1 | Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | ||
5.Повторение. Давай вспомним. | 1 | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | ||
6.Проблема. Решение проблемы. | 1 | Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | ||
7.Гипотеза. Предположение. | 1 | Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое. | ||
8.Гипотеза. Играем в предположения. | 1 | Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. | ||
9.Цель проекта. | 1 | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | ||
10.Задача проекта. | 1 | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | ||
11.Выбор нужной информации. | 1 | Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. | ||
12.Интересные люди – твои помощники. | 1 | Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. | ||
13.Продукт проекта. | 1 | Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | ||
14.Виды продукта. Макет. | 1 | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. | ||
15.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | 1 | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки. | ||
16. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | 1 | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление | ||
17. Мини-сообщение. Семиминутное выступление | 1 | |||
18. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы. | ||
19. Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | для других). | ||
20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | 1 | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового | ||
21. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ. | ||
22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. | ||
23. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | Публичное выступление, представление результатов работы. | ||
24.. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 | . Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии. | ||
25. Повторение. Давай вспомним. | 1 | Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии. | ||
26. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | 1 | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового | ||
27. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. | ||
28.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно. | 1 | деятельности. | ||
29. Тест «Чему я научился?» | 1 | Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия). | ||
30 Памятка для учащегося проектанта | 1 | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. | ||
31. Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток. | ||
32. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. | 1 | Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам. | ||
33.Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). 2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения). 3. Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа, Москва, «Рост», 2011г, 4.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). рабочие тетради, дидактические материалы и др.) | Д Д Д Д Д | |||
Печатные пособия | ||||
Технические средства обучения | ||||
Классная доска Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер. | Д Д Д Д |
Список литературы.
Литература для учителя:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения).
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения).
4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
5. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний . В 2 ч. /[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения).
7. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Учусь создавать проект : Методическое пособие для 1 класса / Р. И. Сизова,Р. Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).
8. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе : /Зиновьева Е.Е., 2010/
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2010
10. Криволапова Н.А. Учимся учиться : программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. (Серия «Умники и умницы»).
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Литература для учащихся:
Ссылка на сайты:
1.Сайт УМК «Школа России» http://school-russia.prosv.ru/
2. http://school-collection.edu.ru/)
3. Сайт: www.school2100.ru.
5. uchitelskaya-gazeta-dlya-uchitelej…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. (г.Москва).Так же пред...
Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект"
Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект" 1-4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"
Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"
Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект» для 2 класса
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь создавать проект» для 2 класса разработана на основе рабочей программы курса «Учусь...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"
Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Учусь создавать проект"
Рабочая программа«Учусь создавать проект»разработана на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего...