Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Силякова Светлана Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_proekt.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учусь создавать проект» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Тип программы - образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности.

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Место курса в учебном плане

 «Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 ч  –  (1 ч. в неделю).

Цель: обеспечить условия для формирования ключевых компетенций воспитанников через проектную деятельность.

Задачи:

  • ознакомить  младших школьников с проектной деятельностью через разработку коллективных и индивидуальных проектов;
  • формировать умения предъявлять результаты своей работы, использовать полученные знания в жизни;
  • овладеть практическими умениями исследовательской работы;
  • формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве;
  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
  • формировать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

                                           Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение    личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой.

На изучение курса «Учусь создавать проект» в 1 классе отводится 33 часа, по 1 занятию в неделю.

Планируемые результаты освоения курса

        В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

Метапредметные результаты

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
  • умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
  • формирование социально адекватных способов поведения;
  • формирование умения работать с информацией;
  • формирование способности к организации деятельности и управлению ею.

        Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:

- выступление для определённого круга лиц;

- выставки достижений;

- концерт;

- спектакль;

- буклет.

Виды и формы контроля планируемых результатов

Виды конт-

роля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной

В начале учебного года

Определения уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.        

Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа, защита проектов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, выставка, конкурс работ.

Промежуточный

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, творческая работа, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей.

Итоговый

В конце учебного года или курса обучения        

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения        

Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, итоговые занятия, анкетирование. 

Содержание программы

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Специфической особенностью проектной деятельности является направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим занятия строятся с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях, представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают черты собственно проектной деятельности.  

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

                 Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Учебно – тематический план

Название раздела, темы

Содержание программы

1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся.

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

2. Чем я люблю заниматься. Хобби.

Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах.

3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

4.Как собирать материал.

Коллективное планирование, работа в команде.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

5.Повторение. Давай вспомним.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

6.Проблема. Решение проблемы.

Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

7.Гипотеза. Предположение.

Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.

8.Гипотеза. Играем в предположения.

Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

9.Цель проекта.

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

10.Задача проекта.  

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

11.Выбор нужной информации.

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации.   Структурирование информации, выделение главного.

12.Интересные люди – твои помощники.

Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.

13.Продукт проекта.

Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

14.Виды продукта. Макет.

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

15.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.

16. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление

17. Мини-сообщение. Семиминутное выступление

18. Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы.

19. Выступление перед знакомой аудиторией.

для других).

20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

21. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ.

22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.  

Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

23. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Публичное выступление, представление результатов работы.

24.. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

. Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

25. Повторение. Давай вспомним.

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

26. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

27. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

28.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

деятельности.

29. Тест «Чему я научился?»

Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).

30 Памятка для учащегося проектанта

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

31. Твои впечатления от работы над проектом.

Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток.

32. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам.

33.Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников.

 Календарно - тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения фактически

Дата проведения по плану

Характеристика деятельности учащихся

1.Кто я? Моя семья. Анкетирование учащихся.

1

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

2. Чем я люблю заниматься. Хобби.

1

Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах.

3.О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.

1

Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

4.Как собирать материал.

1

Коллективное планирование, работа в команде.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

5.Повторение. Давай вспомним.

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

6.Проблема. Решение проблемы.

1

Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

7.Гипотеза. Предположение.

1

Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.

8.Гипотеза. Играем в предположения.

1

Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

9.Цель проекта.

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

10.Задача проекта.  

1

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

11.Выбор нужной информации.

1

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации.   Структурирование информации, выделение главного.

12.Интересные люди – твои помощники.

1

Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.

13.Продукт проекта.

1

Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

14.Виды продукта. Макет.

1

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

15.Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

1

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.

16. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие.

1

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление

17. Мини-сообщение. Семиминутное выступление

1

18. Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

1

Использование изученных проектных понятия в процессе самостоятельной работы.

19. Выступление перед знакомой аудиторией.

1

для других).

20. .Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

21. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

1

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ.

22. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.  

1

Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

23. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Публичное выступление, представление результатов работы.

24.. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

1

. Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

25. Повторение. Давай вспомним.

1

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

26. Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

27. Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

1

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

28.. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.

1

деятельности.

29. Тест «Чему я научился?»

1

Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).

30 Памятка для учащегося проектанта

1

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества.

31. Твои впечатления от работы над проектом.

1

Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток.

32. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

1

Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам.

33.Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  Министерство образования и науки  РФ.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

      3. Р.И. Сизова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа, Москва, «Рост», 2011г,

       4.Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения).

   рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

Д

Д

Д

Д

Д

Печатные пособия

Технические средства обучения

Классная доска

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер.

Д

Д

Д Д

Список литературы.

Литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  Мин-во образования и науки  РФ.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения).

4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-  (Стандарты второго поколения).

5. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний . В 2 ч. /[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения).

            7. Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова Учусь создавать проект : Методическое пособие для 1 класса / Р. И. Сизова,Р. Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2012. (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).

             8.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе : /Зиновьева Е.Е., 2010/

            9.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2010         

            10. Криволапова Н.А. Учимся учиться : программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2011. (Серия «Умники и умницы»).

            11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.  (Стандарты второго поколения).

Литература для учащихся:

Ссылка на сайты:

      1.Сайт УМК «Школа России»  http://school-russia.prosv.ru/

2.  http://school-collection.edu.ru/)

3.  Сайт: www.school2100.ru.

4.  ps.1september.ru

5.  uchitelskaya-gazeta-dlya-uchitelej…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Учусь создавать проект"

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).Так же пред...

Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект"

Рабочая программа по курсу "Учусь создавать проект" 1-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса объединения "Учусь создавать проекты"

Рабочая программа курса «Учусь создавать проект» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Учусь создавать проекты"

Программа «Учусь создавать проект» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать акту...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Учусь создавать проект» для 2 класса

      Настоящая  рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учусь создавать проект» для 2 класса разработана на основе рабочей программы курса «Учусь...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"

   Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час внеделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусьсоздавать про...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Учусь создавать проект"

Рабочая программа«Учусь создавать проект»разработана на основе ФГОС НОО, примерной  основной образовательной программы, базисного учебного плана и  авторской программы обучающего...