Доклад "Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса
статья по теме
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Быковская средняя общеобразовательная школа»
В докладе раскрывается опыт применения ИКТ-технологий на уроках в начальной школе.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_uchiteley_nachalnyh_klassov.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Быковская средняя общеобразовательная школа» Доклад «Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса» Выполнила: Шатохина Л.А. учитель начальных классов Быково, 2016 год В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества. Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании. Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов. Я работаю учителем более двадцати лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. В 2011-2012 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. В результате я собрала коллекцию уроков-презентаций для уроков природоведения (1- 4 класс). Возможен показ документальных фильмов по теме урока. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов». Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:. • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.). От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например: При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы. Мой класс неоднороден по подготовке, технологически готов плохо. Количество учащихся значительно превышает количество компьютеров в кабинете. Применение компьютера дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока и дисциплины работы с программой. Задание для учащихся строится по схеме: Использование данной технологии позволяет: 1.Значительно сэкономить время на уроке. Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса. На уроках русского языка в 1 - 4 классах я использую сюжетные картинки для уроков развития речи. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы «Фраза», «Семейный наставник». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов». Качество обучения – это то, для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
Для решения этих задач я использую следующие направления:
Я учу детей по учебнику «Математика» образовательной системы «Школа России». В нем много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. Я решила подготовить наглядный материал на компьютере и дать возможность персонажам учебника двигаться с помощью мышки, чтобы помочь детям лучше понять изучаемый материал. Рисунки учебника были отсканированы, оживлены с помощью технологии Macromedia Flash. Я в данной работе продумала методику проведения урока, определила основные действия компьютера и учеников. На одном из следующих уроков математики ребята еще раз выполнили задание из пройденной темы, но теперь наглядный материал демонстрировался на экране телевизора с помощью компьютера. Здесь, как и раньше персонажи сначала идут в школу в одном порядке, который отображается моделями числа, а возвращаются в другом порядке. Фигурки с персонажами свободно перемещаются по желанию учителя и ученика. Ребята подобрали еще несколько возможных вариантов построения детей. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету. Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя: * выбор тем и иллюстраций для анимации; * определение педагогических методик их использования; * создание флэш-анимаций; * проведение урока; * включение наработок в общую педагогическую копилку Но подготовка таких флэш-роликов довольно трудное дело. Мне в этом большую помощь оказывают дети. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже предлагался набор соответствующих электронных ресурсов. Пока же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее полезна. Были подготовлены флэш-анимации еще для нескольких уроков. На них ребята знакомятся с понятиями один и много, учатся писать цифру «1». Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. На слайде показан процесс демонстрации ответов к занимательным задачам, которые дети нашли самостоятельно. Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов. Важное значение для изучения операций над числами имеет усвоение табличных случаев умножения. Знание таблицы умножения создает основу для всего дальнейшего изучения курса математики. Чтобы обеспечить прочное овладение ею необходимо практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера и использовать средства обратной связи. Это означает, что для каждого ученика нужно постоянно оценивать уровень знаний, фиксировать этот уровень и на основе его анализа предлагать задания для последующей работы. Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным. Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне. На уроках математики в 1 – 4 классах в качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программу «Отработка арифметических способностей». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания при помощи программы «Конструктор тестов». На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедий. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д. Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например:«Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. Начальная школа 3 класс», «Информатикус», «Трое из Простоквашино. Математика с Дядей Фёдором.», «Школьное приключение. Замок Знаний Али-Бабы. 1 класс.», «Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс», «Школьное приключение. Форсаж без учебников. 3 класс», «Школьное приключение. Космические битвы грамотеев. 4 класс», «Фраза», «Искатель фантазер», « Антошка – невероятное сафари», «Семейный тренажёр», «Семейный наставник», «Магия знаний. Приключения Лого в долине Русского языка», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», «Волшебник Изумрудного города. Математика с Элли» и многие другие. Вот мнение учащихся об использовании ИКТ на моих уроках. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями. Своим опытом работы я поделилась с педагогами школы на педагогическом совете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему: «Игра как средство обучения, воспитания и развития познавательных процессов на начальном периоде обучения в 1 классе»
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и собственного педагогического опыта разработаны и апробированы игры и упражнения (развивающие, дидактические), которые повы...
Технология проектного метода обучения как средство реализации деятельностного подхода к образовательному процессу в начальной школе
Великая цель образования - это не знания, а действия” Г. Спенсер....
Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы
Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя....
Использование ресурсов платформы "Открытая школа" на уроке русского языка с целью индивидуализации образовательного процесса.
Из опыта работы выявила то, что дети усваивают новый материал с разной скоростью и прочностью. Часто случается так, что ребёнок допускает ошибки в уже отработанной теме. Поэтому на помощь пришли...
Использование мультимедийных средств обучения в целях повышения качества образования.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им...
Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО
Рассмотрен вопрос о том, как можно использовать ЭОС и ДТ на уроках в начальной школе для повышения качества образовательной деятельности....