Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО
консультация
Рассмотрен вопрос о том, как можно использовать ЭОС и ДТ на уроках в начальной школе для повышения качества образовательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование электронных средств обучения и дистанционных технологий для повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО.
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков – поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Введение ФГОС НОО предъявляет новые требования к современному учителю, от каждого педагога требуется быть не только учителем-предметником, но и немного учителем информатики. Не только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно их применять в своей деятельности.
Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории. У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия.
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»
Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.
Сами по себе электронные средства обучения – это программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно--коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
- обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;
- программные средства (системы) – тренажёры – обеспечивают отработку умений учащихся, помогают осуществлять самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;
- контролирующие программные средства – предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства - позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение - формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации.
- моделирующие программные средства – предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;
- демонстрационные программные средства – обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- учебно-игровые программные средства – позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
- досуговые программные средства – используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.
«Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
Использование электронных средств обучения способствует совершенствованию мотивации обучения за счет наглядного представления, вкрапления игровых ситуаций; осуществлению различных форм самостоятельной работы учащихся за счет автоматизации поисковой деятельности, предоставления комментариев и подсказок; автоматизации вычислительной деятельности; и т.д. При выборе электронных средств обучения для использования в процессе обучения необходимо учитывать особенности учебного предмета, специфику науки, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования, а также дидактические условия.
Применительно к средствам обучения, в том числе электронным, средство обучения и дидактические условия необходимо рассматривать как взаимосвязанную совокупность внешних характеристик и внутренних (психолого-педагогических, дидактических и методических) требований к средствам обучения, учитывают реальные дидактические возможности соответствующих средств обучения, их ориентацию на комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Исходя из этого определены следующие дидактические условия, которые позволяет эффективно использовать электронные средства обучения в информационном образовательном процессе:
- Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения.
- Организация качественного управления познавательной деятельностью.
- Подготовленность преподавательского состава к применению новых информационных технологий обучения.
- Формирование у преподавателей и обучаемых положительной мотивации.
В школах активно используются дистанционные технологии в следующих направлениях: - повышение качества общего образования в малокомплектных школах; - обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы.
Задачи дистанционного обучения:
- обеспечение образования в условиях его территориальной недоступности;
- обучение часто болеющих детей;
- обучение детей, обучающихся на дому;
- обучение детей на семейном или заочном обучении;
- обучение в условиях карантина или при низких температурах;
- индивидуальное обучение (работа со слабоуспевающими или одарёнными детьми), репетиторство;
- образовательные ресурсы: медиатека, библиотека, конструктор тестов, домашние задания, приложения;
- занимательные задания с целью повторения (например, в предметные недели);
- виртуальные олимпиады, тестирования, в том числе и в формате ЕГЭ, партнерство с ВУЗами.
Учителями начальных классов было организовано дистанционное обучение обучающихся на таких электронных платформах, как Учи.ру и Российская электронная школа.
Российская электронная школа - это полный школьный курс
уроков от лучших учителей России; Материалы можно смотреть без регистрации. Достоинства:
- уроки имеются по всем школьным предметам,
- к каждому уроку имеется видео с объяснением нового материала, задания для тренировки, контрольные задания в двух вариантах.
Недостатки:
- главным недостатком данной платформы являются ошибки
- нет возможности проконтролировать выполнение заданий учащимися на самом портале.
Учи.ру используется нашими учителями. Разработанные на данных платформах уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС НОО.) и примерной основной образовательной программе начального общего образования. Учителю доступна статистика по последнему уроку, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.
Обучающиеся начальных классов принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах. Активность ребят повышается во время проведения марафонов.
Под дистанционными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий на расстоянии или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегоося и педагогического работника.(Так написано в Законе об образовании).
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья.
Виды дистанционных технологий:
Кейсовая -технология основывается на использовании наборовв (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимися при организации регулярных консультаций у учителя.
Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле-и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия.
Сетевые технологии используют телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно- методическим материалом и взаимодействие с различной степенью интерактивности между учителем и учащимся.
Дистанционные технологии- это инструмент для реализации основных принципов лично -ориентированного подхода обучения. Система образования предусматривает постоянное общение обучающимися как между собой ,так и с учителем. Это должно быть сотрудничество,а не передача знаний. В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель- ученик к отношениям сотрудничества (партнер-учитель-партнер- ученик).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеучебная деятельность в рамках внедрения ФГОС
отчет о внеучебной деятельности...
Организация внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС НОО
Понятие, задачи, условия, подготовительная работа, модели, результативность....
Опыт работы по организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС
В статье представлен опыт работы учителей начальных классов школы №436 по орагнизации внеурочной деятельности в рамках внежрения ФГОС путем создания Клуба "Лучики здоровья" для обучающихся начальной ш...
Повышение эффективности образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Данная презентация раскрывает цель внедрения ИКТ в образовтельный процесс, варианты применения ИКТ, знакомит с образовательными ресурсами, которые можно применять в учебной деятельности....
Доклад "Использование электронных средств обучения в целях интенсификации образовательного процесса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Быковская средняя общеобразовательная школа» В докладе раскрыва...
Презентация "Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении."
Методическая разработка по использованию специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО обучающегося ...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...