Интеграция обучения как средство повышения компетенции учащихся в образовательном процессе начальной школы
материал

Макарова Марина Анатольевна

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_master-klass.docx24.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер – класса – создать условия для профессионального самосовершествования учителя.

Задачи мастер – класса :

  1. Передача своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм интегрированного обучения.
  2. Совместная отработка методических подходов учителя – мастера и приёмов решения в поставленной программе мастер – класса проблемы.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.
  4. Оказание помощи участникам мастер – класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самооборазования и самосовершенствования.

  Ход мастер-класса:

Возьмите предмет из моего мешочка.

   Слайд 1.

   - Что это? (пуговица на экране)

  Давайте рассмотрим этот объект с точки зрения разных научных  дисциплин.  

 - Например, что подумали бы об этом 

математики? (геометрическая фигура,  круг…)

языковеды? (слово «пуговица» женского рода, 2 склонения, какое значение имеет…)

химики? (изделие из пластмасса…)

историки? (когда появилось это изобретение…)

    Конечно, наука пытается объяснить явления и объекты со своей точки зрения.  Но мы видим только один объект.

    Вы – взрослые образованные люди, а ребенок младшего школьного возраста может и не понять смысл разных точек рассмотрения.    У него восприятие и психические процессы еще развиваются. У дошкольника складывается своя  «картина мира».  Она целостна. Но она нарушается с приходом в школу из –за границ между предметами.

     Слайд 2.

  Метод интеграции можно назвать еще метапредметным. Он обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей.  

   Слайд 3.

 Это подтверждают слова философа И.  Канта .

  Чтобы глубже понять, как осуществляется интеграция предметов на конкретном уроке, выполним  небольшое практическое задание.

   У каждой группы на столе фрагмент картины. Рассмотрите его внимательно и подберите несколько слов, выражающих ваше настроение.

Давайте соберем части в единое целое.

 (Появление всей картины и автора)

   Слайд 4

Картина называется «Вавилонская башня» автор - художник Питер Брейгель.

Какое у вас создается впечатление от увиденного?

-  Какое теперь настроение?

 -  Какой контраст вы видите между частями строениями, цветовую гамму, переход между строениями и природой, людьми и природой?

 - Посмотрите на облик людей, их занятия?

  -Что это объясняет? (как бы ни было невзрачно жилье, люди чувствуют красоту, не все в жизни внешне красиво)

 -Внимательно всмотритесь в картину.  Что хотел показать художник, рисуя эту картину?  (Что не все безнадежно, есть контраст между бедностью жилья и красотой природы, что не материальное богатство главное, а духовное)

    Чтобы восприятие было более полным, первая группа найдет сведения о художнике и возможно об истории возникновения полотна ( в поисковик введите запрос: название картины, автора, история создания), вторая группа подберет  подходящее стихотворение, либо отрывок из него (можно ввести, например, запрос: стихи Средневековья), третья группа- находит музыку, как вы считаете, соответствующую настроению картины.(например, инструментальная музыка Средневековья)

      -И так что вы можете сказать об истории возникновения этой картины?

-А теперь , слушаем стихотворение на фоне музыки, ведь это вид искусства, который всегда воздействует на душу и чувства.

- Как вы думаете, одинаковы ли главные мысли полотна, стихотворения и мелодии? каковы они? (Что не все безнадежно, есть контраст между бедностью жилья и красотой природы, что не материальное богатство главное, а духовное)

- Уважаемые коллеги,  вы увидели, что при связи  областей искусства    достигается более глубокое понимание смысла художественного произведения. Дети видят эту связь, в душе у них происходит понимание того, что совокупность картины, литературного и музыкального  произведения создает атмосферу целостности мира.

         Слайд 5.

Восприятие произведения искусства — процесс постижения того, что порой невозможно выразить в языковой форме.

    Здесь можно использовать   арт-педагогические технологии такие как музыкотерапия и изотерапия.  Музыку можно рисовать, слушать, обсуждать. А в изотерапии работа с цветом, рисунки по стихотворениям и музыке.  У детей восприятие развивается через собственные ощущения. Поэтому сейчас  группам предлагаю нарисовать свои эмоции, чувства, которые возникли при восприятии стихотворения, картины и музыки.

    Посмотрим, как выразили свои эмоции наши участники? ( Показывают свои рисунки маски дам). Обратите внимание, что восприятие довольно схожее (различное) и эмоциональный настрой схож.

   Хочу добавить, что метапредметы всегда  ставили главной целью понятия смысла жизни, полного восприятия картины познания.  Это ответы на вопросы «Зачем мне это?», «Где мне это пригодится

   Слайд 6.

Коллеги, перед вами несколько незаконченных предложений. Вы можете их продолжить, чтобы сказать,  где вам  могут пригодиться эти знания и где можете их применить?  

Мне интересно, что…

Буду применять …

Теперь понимаю …

Меня удивило…

Было трудно…

Я попробую…

   Дорогие друзья,  еще раз всмотритесь в нашу картину.

   Слайд 7.

- Что великого мы можем здесь увидеть? Это великое заключено в малом - простом слове  мир. 

   Всё, что бы человек не воспринимал, это целостный образ, это мир.

 У этого слова много значений.  В этом простом слове заключено все, что важно для нас.

- Ответьте, что для вас  важно в этом мире? (ответы)

   Этот мир для нас привычен, но в то же время загадочен.

Собираясь каждый день на работу, учебу или прогулку, мы не придаем особого значения пуговкам на одежде. Они стали настолько привычным и обыденным аксессуаром, что порой их просто не замечаешь и застегиваешься по инерции. А ведь у пуговицы есть своя история. Она была изобретена еще во времена Средневековья. В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Также, согласно словарю Даля, в русских диалектах долго сохранялось название «пугалка». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию.

На ваших столах коробочки с пуговицами-«амулетами».

   Слайд 8.

Выберите одну из них, но не просто так, а соответствующего цвета: 

Цветочек - если для вас было многое не понятным на мастер-классе;
Желтые вишенки – символизирующие, что было не все понятно;
Красные вишенки - если мастер-класс не оставил вас равнодушным, было интересно.

 Закрепите «пугалку» на рамке, и пусть она вас охраняет, а эта маленькая репродукция будет напоминать вам слова  старинной мудрости:

Всматривайтесь в привычное - и вы увидите неожиданное,

Всматривайтесь в некрасивое -  и вы увидите красивое,

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное,

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

    Я желаю вам видеть в своих учениках неожиданное, красивое, сложное и великое. Давайте научимся сами и научим наших детей уметь наблюдать этот мир, уметь видеть в обычном красоту и воспринимать его таким, какой он есть, беречь его. Предлагаю продемонстрировать и запечатлеть ваше творчество, сделать общее фото.

   Спасибо за внимание!

                           

 Интернет – ресурсы:

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png

рамка

http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg

перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png 

книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png

 открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png

Свитки

 http://www. insolare.ru
http://www. o-detstve.ru
http://www. findwall.ru
http://www. komarovskiy.net
http://www. patstalom.com

 http://www.inpearls.ru/

https://www.google.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...

Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."

Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...

Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Использование сказок в образовательном процессе начальной школы: интеграция в занятия по математике, литературе и искусству

Сказки — это не только богатый источник культурных ценностей и важных жизненных уроков, но и мощный инструмент в образовательном процессе. Интеграция сказок в занятия по различным учебным предме...