Воспитание духовно-нравственных качеств личности у детей с ОВЗ на основе народного творчества.
статья (2 класс)
Необходимость обращения к духовному наследию русского народа. Народная культура - комфортная среда для развития детей с ОВЗ. Из опыта работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание духовно-нравственных качеств личности у детей с ОВЗ на основе народного творчества. | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание духовно-нравственных качеств личности на основе народного творчества» у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача.
У России великая, светлая душа. Народные танцы, песни и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью и напором. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность педагога.
По оценкам Министерства образования России, в настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) составляет около 751 тыс. человек. Наш город не является исключением.
Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, и в понятиях нравственности. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.
Народная культура - это именно та среда, которая комфортна для развития этих детей, проста в восприятии, не требует специальных навыков: народные пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, сказки, игровые и хороводные движения, элементы пляски, игра на простейших музыкальных инструментах - всегда вызывают желание включаться в предлагаемую деятельность.
В нашей школе работа по ознакомлению детей с народным творчеством проводится не только во время уроков, но и во внеурочное время: на коррекционных занятиях, кружках, занятиях воспитателей и даже во время режимных моментов.
Свое увлечение народным творчеством я смогла передать своим коллегам. Мы создали группу единомышленников – любителей народного творчества, которая переросла в коллектив художественной самодеятельности «Забавушка». Своими руками мы шьем народные костюмы для взрослых и детей. Наши дети очень любят наряжаться в яркие сарафаны и рубахи, с большим удовольствием выступают на праздниках, где поют народные песни, водят хороводы, играют на ложках.
Приобщение к истокам народного творчества делает праздники более яркими и запоминающимися.
На базе нашего общеобразовательного учреждения работают кружки по декоративно - прикладному творчеству, где дети мастерят поделки из дерева, глины, учатся вышивать, вязать, выжигать , играть на ложках …..
Лично я занимаюсь с детьми лепкой из солёного теста. На занятиях мы лепим ёлочные украшения, народные сувениры, обереги. К праздничным датам мы оформляем тематические выставки изделий, участвуем в районных и городских конкурсах. Созданные детьми поделки становятся не только украшением школы, но и подарками для родителей и гостей.
На прогулках разучиваем народные игры, которые открывают много нового в отношениях между детьми, побуждают их к продуктивному сотворчеству и благоприятно сказываются на психоэмоциональной сфере.
Стало доброй традицией посещать центр социальной поддержки людей пожилого возраста, где мы с ребятами проводим тематические мероприятия: «Деревенские посиделки», «В гостях у Самовара», «Масленица».
Мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Народные праздники и традиции для обучающихся с ОВЗ (УО)». Данной программой успешно, пользуются не только педагоги нашей школы, но и педагоги района. Систематически организуем семинары, где делимся опытом работы с коллегами нашего района по данному направлению.
Таким образом, работа по ознакомлению школьников с ОВЗ с народными традициями России способствует развитию творческого потенциала, развитию интереса к истории и самобытности наших предков и сохранению культурных традиций. Это способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. У детей повышается познавательный интерес к народным обычаем и традициям, появляется устойчивое желание больше узнать о Родине. Интерес к познанию у детей выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста
Доклад по указанной теме....
Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста
Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло ...
Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств
В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"...
Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....