Совершенствование качества образования через применение УУД
материал на тему
Выступление на методическом объединении начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_kachestva_obrazovaniya_cherez_primenenie_uud.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование качества образования через применение УУД
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение педагога, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90 годов прошлого века. Во-первых, современные дети более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Т.к. информация подчас носит противоречивый характер, то это вызывает у современных школьников состояние тревожности и неуверенности. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры. Как следствие- приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). При организации учебного процесса в системе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.
В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
-самостоятельность в принятии решений и выборе;
-умение отвечать за свои решения;
-способность нести ответственность за себя и за близких;
-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. При организации учебного процесса в системе у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить: -личностные;-регулятивные; -познавательные;-коммуникативные.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6.Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
1.общеучебные,
2. логические,
3.действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
3.знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
4. умение структурировать знания;
5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор».
«Образование есть то, что остается после того, как забывается все, чему нас учили»,- писал А.Эйнштейн. В современных условиях задача учителя - показать ученику путь к познанию, научить его учиться. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов и начального, и основного образования является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования. Не нужно пугаться изменений в привычных образовательных и педагогических подходах, их подсказывает нам с вами жизнь и здравый смысл, если, конечно, мы не безразличны к судьбе наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Данный материал поможет добиться качественного усвоения знаний при использовании компьютерных технологий....
Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования
«Совершенствование качества образования посредством механизмашкольной системы оценки качества образования (ШСОКО)» ( выступление ...
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий Основной целью модернизации всей системы образования в последние дес...
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное р...
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Из опыта работы учителя начальных классов...
«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»
Теоретическое обоснование эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....
«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным техн...