Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий (из опыта работы)
материал по теме
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока
- повышение мотивации учащихся
- мониторинг их достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
(Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 10» г.Владивосток Кондратюк Е.С.)
Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является – повышение качества образования. Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Она должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Я работаю учителем почти 35 лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Наша школа – школа компетенции. Она имеет современное оснащение, мобильный класс, интерактивные и мультимедийные доски в кабинетах начальных классов. Всё это в учебном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
- Создание презентаций к урокам;
- Работа с ресурсами Интернет;
- Использование готовых обучающих программ;
- Разработка и использование собственных авторских программ.
Одним из главных предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок математики. Я учу детей по учебнику – тетради «Математика» автора Н.Б.Истоминой образовательной системы «Гармония». По новому ФГОС одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, блицы, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Ребята с увлечением решают такие задачи и очень хотят продемонстрировать свои достижения всему классу, проверить их правильность, сравнить свои решения с другими. Анимация этих заданий и демонстрация на экране позволяет это сделать. «Ожившие» картинки помогли ребятам класса лучше усвоить новый материал и повысили их интерес к предмету
На уроках русского языка я использую таблицы, презентации и отрывки из фильмов.
На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопедии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, составление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из фильмов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и постановкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.
Я использую комбинированные игры на интегрированных уроках повторения и закрепления ЗУН. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. В них я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Возможен показ документальных фильмов по теме урока.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
- усиление интенсивности урока
- повышение мотивации учащихся
- мониторинг их достижений
Для решения этих задач я использую следующие направления:
- создание флеш-анимаций
- подготовка индивидуальных карточек
Основные этапы по созданию флэш-анимации включают в себя:
* выбор тем и иллюстраций для анимации;
* определение педагогических методик их использования;
* создание флэш-анимаций;
* проведение урока;
* включение наработок в общую педагогическую копилку
Но подготовка таких флэш-роликов довольно трудное дело. Было бы здорово, если бы вместе с учебником уже предлагался набор соответствующих электронных ресурсов. Пока же приходится их делать самостоятельно, используя внутренние резервы. Поэтому я старалась выбирать наиболее важные темы, где компьютерная демонстрация наиболее полезна. Были подготовлены флэш-анимации еще для нескольких уроков.
Всем известно, как дети любят смотреть мультфильмы, а когда они получают возможность управлять действиями персонажей из своего учебника, они счастливы. При этом самостоятельные действия с героями и моделями на экране реализуют элементы деятельностного подхода..
Использование компьютера, повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала, в данном случае, - решения занимательных задач. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей, таким образом, применение флэш-анимаций на уроках усиливает мотивацию школьников при изучении учебного материала, повышает интенсивность урока, способствует лучшему усвоению материала за счет наглядности его представления. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от мониторов.
На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Фраза», «Фантазеры», «Приключения юного натуралиста Плюма», «Юный математик. 3-4 класс», «Весёлая математика», и многие другие. окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
В 2011-2012 учебном году я начала проводить уроки окружающего мира с компьютерным сопровождением. Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, я пришла к выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать следующие факторы:.
• Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
• Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
• Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.
• Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
• Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют интегрировать их в существующие формы обучения, как например:
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала я использую проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков я использую обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяю программы с тестовыми системами. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:
- Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
- Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
- Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
- Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
- Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Вывод:
- информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса,
- активизируют познавательную деятельность учеников;
- позволяет организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.
Применение ИКТ на уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Используя деятельностный метод обучения, я имею возможность решать такие методические задачи:
- формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формирование навыков самообразования, развития способности к академической способности учащихся;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и кооперативно решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
На уроках, в зависимости от его целей, использую разнообразные дидактические средства обучения: использование цифровых ресурсов при объяснении нового материала: презентации, информационные Интернет-сайты, информационные ресурсы на дисках. Использование ЦОРов при отработке и закреплении навыков: компьютерные обучающие программы, компьютерные тренажеры, ребусы, компьютерные игры, печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) — (цифровые таблицы), печатный иллюстративный материал. Использование ЦОРов на этапе контроля знаний: компьютерные тесты (открытые, закрытые), кроссворды (с автоматической обработкой результата).
Использование ЦОРов для самостоятельной работы учащихся: цифровые энциклопедии, словари, справочники, таблицы, шаблоны, электронные учебники, интегрированные задания.
Использование для исследовательской деятельности учащихся: цифровые естественнонаучные лаборатории, Интернет. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в нашу работу как учителя начальных классов способствует достижению основной цели — улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на моих уроках представляется целесообразным и необходимым. Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.
Используемые Интернет ресурсы:
- . Сетевое объединение методистов http://school.edu.ru/catalog.asp
В разделе «Начальная школа»:
- разработки к урокам;
- новинки литературы;
- программы по предметам;
- официальные документы.
2. Газета «Первое сентября»
http://nsc.1september.ru/
«Начальная школа»:
Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины ...
3. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
- Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
- Досуг;
- Воспитание;
- Психофизическое развитие
. 4. Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp
Раздел «Начальная школа»
- Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
- Досуг;
- Воспитание;
- Психофизическое развитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"
Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Данный материал поможет добиться качественного усвоения знаний при использовании компьютерных технологий....
Пути повышения качества образования младших школьников в образовательном учреждении. Из опыта работы.
Основной целью модернизации всей системы образования в последнее десятилетие является повышение качества образования. Начальная школа должна отвечать актуальным и перспективным потре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335490-1383727197.jpg)
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий Основной целью модернизации всей системы образования в последние дес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-480742-1411252032.jpg)
Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий
Из опыта работы учителя начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-497953-1414168169.jpg)
«Система формирования качества образования через применение современных образовательных технологий (мультимедиа-технологии) на этапе реализации ФГОС»
Теоретическое обоснование эффективности использования мультимедиа-технологий в обучении младших школьников. (с презентацией)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860130-1480592749.jpg)
«Повышение качества образования через применение новых компьютерных технологий»
Чтобы добиться первостепенной задачи качественного усвоения знаний, мне необходимо было сделать учебный процесс максимально эффективным. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным техн...