Формирование учебной самостоятельности
статья на тему
Материал содержит статью о формировании учебной самостоятельности младших школьников на уроках русского языка. Приводится классификация упражнений и примеры заданий, применяемых на уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование учебной самостоятельности на уроках русского языка в начальной школе.
«Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку,
Два дня - две рыбки, всю жизнь – научи его ловить рыбу».
(Японская мудрость).
В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из целостных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации». В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоя-тельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв, цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но не зависим от затраченных усилий, ребёнок всё равно испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность ребёнка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования школьника. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к знаниям, учится значительно ниже своих возможностей. Учебная самостоятельность, основы, которой закладываются в 1-ом классе, рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.
Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребёнка, как познавательная активность, интерес. Творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:
- наличие задания учителя;
- руководство учителя;
- самостоятельность учащихся;
- выполнение задания без непосредственного участия учителя;
- активность учащихся.
Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель её – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время. Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приёмы работы, сопровождать чёткими объяснениями, записями на доске. Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа -это в основном разнообразные упражнения. Поэтому важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.
Согласно основных способов усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:
- упражнения на звукобуквенный анализ – это тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши те слова, в которых звонкие согласные;
- упражнения на запоминание – при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду как активизировали в комплексе зрительный, рече -двигательный и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;
- упражнения на решение орфографических задач – это упражнения на распознавание понятий, ситуаций и на применение определённых правил.
Приведу примеры заданий для самостоятельных работ по русскому языку.
Прочитай, подумай и отгадай загадки. К каждому слову-отгадке, подбери несколько прилагательных и запиши.
Тоненький, кругленький, сердце чёрненькое, кто на его след посмотрит, мысль его узнает.
Текло, текло и легло под стекло.
Глянешь – заплачешь, а лучше него нет в мире.
Кто рисунок на окне за ночь сделал мне?
Отгадки: карандаш, река, солнце, мороз.
Пример: карандаш красный, короткий, тонкий и т.д.
Очень помогают в проведении различных видов самостоятельной работы материалы тестов Голубя, в которых к каждой теме разработан материал, позволяющий дифференцировано подходить к работе. Также использую фрагменты слайдов для самостоятельной работы на различных этапах урока.
Таким образом, самостоятельные работы по технологии учебных циклов дают положительный результат, вызывают у моих учеников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивать интерес и потребность в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной самостоятельности у младшего школьника на уроках математики.
Тематическая разработка...
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"
В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....
КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
По ФГОС (развивающее обучение) используется содержательное оценивание учебных действий. Ученик не должен бояться проверочных работ, допустить ошибку, т.к. уверен, что его не накажут (двойкой, неодобри...
доклад "Формирование учебной самостоятельности у глухих обучающихся младших классов"
Проблема формирования у младших школьников самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Он...
Формирование учебной самостоятельности в начальных классах
Формирование учебной самостоятельности в начальных классах...
Формирование учебной самостоятельности учащихся, как способ повышения качества обучения младших школьников/
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся является актуальной. Это можно объяснить тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирова...