Особенности формирования нравственных представлений о патриотизме у младших школьников
статья на тему

Хлебникова Оксана Александровна

Представлена статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ  НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ПАТРИОТИЗМЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. А. Хлебникова

МАОУ Домодедовская СОШ № 4 с УИОП

городского округа Домодедово

« Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский.

          Нравственное воспитание- это одна из основных проблем педагогики. Особенностью нашего времени является размывание границ между важнейшими духовными ценностями, осознанием человеком, что есть добро и что есть зло. Только осознание этих ценностей и дает право человеку называться Человеком. А это значит, что с раннего детства ребенок нуждается в помощи по осмыслению понятий смысла жизни, добра и зла, совести. В любом обществе все эти проблемы заново встают перед каждым человеком и требуют его самостоятельного решения по каждому из названных вопросов: «Ты с кем?» , «Ты где?», « Ты какой?» Воспитание чувств, воспитание характера – все это сложнейшие задачи воспитательной деятельности школы, педагогов и всех нас. Это не только задачи нравственного воспитания. Это  задачи социальные, так как эмоциональная тупость, бескультурье чувств рождают жестокость, грубость, насилие над личностью. Вопрос о том, как закладывать основы нравственных представлений о патриотизме в системе учебно – воспитательного процесса, нашел отражение в работах выдающихся педагогов. Так, в книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский говорит о том, как ввести ребенка в мир познания окружающей действительности, как помочь ему пробудить и утвердить в детской душе нравственные представления, чувства и переживания, как воспитать человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке, взаимопомощь и патриотизм. В.А. Сухомлинский  говорил: « Детские годы,- возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности и нравственности . От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями , в нем дети видят красоту, счастье и горе. Всё , что происходит в окружающем мире, всё, чем жили люди в прошлом и чем живут в настоящем, ребенок разделяет на добро и зло. Чтобы заложить в годы детства основу человечности, надо дать ребёнку правильное видение добра и зла».  В школе именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться нравственные представления и качества ребенка.
Художественные произведения, изучаемые на уроках и во внеурочное время, должны учить правильно жить, искренне поступать, уважительно относиться к людям и к самому себе, любить свою Родину. На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе родного края. Работая с текстом стихотворения Г. Новицкой «Береза», обращаю внимание детей, что береза – самое поэтичное дерево в России, вспоминаю строки А. Прокофьева: «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную...», О. Шестинского: «Без березы не мыслю России...» Дети подержат березовый листик в руках, удивятся, какой он маленький, обведут его на бумаге и раскрасят.  Они назовут березку стройной, кудрявой,  красивой,  высокой, нарядной, белоствольной, лесной красавицей . Порадуются, что сами живут в березовом краю. Читая произведения великих русских писателей  – А.С. Пушкина («...Под голубыми небесами»),  А.К. Толстого  («Вот уж снег последний в поле тает...»), Л.Н. Толстого («Какая бывает роса на траве»),  отправляемся с детьми в красивый мир, окружающий их, мир, в котором маленькие граждане России встретят роскошную русскую зиму, «зеленый дым» весны, а алмазные россыпи росы удивят детей красотой, которую каждый из них может увидеть на своей родной земле . В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы. На уроках, встречаясь со сказками, младшие школьники задумываются над вопросами учителя:

– Кто автор данной сказки?

– Как народ может написать сказку?

– Почему народ написал сказку об этой черте характера?

Однако не только в сказках, но и в пословицах, мудрости нашего народа, черпают дети представления о патриотизме, глубокой любви к Родине. Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.

            Во 2-м классе дети узнают о различном написании этого слова – «Родина» и «родина». Формирую  представление о малой родине, о любви к родному дому, об ответственности за близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви. На уроках дети начинают осознавать себя частью великого народа нашей державы. Это происходит при изучении практически всех произведений, помещенных в учебнике 2-го класса О.В.Кубасовой . Хотя они сгруппированы по темам: детство – семья (родные, любовь, забота) – школа (друзья, учебный труд) – родная природа (красота, ответственность, забота), – все эти темы – разные грани одного большого понятия – понятия Родины.

            К примеру, при работе с рассказом А.П. Гайдара «Чук и Гек», которая ведется на шести уроках, постоянно звучат почти все эти понятия. Ученики отмечают, что мальчики очень любили свою смелую, добрую, трудолюбивую, отзывчивую мать. А еще Чук и Гек любили свою малую родину – Москву, «лучше которой и нет на свете», понимали, что надо «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Когда ученики составляют характеристику отца Чука и Гека, они выделяют в нем такие черты, как трудолюбие (много работал), любовь к жене и детям (скучал по ним), силу и добродушие.

На вопрос о том, для чего Гайдар написал это произведение, дети отвечали:

– Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.

– Чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.

– Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.

– Чтобы старшие заботились о младших.

– Чтобы жили дружно, не дрались и не ссорились.

– Чтобы любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.

– Чтобы были честными и говорили только правду, какой бы она ни была горькой и неприятной.

Постепенно в ходе обсуждения этого произведения у детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга будущих граждан нашей страны.

        Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития

Особенности  формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...

«Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»

В данной статье я поделилась опытом, как я формирую нравственные представления и мотивы поведения в 3 классе....

Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения.

В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической г...

Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.

Данная статья будет полезна учителям, родителям и учащимся...

Программа самообразования учителя начальных классов по теме: «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»

Программа самообразования учителя начальных классов по теме:  «Особенности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Формирование первоначальных представлений о себе у младших школьников с нарушениями интеллекта...