Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения.
методическая разработка по окружающему миру по теме
В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизацию различных видов деятельности, повышение экологической грамотности детей с ОВЗ посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_elementarnyh_predstavleniy_ekologicheskoy_gramotnosti1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.
Экологически развивающая среда в школе должна способствовать
развитию познавательной активности ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности. Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды, и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время.
Целью экологического воспитания детей с нарушениями интеллекта является формирование элементарных представлений экологической
грамотности, ответственного отношения к окружающей среде.
По данному направлению каждым воспитателем проводится работа на занятиях в ГПД. Учитывая современные требования к учебно-воспитательному процессу, реализация данной программы осуществляется с привлечением современных методов обучения и, в частности, применением информационно – коммуникационных технологий. Данная программа по экологическому воспитанию отличается от ранее существующих тем, что на занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают элементарными навыками общения с компьютером, через различные игры, задания экологической направленности. У детей на таких занятиях развивается познавательная деятельность, происходит коррекция основных психических функций, а также проявляется отношение к объектам природы. Дети совместно с воспитателем учатся делать несложные презентации экологической направленности. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений, выполняя программированные задания. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла (беседы), но и такие виды, как игровые, трудовые, по художественной деятельности, физкультурные (экологооздоровительные). На всех видах занятий возможно использование компьютера и компьютерных продуктов.
Все занятия между собой связаны и усложняются как по содержанию, так и по уровню овладения знаниями, умениями, навыками детьми с ОВЗ.
Программа рассчитана на работу с учащимися с ОВЗ начальных классов в возрасте от 9 до12 лет. Данный возрастной отрезок детей с ОВЗ наиболее благоприятен для воспитания экологической грамотности, так как младшие школьники уже способны оценить красоту окружающей природы, способны сосредоточить внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Формируется умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Программа рассчитана на 3 года.
Природа, мы твои друзья! (воспитательное занятие с применением ИКТ)
Ход занятия:
Слайд №1 Вводная беседа.
СТАРТ: Чтобы отправиться в путешествие, послушайте и скажите, о чем говорит поэт?
Слайд №2
Даль степей безбрежная,
Ширь полей раздольная,
Песня соловьиная в тишине дубрав….
СТАНЦИЯ 1: «Загадочная»
(названия станций оставлять на доске)
Ведущий: Почему так называется станция? /Потому, что будем отгадывать загадки./ Загадки…
СТАНЦИЯ 2: «Хорошо - плохо»
Игра:
В: Ребята, вы видите на экране разные ситуации. Если в сюжете помогают природе, берегут ее, то вы должны поднимать зеленые квадраты – это цвет защитников природы. Если в сюжете люди наносят вред природе, то вы поднимаете красный треугольник.
Сюжеты:
Слайд №3
Дети подкармливают птиц зимой.
Слайд №4
Дети разводят огонь в лесу.
Слайд №5
Вырубка леса.
Слайд №6
Девочка кормит из рук белку.
Слайд №7
Дети сажают деревья.
Слайд №8
Из трубы в речку льются отходы завода.
Слайд №9
Дети рвут цветы в лесу, в поле.
СТАНЦИЯ 3: «Дорисуй-ка»
СТАНЦИЯ 4: «Музыкальная»:
СТАНЦИЯ 5: «Четвертый лишний»:
Ведущий: Что будем делать на этой станции? Прочитайте слова.
Слайд №10
Волк, лиса, медведь, корова. (Почему?); дикие - домашнее животные
Слайд №11(проверка)
Слайд №12 Крыжовник, черника, земляника, малина. (Почему?); садовые – лесные ягоды
Слайд №13 (проверка)
Слайд №14 Ель, сосна, береза, пихта. (Почему?); хвойное – лиственные деревья (проверка).
Слайд №15 Сливы, яблоко, груша, лук. (Почему?); фрукты – овощ
Слайд №16 (проверка)
Слайд №17 Подберезовик, волнушка, сыроежка, мухомор. (Почему?); Слайд №18 (проверка)
Слайд №19 Воробей, соловей, иволга, грач. (Почему?). Перелетные – неперелетные.
Слайд №20 (проверка)
Вывод: Что мы делали на этой станции?
СТАНЦИЯ 5:«Воздух, земля, вода».
Ведущий: А на этой станции мы отдохнем.
СТАНЦИЯ 6:«Пантомима»
Ведущий: Изобразить животное,
ФИНИШ
Ведущий: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Как надо относиться к природе?
Как нужно относиться к собственному здоровью?
Мальчики прочитают стихотворение о природе:
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
Слайд 21: Ах, если б мы беречь умели
Клочок доверенной земли,
Слайд 22: Березки эти, эти ели
И травы, что к ногам легли!
Слайд 23: Ах, если б мы ценить умели
Всю красоту родной земли,
Слайд 24: То трубы, словно шрам на теле,
На лик прекрасный не легли!
Слайд 25: Ах, если б мы беречь умели
И чистоту, и свежесть вод,
Слайд 26: Не провели б тогда к озерам
Наш бытовой грязеотвод.
Слайд 27: Мы верим: разум победит,
И будет свет в конце тоннеля.
Пока огонь в сердцах горит,
Надежда есть, что мы сумеем
Живой природу сохранить!
Литература
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/ авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005г.
Т.С.Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - Москва: ЦГЛ, 2003г.
Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2008г.
Экологические сказки / сост. Г.А.Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005г.
Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми / авт.-сост. Е.А.Щербанёва. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005г.
Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями, Йошкар—Ола, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, его влияние на успешность обучени...
План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию Данное занятие состоит из следующи...
"Формирование мелодико-интонационной выразительности речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VII-VIII вида"
В пособии представленны разные виды заданий по развитию просодической стороны речи учащихся младших классов коррекционных школ...
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе VIII вида.
Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе ...
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Формирование и коррекция навыков общения у младших школьников специальных и коррекционных школ VIII вида.
Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себ...
Презентация «Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников в коррекционной школе»
Чтобы мотивировать детей на здравоохранительное поведение их, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать полож...