«Формирование нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»
опыты и эксперименты (3 класс) по теме

Машкова Алёна Борисовна

В данной статье я поделилась опытом, как я формирую нравственные представления и мотивы поведения в 3 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

«Формирование

нравственных представлений и мотивов поведения у младших школьников»

(из опыта работы учителя начальных классов

                       Машковой А.Б.)

2016 – 2017 учебный год

     Большая роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания учащихся принадлежит начальной школе.

Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть  безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве. 

     Когда я приняла детей в 1 класс, поняла, что многие дети не имели элементарных представлений о культуре поведения, правилах хорошего тона,                               не умели общаться друг с другом (дрались, обзывались); использовали в речи нецензурную брань, причем, для них она была вполне уместной.  Хотя нельзя не отметить и воспитанных детей, которые в этой ситуации не знали как себя  правильно вести.

     Учитывая всё это, я направила свою  работу на формирование и развитие

нравственных качеств детей, целью которой является социально-педагогическая поддержка становления личности школьника. Т.е. такого ученика, который будет

    - уметь учиться, будет способным организовать свою деятельность, умеющего правильно пользоваться информационными источниками, отличать добро от зла и не поддаваться искушениям;

       - обладающего основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

    -любознательного, интересующегося, активно познающего мир;

    - любящего свою семью, свой край, свою Родину;

    - уважающего и принимающего ценности общества;

    - готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;

    - выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

Из целей я сформировала направления работы и базовые ценности

 

Направления

Базовые нравственные ценности

1

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике

3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие

4

Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

5

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

6

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве

         

     Так шаг за шагом, урок за уроком,  день за днём дети учились жить в школьном коллективе.

Принципом постепенности нравственное воспитание реализуется на каждом уроке, на классных часах, во внеклассной деятельности и в постоянной жизни детского коллектива, где  активно применяются различные формы работы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, мини-диспуты, различные викторины, игровые программы, классные часы, конкурсы, проектную и исследовательскую деятельность, например, на уроках окружающего мира и прочее.

     На уроках литературного чтения благодаря художественному образу, дети постепенно начинают оценивать себя, свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, я помогаю  детям  разобраться в них, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.

     Усвоение каждой нравственной нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Поэтому изученные правила и нормы я стараюсь закрепить на практике. Например: познакомились с правилами поведения в общественных местах – едем в цирк на представление; говорили о бережном отношении к природе – на экскурсии стараемся их применять; провели беседу о милосердии –помогаем бабушкам, дедушкам, родителям, создаем проект (Слайд).

     Проводя классные часы, я постоянно стараюсь, чтобы ребята не являлись пассивными слушателями, а максимально включались бы  в совместную работу; при этом я стимулирую  их творческую активность с помощью слов одобрения, грамот, благодарностей. (Слайд). Во время проведения классного часа я создаю ситуации, для того чтобы каждый мог высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, так как понимаю, что только самостоятельное участие ребенка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать серьезный воспитательный эффект, которого невозможно добиться никакими поучениями и  наставлениями.

     Большую роль в развитии нравственных качеств играют органы самоуправления, которые с первого класса начали  свою работу . Все учащиеся  привлекаются к организации жизни классного коллектива. Мы выбираем командира отряда, санитаров, книголюбов, цветоводов. Каждому ученику объясняются его обязанности, ведется соревнование. На классном часе были приняты правила, по которым работает и живет наш  классный коллектив.

1. Делай добро!

2. Люби и прощай людей, бойся их обидеть!

3.  Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе!

4.  Найди свою цель в жизни!

5.   Не ищи оправдания собственным слабостям, не позволяй душе лениться!

6.  Познай себя и мир!

7. Лучше отдать свое, чем взять чужое!

8.  Не теряй веры в себя!     

Я думаю,  при правильном процессе самоуправления дети учатся давать оценку себе и своему товарищу, учатся исправлять свои ошибки, выполнять порученную работу ответственно.

     Большое поле деятельности – гпд. На клубных часах, на занятиях по интересам применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники  (например: Что должны сделать герои сказок «Маша и три медведя, Красная Шапочка и Серый Волк, Волк и три поросёнка» , чтобы всегда жить дружно?) или жизненные ситуации  (например: Мимо проходил одноклассник и столкнул с твоей парты учебники. Твои  действия? ) Анкеты. «О заботливом отношении к людям» (беседа – размышление), о добре и зле «За правым и левым плечом», «Дружба начинается с улыбки» игры минутки о дружбе, игра « Выбор друзей в стране Слов» (ассоциация), спортивные соревнования, игры и другие.

     На занятиях система нравственных ценностей рассматривается через пословицы и поговорки, которые заставляют детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение.  коллективные игры (Слайд).

      Рассматривая различные качества людей, использую игровые ситуации во внеурочной деятельности, помогающие детям лучше запомнить информацию, когда ребенок не только слышит, но и имеет возможность потрогать изучаемый объект.

          Так, например, для усвоения понятия "сердечность" на внеурочке «Мир деятельности» выполняется упражнение "Мягкое сердце" (для его выполнения необходима мягкая игрушка в виде сердца). Дети вспоминают, какого человека можно назвать сердечным (того, кто умеет любить других)

     Затем учитель говорит: "Но, к сожалению, на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Их называют бессердечными". Показывая игрушку-сердце, предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим, дает потрогать сердечко и просит детей перечислить, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца (это могут быть: мама, папа, друзья и даже любимые игрушки). Держась рукой за сердце, дети представляют свое собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. И из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить. На внеурочной деятельности в курсе «Мир деятельности» есть такие темы, как «Вера в себя», «Секреты понимания», «Учимся дружно», «Ценности нашей жизни», на которых продолжается работа по формированию нравственных представлений и мотивов поведения» (Слайд).

    Очень важная работа происходит во время подготовки к тем или иным мероприятиям, т. к. здесь живое общение, и именно здесь ребёнок учится уважать другого. Прислушиваться к другому, тактично отстаивать своё мнение. Доброжелательность! – вот наш главный лозунг. (Слайд)

Участвуя в классных и общешкольных мероприятиях, каждый хочет отличиться, быть лучшим. Я стараюсь найти в ребенке его ценностное «зерно», привлечь к нему внимание других.  Здесь для меня важно сформировать  у детей чувства гордости за  себя, своего товарища, свой класс; помочь установить дружеские отношения и сделать каждого активным участником коллективных творческих дел. Могу с уверенностью сказать, что как коллектив класс сформировался. Ребята стараются выполнять любое дело вместе, помогают друг другу.

     Особое внимание мною уделяется семейному воспитанию. Ведь сколько бы хорошего не старался вложить учитель в своего ученика, многое ребенок черпает от своих родителей, от среды, в которой он находится.

Поэтому на родительских собраниях я постоянно провожу просветительскую работу в вопросе воспитания детей доверием, примером, праздником, совместно с родителями проводим утренники, экскурсии

     Проводя работу по нравственному воспитанию учащихся, всегда помню, что стиль моих отношений с детьми определяет характер отношений между детьми. Мною приветствуется путь воспитания, основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МОТИВОВ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. Психологи не ...

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».

В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...

Мотивы к учению младших школьников.

Памятка родителям о мотивах к учению младших школьников....

Мотивы учения у младших школьников

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении ...

Мотивы учебной деятельности младших школьников.

Выступление на ШМО учителей начальных классов. Подготовила Афанасьева Н.Ф....

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника.

Значение оценки как мотива учебной деятельности младшего школьника....