Аналитический отчет за межаттестационный период.
учебно-методический материал по теме

Подситкова Татьяна Ивановна

Тема Создание условий для формирования у учащихся познавательных и социальных мотивов учения как средства повышения качества образования обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot2015_podsitkova_ti.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области.

Управление образованием Орджоникидзевского района

города Екатеринбурга.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 117.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

                                      Составитель: Подситкова

 Татьяна  Ивановна  

                                                              Должность:

учитель                                            

        начальных классов.

Екатеринбург, 2015

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………………3                                                              

1. Аналитическая часть………………………………………………………………….5                                      

2. Проектная часть…………………………………………………………………...…27                                              

Заключение………………………………………………………………. …………….28                                                        

Список литературы……………………………………………………………………..29  

Приложения……………………………………………………………………………. 30                                        

Введение

Я, Подситкова Татьяна Ивановна, работала учителем начальных классов с 1996 года по 2007 год, в данный момент работаю в ОУ с ноября 2014 года (общий педагогический стаж  составляет 11,5 лет). В данном учреждении работала 11 лет (с 1996 года по 2006 год, и продолжаю работать с ноября 2014 года). Аттестуюсь повторно. Ранее была присвоена 1 квалификационная категория.  Анализ педагогической деятельности проводится за 2014-2015 год.

За это время в образовании произошли большие изменения – в 2009 году был введён новый ФГОС НОО.

В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не столько накопление конкретных знаний и отдельных умений, сколько  формирование универсальных учебных действий и уже на их основе усвоение базовых знаний, а главное – умение самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира. По мнению ведущих ученых   педагогической науки и  прогрессивных педагогов  формирование умения учиться является основной целью образования XXI века. Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Работаю над методической темой: «Создание условий для формирования у учащихся  познавательных и социальных мотивов учения как средства повышения качества образования обучающихся». 

       Основной целью моей педагогической деятельности в предшествующий аттестации период было освоение ФГОС, создание условий  для формирования и развития у обучающихся предметных и метапредметных результатов образования как основного показателя его качества.

В связи с поставленной целью решала следующие задачи:

  • Внедрить в педагогическую практику систему учебных проблемных заданий как средства реализации деятельностного метода обучения;
  • Обеспечить включение обучающихся в творческую, поисковую деятельность через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
  • Внедрить в постоянную практику мониторинг уровня сформированности предметных и метапредметных результатов образования.

В предшествующий аттестации период реализовывала следующие направления деятельности:

        -  организация учебной деятельности обучающихся  в соответствии с ФГОС;        -  воспитательная работа с обучающимися в рамках деятельности классного руководителя;

        - участие в методической работе школы и повышение собственной квалификации.

В учебном процессе  опираюсь на:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373.
  • Учебные программы по предметам в рамках образовательной системы «Перспектива». 
  • Учебный план образовательного учреждения.

1.Аналитическая часть

        Актуальность проблемы, связанной с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании предметов в общеобразовательной школе, заключается:

-в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;

-в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности;

-в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;

-в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;

-в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,

-в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.

        Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • регулятивной (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:

  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание).  Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Считаю, что необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ:

- Личностные – ценностные  ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной социальные чувства, личностные качества;

- Предметные – усвоенные  учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний;

- Метапредметные – освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

        

На мой взгляд, одним из приоритетных направлений образования в начальной школе является развитие речи в целом, и коммуникативных умений и навыков, в частности, поскольку, только через формирование речевой деятельности возможно становление и совершенствование познавательных процессов, мышления, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Кроме этого, овладение языком, речью – необходимое условие социализации личности, адаптации к жизни в современном обществе.

Поэтому свою деятельность в учебном году нацелила на анализ и развитие коммуникативных умений.

Коммуникативная подготовка младших школьников предполагает владение ими коммуникативной образовательной компетенцией, которая входит в состав одной из ключевых компетенций, формируемых в системе общего образования.

Сам термин «коммуникативная компетенция» широко используется в западной методике и начал активно использоваться отечественными методистами. Но в современной методике обучения и воспитания младших школьников согласно новым федеральным стандартам начального общего образования сегодня широко используется термин «коммуникативные универсальные учебные действия», которые относятся к метапредметным (надпредметным), предполагающим овладение межпредметными понятиями и умение учиться.

К коммуникативным действиям младших школьников относятся:

-осуществление учебного сотрудничества;

- постановка вопросов;

- управление поведением партнёра;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т. д.

 Стоит отметить основные формы учебной коммуникации.

Монологические формы речевой коммуникации:

- выступать с готовой заранее речью;

- выступать с неподготовленной речью;

- рассказывать;

- пересказывать;

- спрашивать и задавать вопросы

- сообщать;

- докладывать;

- отвечать на вопросы;

- аргументировать;

- ассоциировать;

- критиковать;

- доказывать и опровергать;

- защищать и доказывать своё мнение.

 2) Диалогические формы речевой коммуникации.

- учебная беседа учителя и ученика;

- учебная беседа в парах;

- учебная беседа в группах;

- дискуссия;

- дебаты;

- переговоры;

- ответы на вопросы;

- ролевая игра;

- театрализация;

- блиц-турнир;

- учебный ринг;

- заседание клуба;

- защита проекта.

Развитие  коммуникативной компетенции может иметь следующие этапы:

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

        

Одной из движущих сил развития коммуникативной культуры учащихся является творческая работа, которая вызывает интерес к изучаемому материалу, обеспечивает уверенность в себе и способствует формированию самостоятельности в учебной деятельности. Творчество означает созидание нового, нестандартное выражение путей и результатов деятельности. Творческая деятельность детей характеризуется способностью продуцировать уникальные идеи, способы решения задач, и представлена в опыте разнообразными приемами и видами работ. 
Инструктивно – методические игры. Например, игра «Расскажи мне о себе» используется на уроке русского языка при изучении частей речи, когда дети рассказывают об определенной части речи. В игре «Шаги» дети учатся, используя алгоритм (памятки), поэтапно выполнять задание.
Сюжетно - ролевые игры не только обобщают имеющийся опыт, но и развивают коммуникативные умения. «Лесная школа», «Художественная мастерская», «Экпериментальная лаборатория» привлекают детей необычностью организации, учат находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций. 
Драматизация художественного
 произведения на уроках литературного чтения служит для раскрытия творческого потенциала, дает возможность испытать собственные чувства, переживать эмоции на примере героев произведений. При таком виде творческой работы развиваются коммуникативные способности на основе вербальных и невербальных способов общения. 


         Овладение умениями общения на творческом уровне начинается уже в 1 классе. Чтобы пробудить потребность к общению, чтобы дети не потеряли интерес к слову, хотели и умели говорить охотно, в своей работе использую 
викторины, игры по стихосложению (рифмовки, считалки, добавлялки), составление и разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов,шарад. 

Применяю в практике своей работы комплексную субъектно-ориентированную педагогическую диагностику уровня развития коммуникативных действий младших школьников как способа получения информации для педагогического анализа и решения профессиональных задач. Это является сегодня объективной потребностью общества, требованиями парадигмы личностно ориентированного образования, условием эффективной реализации методики коммуникативной подготовки младших школьников с целью становления коммуникативно-развивающейся языковой личности.

Методическими критериями отбора и разработки мной диагностического материала для выявления уровня становления коммуникативно-развивающейся языковой личности младшего школьника стали мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, сензитивность (соответствие психологическим особенностям возраста), а также функциональность.

Педагогическая диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника осуществлялась в естественных условиях целостной поликультурной учебно-пространственной среды начального языкового образования на первом этапе исследования и включала в себя исследовательскую методику по трем направлениям:

1) коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества или кооперации (аспект продуктивности общения). В этом направлении я применяю парную работу учащихся начальных классов с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом их взаимодействия, анализ выполнения творческой работы (Г. А. Цукерман «Рукавички»);

2) коммуникативные действия, направленные на выявление уровня знания младшими школьниками правил речевого этикета и умения соотносить их с конкретной ситуацией общения, выбор социолингвистических переменных, содержащих формулы речевого поведения и средства языкового выражения социальных отношений (аспект этики общения). В данном направлении я использовала следующие методики или задания: 1) анкетирование учащихся по определению степени влияния вежливых слов на уровень взаимоотношений между людьми с использованием теоретических методов оценивания, при помощи которых учащиеся получали теоретические сведения при восприятии устной или письменной речевой информации; 2) тестирование учащихся по определению уровня и характеристики знаний правил речевого этикета с использованием репродуктивно-поисковых методов оценивания, направленных на получение учащимися определенной теории в результате их воспроизводящей и поисковой деятельности, сопровождаемой и направляемой учителем; 3) анализ малой группой учащихся диагностических карточек, содержащих художественный текст по этике общения и поведения с использованием теоретико-практических (продуктивного и коммуникативного) методов оценивания; 4) фронтальный анализ учащимися этикетных ситуаций, решение коммуникативных задач и правильный выбор стратегии адекватного поведения с использованием методов конструирования, сопоставительного анализа, оценки культурно-речевой деятельности, экспертной оценка и самооценки;

3) коммуникативные действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера (аспект диалогичности общения). В этом направлении я использовала следующие методики или задания: 1) методику выполнения учащимися совместного задания в классе парами с использованием методов: наблюдения за процессом и результатом совместной деятельности, анализа выполнения творческих работ (Г. А. Цукерман «Узор под диктовку»; «Дорога к дому»); 2) индивидуальное изучение младших школьников методами: анализа ответов на занятиях, беседы (с помощью методики Ж. Пиаже «Левая и правая стороны»; 3) групповая работа учащихся с использованием методов: экспертной оценки, самооценки, анализа выполненной творческой работы (с помощью методик Ж. Пиаже и Д. Флейвелла «Ваза с яблоками»); 4) индивидуальное изучение учащихся начальной школы методами: наблюдения, беседы, самооценки.

Коммуникативные УУД предполагают:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.  Ученики учатся составлять списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы,  другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. 

Через структуру уроков введения нового знания можно проследить, какие методы, приёмы, формы работы я использовала в своей практике для развития метапредметных умений.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы работы:

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи

учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”, «Вместе весело шагать..» и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

побуждающий, подводящий диалоги;

мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах, группах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение –

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем ещё надо поработать?

и другие.

На этом этапе использую так же технологию работы с умственными (ментальными) картами.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Создаю ситуацию успеха. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается им как достаточно трудное и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снизить мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности. Одним из эффективных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, подчеркиваю даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, использование технологий проблемного обучения, разноуровнего обучения, информационно-коммуникативных технологий, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Анализируя уроки, пришла к выводу, что  в ходе использования технологии учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима:

  • Ребята, находясь в поиске по решению поставленной проблемы,  научились самостоятельно и охотно приобретать знания, используя материал учебника.
  • Научились пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач.
  • Став исследователями, научились вести сбор информации, наблюдать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения.
  • Работая в парах или в группе, приобрели коммуникативные умения.

Нормы речевого этикета.


Результаты работы анализировала при помощи мониторингов, предлагаемых

М.Р.Битяновой, Г.А. Цукерман,  А.Г. Теплицкой и мониторингов созданных в рамках методической деятельности ОУ :

Мониторинг метапредметных (коммуникативных) УУД учащихся     1 А  класса (2014/2015) ноябрь 2014г.

ФИО

Учебное сотрудничество

Поиск и сбор информации

Нормы речевого этикета

Выражение своей мысли

Умение слушать и понимать речь

Бычкова Ева

0

0

0

1

0

Говорова Кристина

1

0

0

1

1

Губайдуллина София

0

0

0

0

0

Гугушина Кристина

0

0

1

0

0

Демаков Данил

0

0

0

0

0

Доронина Соня

1

1

1

1

1

Зайцев Дима

0

0

0

0

1

Ивасенко Максим

0

0

0

0

0

Каримов Владик

0

0

1

1

0

Малютин Богдан

0

0

0

1

0

Манохин Дима

0

0

0

0

0

Некрасов Илья

0

0

1

1

1

Николаева Ника

1

0

1

1

1

Обвинцева Полина

1

1

1

1

1

Пестов Павел

0

0

1

1

1

Попиков Андрей

0

0

0

0

0

Рубель Дарья

1

1

1

1

1

Рыжова Алиса

0

1

1

1

1

Сайфуллин Вадим

0

0

0

0

1

Турсунова Карина

1

0

1

1

1

Уразова Маша

1

1

1

1

1

Филиппов Даниил

0

0

0

0

1

Чечеткин Иван

1

0

1

1

1

Шараева Настя

0

0

0

0

0

Шаров Слава

0

0

0

0

0

11%

7%

17%

19%

19%

Анализ в январе 2015 года.

ФИО

Учебное сотрудничество

Поиск и сбор информации

Нормы речевого этикета

Выражение своей мысли

Умение слушать и понимать речь

Бычкова Ева

0

0

1

1

0

Говорова Кристина

1

0

1

1

1

Губайдуллина София

0

0

1

0

1

Гугушина Кристина

0

0

1

0

0

Демаков Данил

0

0

0

0

0

Доронина Соня

1

1

1

1

1

Зайцев Дима

1

0

0

1

1

Ивасенко Максим

0

0

0

0

0

Каримов Владик

1

0

1

1

1

Малютин Богдан

0

0

1

1

0

Манохин Дима

0

0

0

0

1

Некрасов Илья

1

0

1

1

1

Николаева Ника

1

0

1

1

2

Обвинцева Полина

1

1

1

1

2

Пестов Павел

1

0

1

1

1

Попиков Андрей

0

0

0

0

1

Рубель Дарья

1

1

1

1

2

Рыжова Алиса

0

1

1

1

1

Сайфуллин Вадим

1

0

0

0

1

Турсунова Карина

1

1

1

1

1

Уразова Маша

1

1

1

1

1

Филиппов Даниил

1

0

0

1

1

Чечеткин Иван

1

0

1

1

1

Шараева Настя

0

0

0

0

1

Шаров Слава

0

0

0

0

1

17%

8%

21%

21%

30%

Анализ в апреле 2015 года.

ФИО

Учебное сотрудничество

Поиск и сбор информации

Нормы речевого этикета

Выражение своей мысли

Умение слушать и понимать речь

Бычкова Ева

0

0

1

1

0

Говорова Кристина

1

0

1

1

1

Губайдуллина София

0

0

1

0

1

Гугушина Кристина

1

0

1

0

0

Демаков Данил

0

0

1

0

0

Доронина Соня

1

1

1

1

1

Зайцев Дима

1

0

0

1

1

Ивасенко Максим

1

0

0

0

0

Каримов Владик

1

0

1

1

1

Малютин Богдан

0

0

1

1

0

Манохин Дима

0

0

1

0

1

Некрасов Илья

1

1

1

1

1

Николаева Ника

1

1

1

1

2

Обвинцева Полина

1

1

1

1

2

Пестов Павел

1

1

1

1

1

Попиков Андрей

1

0

1

0

1

Рубель Дарья

1

1

1

2

2

Рыжова Алиса

1

1

1

1

1

Сайфуллин Вадим

1

0

0

0

1

Турсунова Карина

1

1

1

1

1

Уразова Маша

1

1

1

1

2

Филиппов Даниил

1

0

1

1

1

Чечеткин Иван

1

1

1

1

1

Шараева Настя

0

0

1

0

1

Шаров Слава

1

0

1

0

1

28%

13%

29%

23%

32%

Критерии:

Учебное сотрудничество:

3 б. – Ученик активно обсуждает в паре предложенную ситуацию, сам принимает решение.

2 б. – Ученик способен обсуждать предложенную ситуацию, идентифицирует её с незначительной помощью учителя.

1 б. - Ученик способен обсуждать предложенную ситуацию, но идентифицирует её со значительной помощью учителя.

0 б. – Предложенную ситуацию  идентифицирует учитель.

Поиск и сбор информации:

3 б. – Ученик способен самостоятельно искать и обрабатывать информацию.

2 б. – Ученик способен искать информацию, при незначительной помощи учителя.

1 б. – Помощь учителя значительна.

0 б. – Учитель предлагает готовую информацию ученику.

Нормы речевого этикета:

3 б. – Ученик успешно воспроизводит информацию, речь ясная, последовательная, аргументированная.

2 б. - Ученик успешно воспроизводит информацию, речь ясная, последовательная, но недостаточно аргументированная.

1 б. – Ученик неуверенно воспроизводит информацию, речь осознанная, но существуют значительные затруднения.

0 б. – Ученик с трудом воспроизводит информацию с опорой на инструкцию, речь затруднена.

Выражение своей мысли:

3 б. – Ученик строит речевое высказывание, вывод делает самостоятельно.

2 б. – Ученик с незначительной помощью строит речевое высказывание, вывод делает самостоятельно.

1 б. – Ученик строит речевое высказывание, вывод делает с помощью учителя.

0 б. – Ученик не может самостоятельно сформулировать речевое высказывание, без помощи учителя.

Умение слушать и понимать речь:

3 б. – Ученик самостоятельно принимает решение, что нужно выслушать собеседника, способен задать уточняющие вопросы в непонятных для него вопросах.

2 б. – Ученик с незначительной помощью слушает, вывод делает самостоятельно.

1 б. – Ученик со значительной помощью учителя слушает, вывод делает с помощью учителя.

0 б. – Ученик не способен сосредоточиться выслушать собеседника, часто отвлекается.


Динамика сформированности коммуникативных умений

Учебное сотрудничество

Поиск и сбор информации

Нормы речевого этикета

Умение строить речевое высказывание

Умение слушать и понимать речь

Динамика развития коммуникативных универсальных действий

Работая по системе «Перспектива» мы имеем возможность отследить динамику развития предметных умений по критериям, заложенным в самой программе. В УМК входят и диагностические работы (в том числе и итоговые), и критерии их оценивания.

Эффективность моей деятельности отражена в достижениях моих учеников:

Класс 1 «А»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Успеваемость

100%

100%

100%

Результаты проверки навыка чтения:

Ноябрь 2014 года чтение целыми словами + послоговое 5 человек (20%), уверенное чтение по слогам- 7 человек (28%), слабое послоговое  чтение- 10 человек (40%), буквы знают, но не читают- 3 человека (12%).

Конец марта 2015 года чтение целыми словами + послоговое 5 человек (20%), уверенное чтение по слогам - 9 человек (36%), слабое послоговое чтение- 11 человек (44%), буквы знают, но не читают- 0 человека (0%).

Обучающиеся активно участвуют в интеллектуальных конкурсах, играх:

В международном дистанционном проекте «Эрудит марафон учащихся – ЭМУ» по математике (в ОУ победитель Рубель Дарья, 2 место Чечеткин Иван);

В школьном туре олимпиады по математике в рамках «Недели математики»                 среди 1- х классов, ноябрь 2014г. (победитель Рубель Дарья, 2 место Чечеткин Иван);

В школьном туре олимпиады по русскому языку в рамках «Недели русского языка» среди 1-х классов, февраль 2015г. (победитель Рубель Дарья);

В районном конкурсе «Инженером стать хочу», февраль 2015г. (создание книжек- малышек, призовое место в ОУ Николаева Вероника);

Участие во всероссийской олимпиаде «Первоклашки в стране знаний», февраль 2015г. (призовые места в ОУ).

Участвую в методической и инновационной деятельности МБОУ СОШ № 117, распространяю опыт в области повышения качества образования и воспитания.

  • в  2015 году принимала участие в городском семинаре «Образовательный процесс в условиях ФГОС НОО: средства достижения планируемых результатов (на примере использования системы УМК «Алгоритм успеха»)»

Повышаю уровень профессиональной квалификации:

  • 2015 год. ГАОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования»  Программа «Содержание и технологии реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 72 часа.

 

Администрация школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:

  • кабинет   оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, тренажеры  и другие программы.
  • возможность использования компьютерного класса, кабинета  с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).
  • возможность выхода в Интернет.

2. Проектная часть

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД)

           Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:

разработать задания, направленные на формирование универсальных учебных действий   для всех учебных предметов.  

 В связи с  повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе,   на следующий межаттестационный период я планирую:

  •   продолжить работу по использованию  информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;

• продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);

• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);

• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.

Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.

Список  литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. — ISBN 978-5-09-019148-7.

 2.Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

3. Курчевенкова Марина Николаевна "Средство формирования метапредметных умений у школьников."/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/06/09/statya-sredstvo-formirovaniya.

4. Речевые секреты: Кн. Для учителя нач. классов / Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина и др. - М.: Просвещение, 1992. -144с.

4. Чуприкова Н.И.  Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). – М.: А.О. «Столетие», 1994.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования

Приложения

Диагностика коммуникативных УУД в начальной школе

Диагностика

Оцениваемые УУД

Класс

Изучение сформированности кооперации, взаимодействия по методике Цукерман Г.А. «Рукавички» Приложение К1

Коммуникация как кооперация. Коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Учебное сотрудничество.

1 класс

Ноябрь- апрель

Задание «Левая и правая стороны»

(Ж. Пиаже).

Приложение К2  Методика «Кто
прав?»  (методика

Г.А. Цукерман идр.)

Приложение К3

Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Коммуникативные действия,  направленные
на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект  коммуникации). Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

1 класс

апрель

Задание «Дорога к  дому» (модифицированный
вариант)
Приложение К4

 Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания. Речевое высказывание.

1 класс

Апрель- май

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Приложение К5

Умение задавать вопрос. Умение слушать и понимать речь. Нормы речевого этикета.

1-2 класс

Май

Задание   «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»,  Приложение К4


 Умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

1-2 класс

Май- октябрь


                                                                                                                    Приложение К1

Изучение сформированности кооперации взаимодействия

по методике Цукермана Г.А. «Рукавички»

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

- взаимопомощь по ходу рисования;

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

                                                                                                         

                                                                                                               Приложение К2

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия, умение слушать и понимать речь собеседника.

Возраст: 6,5—7 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить, или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.

Задания

1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.

2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.

3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?

4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;

2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.

3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.

                                                                                                                    Приложение К3        Методика «Кто прав?»

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия, выражение своей мысли, умение слушать и понимать речь собеседника, нормы речевого этикета.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Т е к с т 1

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Т е к с т 2

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

— Сначала решим задачи по математике, — сказала Наташа.

— Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, — предложила Катя.

— А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, — возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Т е к с т 3

Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

— Давай купим ему это лото, — предложила Лена.

— Нет, лучше подарить самокат, — возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

— понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

— понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

— учет разных мнений и умение обосновать собственное;

— учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок

принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

2. Средний уровень: частично правильный ответ — ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

3. Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

                                                                                                                    Приложение К4

Задание «Дорога к дому»

(модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия, учебное сотрудничество, нормы речевого этикета, выражение своей мысли.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а),

другому — карточку с ориентирами-точками (рис. 6, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции.

Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому

(рис. 6, в).

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.

2. Средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и

позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.

3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

 Приложение К5

Проба на познавательную инициативу

«Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос, умение строить речевое высказывание.

Возраст: 6,5—8 лет.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет

заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.

2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.  

Задания, направленные на развитие коммуникативных универсальных действий.

Развитие учебного сотрудничества и создание эмоционально – благоприятной ситуации на уроке:

Введение учащихся в ситуацию эмоционально - положительного общения на уроках и внеклассных занятиях обеспечивается благодаря следующим приемам:


«Настрой на работу». 
На мой взгляд, каждый определенный тип работы нуждается в настрое, так называемой процедуре «входа в урок». Сама процедура бывает разнообразной: короткие стихотворения, слушание музыки в начале урока, психологическая установка на успех. 


«Включение положительных эмоций».
Ввести детей в ситуацию положительного общения помогает улыбка. Это не только приветствие, но и эмоциональное обращение к детям, которое сближает, вселяет уверенность, спокойствие, создает условия для раскрытия ребенком своего внутреннего мира. 


«Примеры бесконфликтного общения».
           Как показывают наблюдения, введение в урок примеров положительного общения создает благоприятную обстановку, что позволяет максимально включаться учащимся в ситуации речевого взаимодействия, приводит к повышению уровня усвоения изучаемого материала. Например: 
  «Давайте скажем друг другу добрые слова»;

«Пожелания на учебный день»;
«Советы для хорошего настроения».

«Упражнения на релаксацию»  Релаксационные упражнения, проводимые в начале или в середине занятия служат для расслабления, как мышечного, так и психологического.

Для развития умения точно выражать свои мысли, устранять однообразное употребление слов в речи, определять значения употребления многозначных слов, на уроках использую задания, требующие установления причинно – следственных связей, правильного проведения сравнения. Например:
«Я начну, а ты продолжи». Учитель называет одно предложение: «Наступила зима…». Дети по «цепочке» продолжают развивать данную тему, рисуя словесные картины или повествование.
«Собери поезд» из слов- «вагончиков». Дети находят связь между предметами и составляют рассказы.
«Строители» правильно выстраивают смысловую конструкцию предложения: «Коза принесла корм девочке». «На ветке сидел воробей и каркал». «У бабочки крылышки большие, а у стрекозы прозрачные». 

Провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»


Поиск и сбор информации.

Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к

отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав),

произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.

- Назови слова близкие (противоположные по смыслу).

- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют

сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

Добавить первое слово в каждое предложение. Списать  предложения.

       … весёлый ветерок. … яркое солнышко. … идут в лес.

        Слова для справок: дует, свети, ребята.

        Воробей

        … сел на окно. … дают ему зерна. … клюёт.

        Слова для справок: воробей, ребята, дети, он.

        Пчёлы

        … весело гудят. … сели на клевер. … пили сок.

        Слова для справок: пчёлы, они, пчёлки.

        На пруду

        … дома пруд. … пруду были утки. … кормит уток.

           Слова для справок: у, на, Рая.

Прочитать текст. Подготовить и записать ответы на вопросы.

        Настал июль. Около сосны норка. Её вырыл крот.

  1. Где была норка?
  2. Кто её вырыл?

Дописать конец предложения.

        Кот Рыжик ловит … .

        Белка орех … .

Использую упражнения на толкование лексического значения слова (однозначного или многозначного).

Упражнения на подбор слов синонимов, антонимов.

Например:

Напиши слова с близким по смыслу значением и объясни их.

     жестокий — ... ;

     ласковый — ... ;

     равнодушный — ... ;

     внимательный — ... ;

       вежливый — ... .

Перепишите словосочетания,  подбирая к выделенным словам антонимы. При затруднении используйте «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова.

Вежливый ответ. Правдивые слова. Отнестись с доверием. Насмехаться над человеком. Жестокий поступок.

Сравни значения слова верный в предложениях. 

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

 Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.


Построение речи в ситуации речевого взаимодействия.
«Доскажи слова в предложении, которые начинаются с данных букв – Н…. з….о….» (Наступила золотая осень. Надя захотела огурец. Наш зонт оранжевый);
«Согласуй слова
 в предложении, чтобы получилось как можно больше предложений» (медведь, крепко, в, зимой, берлоге, спит);
«Узнай меня».
 Несколько человек получают предметные картинки и рассказывают о предмете, указывают его признаки, не называя его. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют. 
В
«Шкатулке сказок» лежат цветные кружочки. Доставая их, дети называют предмет такого же цвета и придумывают словосочетания, предложения, тексты. 

«Комплимент»:

сказать комплимент сказочному, литературному герою ("похвали").

«Сказка в заданном ключе»:

введение в название сказки нового объекта, например, «Колобок и воздушный шарик», сочинить новую сказку.

«Изменение сказочной развязки»:придумать другое окончание сказки, рассказа.


Задания, способствующие закреплению у младших школьников норм речевого поведения.

«Четвёртое лишнее»

Детям предлагается из четырёх слов записать слова, сходные по смыслу: ругать, журить, хвалить, бранить; добрый, вежливый, грубый, культурный и т.д., а затем объяснить исключение лишнего слова.

«Закончи пословицу»

На доске дано начало пословиц, учащимся нужно подобрать нужно подобрать правильный конец и записать пословицы.

Сделаешь добро…                                       на добрые дела

 Добрый человек…                                      тот добра не понимает

 Кто со злом не повстречался…                 при матушке добро

 Жизнь дана …                                             добро найдёшь

 На добрый привет…                                   несёт мир

 Доброе слово лечит…                                 добрый ответ

 При солнышке тепло…                               а злое калечит

 Доброе дело дороже …                               красится

 Стол спасибом…                                         богатства

 После выполнения самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся пословицы, объясняют правила написания предложения, объясняют значение пословиц.

«Словарь вежливых слов»

Учитель читает стихотворения-загадки, учащиеся договаривают слова-отгадки, а затем записывают слова-отгадки по памяти .

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (спасибо).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (прости, пожалуйста).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим … (до свидания).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (здравствуйте).

«В магазине»

         Из числа учащихся выбирается продавец, покупатель и кассир.  Покупателю нужно войти, вежливо обратиться к продавцу, поблагодарить его за то, что продавец показал ему товар. Пожалуйста! Затем покупатель общается с кассиром. (Отрабатывается вход, обращение к продавцу, к кассиру, выход из магазина).

«Слова – приветствия»

Ситуация: «Вы входите в класс, а учитель беседует с кем-то из родителей. Как вы поприветствуете их? Можно ли сказать: «Здравствуйте, Елена Владимировна!»? По отношению к кому вы будете невежливы? Как же вы поздороваетесь? (Здравствуйте!) (при разыгрывании ситуации  обращается внимание на тон, мимику, интонацию)».

«Школьная раздевалка»

- Игорь и Лена одновременно подошли к гардеробу. Кто должен пройти первым?

- Вы вошли в гардероб школы. Что вы должны сказать вашей гардеробщице? Как вы должны к ней обратиться? Знаете ли вы, как её зовут?

- Вчера Маша порезала руку. Теперь у неё на руке повязка, и ей трудно снять курточку. Рядом стоит Ира, что она должна сделать?

           «Школьная библиотека»

Запишитесь в библиотеку. Попросите выдать интересную книгу. Не забудьте    слова,   которые  могут  помочь  вам  в   вашей    просьбе. Скажите вежливые слова, которые надо произнести перед уходом.

В итоге дети усваивают шесть правил, соблюдение которых позволяет выражать уважение к собеседнику:

Правило 1. Будь внимателен к окружающим.

Правило 2. Запоминай имена своих собеседников.

Правило 3. Уместно используй обращения к ним.

Правило 4. Будь вежлив и доброжелателен. Поощряй других самим говорить о себе.

Правило 5. Доверяй собеседнику и сам говори правду.

Правило 6. Воздерживайся от резких критических замечаний.

Умение строить речевое высказывание.

Речевые игры, способствующие развитию логического мышления, в первую очередь такой мыслительной операции как обобщение.

         В форме соревнования групп сменного состава проводится игра
«Что такое хорошо, и что такое плохо», в ходе которой дети находят достоинства и недостатки предлагаемого предмета.
          «Фантазеры» придумывают десять применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обертке от шоколада, пустой коробке и др.
        Игра
«Третий лишний» учит детей выделять общий признак в словах: например: голубой, красный, спелый; рисовать, бежать, лететь. 

        «Рассказ от первого лица»;

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля;

повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки».

Как вы понимаете значение данных оборотов речи?

 Владеть собой; выдержать характер: много думать о себе: рука об руку; от всего сердца, от чистого сердца; принять близко к сердцу.




Примеры коммуникативных заданий по работе над предложением и текстом: 

Дополни каждое предложение из набора рассыпанных слов: 
с, держать, девочка, молоком, бутылочку.
а) Котенок неумело пил из бутылочки…
б) Котенка поила Вера… 

Спиши текст, вместо точек впиши составленное из «рассыпанных» слов предложение.
Прочитай текст и определи, где пропущено предложение. Пропущенное предложение составь из слов.


Выбери из данных предложений то, которое наиболее удачно продолжает и развивает мысль, высказанную в предыдущем предложении.


Вставь в конце предложения такие слова, по которым можно узнать информацию предыдущего предложения. Пользуйся правилом: сведения, стоящие в конце предложения, должны повториться в начале следующего.

Составь свое описание, сравни с данным текстом и др. 

       Использование речевых разминок. 

       Для развития гибкости речевого аппарата, для выработки у детей правильного дыхания, темпа, тона и ритма речи в урок систематически вводятся скороговорки, чистоговорки, стихи с договариванием, загадки, считалки. Тренировка с данным речевым материалом осуществляется в парной, групповой и коллективной формах деятельности.  

      Например:
а) работа в парах: составление из слов-карточек готового высказывания, озвучивание предложений с разным темпом (быстро – медленно), изменение тона высказывания (громко – тихо), чтение стихотворных диалогов по ролям;
б) работа в группах: чтение предложений с разной интонацией или передачей разных чувств (радости, тревоги, жалости, восхищения и др.), хоровое чтение стихов;
в) коллективная работа: изображение поступков героев или состояний природы цветом, написание сочинений- миниатюр.
 

Создание речевых ситуаций на уроке направлено на то, чтобы ребенок вступал в диалогические споры, обсуждения, монологические высказывания (умения слушать и понимать речь говорящего).

Например: 
- Что произошло бы, и что бы ты сделал, если…
Из тучки вместо дождя стали бы падать конфеты…

- Представь себе, что ты стал котенком, или листочком…
- Напиши сочинение о жизни простого карандаша..
- Представь последствия событий…продолжи мысль:
- Охотник выстрелил в воздух…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ за межаттестационный период 2007-2012 Г.Г.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.Г. ГегельСтремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более разв...

Аналитический отчет за межаттестационный период

Аналитический отчет за межаттестационный период...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

     Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебно...

Аналитическая справка за межаттестационный период 2012-2016 учебные годы

Аналитическая справка за межаттестационный период 2012-2016 учебные годыучителя начальных классов МОУ«Средняя школа №37» г.о.Саранск РМ Артемьевой Галины Евгеньевны...

Презентация Аналитический отчет за межаттестационный период учителя начальных классов

Презентация "Аналитический отчет за межаттестационный период учителя начальных классов"...

Аналитическая справка за межаттестационный период 2021-2023 годы учителя русского языка и литературы МБОУ "Семенниковская СОШ" Пальциной Светланы Викторовны

Аналитическая справка за межаттестационный период 2021-2023 годы учителя русского языка и литературы  МБОУ "Семенниковская СОШ" Пальциной Светланы Викторовны...