АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
материал ( класс) на тему
Цель моей деятельности – ведение мониторинга развития и формирования УУД учащихся начальных классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи:
1. Определение уровня сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
2. Апробация диагностических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
3. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон, корректирование методов и форм работы.
Объект мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для коррекции учебно - воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchyot_gorbunovoy_e.n.docx | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казённого образовательного учреждения
Шалинского городского округа
«Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» -
«Горная средняя общеобразовательная школа»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
2010 -2015 годы
«Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Составитель: Горбунова Е.Н.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2015г.
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………… 2
- Теоретическая часть.
- Формирование универсальных учебных действий в начальной школе……………..4
- Использование современных образовательных технологий в
образовательном процессе при формировании универсальных
учебных действий……………………………………………………………………….6
- Практическая часть.
- Мониторинг универсальных учебных действий в 1,2 классах………………………11
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта…………………15
- Непрерывность профессионального развития……………………………………………15
- Заключение……………………………………………………………………………….…16
- Список литературы………………………………………………………………………....16
- Приложения………………………………………………………………………………...17
Введение.
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Всё более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Конституция РФ в статье № 43 гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных учреждениях. Таким образом, моя педагогическая деятельность основывается на следующие нормативно – правовые документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Свердловской области №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» от 09.07.2013 (Закон Свердловской области от 17.12.2014 №120-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373 (с изменениями от 26.11.2010г.) и направлена на достижение обучающимися лично;
- Образовательная программа МКОУ «Шамарская СОШ №26»;
- Рабочие программы учебных предметов.
Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования выделяют четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Цель моей деятельности – ведение мониторинга развития и формирования УУД учащихся начальных классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.
Задачи:
- Определение уровня сформированности УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
- Апробация диагностических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон, корректирование методов и форм работы.
Объект мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для коррекции учебно - воспитательного процесса.
- Теоретическая часть.
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случае основан на подборе необходимой для изучения информации и развитию психических процессов, и в меньшей степени – обучению эффективным приемам (операциям) как мышления, так и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области; создают условия для обучающихся к решению жизненных задач.
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками.
Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценносто-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
- анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
- синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В 1и 2 классе процесс освоения УУД находится на начальном этапе. В рамках мониторинга у первоклассников диагностируется владение этими умениями на уровне «представлений». Это уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия.
В 3 классе происходит осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение).
В 4 классе - применение способа действия в контексте учебной задачи (цели).
УУД обеспечивают способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а так же к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.
Наиболее эффективным подходом к формированию универсальных учебных действий является использование в образовательном процессе современных образовательных технологий.
1.2. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе при формировании универсальных учебных действий.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. Достижению данной задачи способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе технологий проблемного обучения и обучения в диалоге, на основе различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей.
В своей педагогической деятельности мною используются следующие технологии продуктивного обучения:
- проблемно – диалоговое обучение;
- проектную деятельность;
- исследовательская деятельность;
- Проблемно-диалоговое обучение
Методическая цель — создание условий для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенции - достигается использованием разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации. Сочетание технологии проблемного обучения с групповой формой работы на уроках дает возможность учащимся осуществлять учебный поиск наиболее эффективно.
Решение данных задач осуществлялось мной постепенно. В первом классе дети находят решение совместно с учителем, но при этом им предоставляется возможность предполагать, высказывать свои соображения, устанавливать несоответствия, объяснять свой выбор (не согласен - объясни). На данном этапе обучения использую диалоговую форму обучения и начинаю вводить групповую форму работы.
Во втором классе дети, работая в группах, выдвигают гипотезы, учатся проверять их состоятельность, опираясь на имеющийся опыт, приходят к новым знаниям, самостоятельно принимают решение и представляют его классу и учителю. Важно, что реакция на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения носит рефлексивный характер. Этому этапу уделяю большое внимание, т.к. детям необходимо правильно определять границы знания и незнания, оценивать свои возможности и способности, учиться грамотно и тактично анализировать ответы одноклассников, объективно оценивать их. Наряду с учебными задачами решается и воспитательная задача, кроме того, развивается речь, логическое и критическое мышление. Дети постепенно начинают общаться между собой, причем общаться по делу и уважительно. Поэтому в третьем и четвертом классе поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми уже без прямого вмешательства учителя.
В своей практике я использую методику проблемно-диалогового обучения т.к. она способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств.
- Проектная и исследовательская деятельность.
В новом ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит, метод проектов можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Использование метода проекта я применяю при закреплении ранее изученного материала, поэтому защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность, активно участвовать в овладении новыми знаниями. Например, проект по математике «Узоры и орнаменты на посуде». С этим проектом дети выступили перед учениками 1 класса и детьми детского сада.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
- Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это обоснование актуальности темы, выявление проблемы, объекта исследования, постановка цели и задач исследования, гипотезы, выбор методов исследования, описание результата и выводы.
Пример такого проекта: «Народы России», «Право на образование».
- Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры: она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
- Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта «Добро и зло», который помог раскрыться в первую очередь тем ребятам, которые трудно идут на контакт и не могут выстраивать отношения в коллективе.
Таким образом, исследовательская деятельность дает очень многое при формировании личностных универсальных учебных действий.
В своей практике использую следующие современные образовательные технологии:
- Игровая;
- Здоровьесберегающая;
- Технология сотрудничества;
- ИКТ;
- Личностно – ориетированное обучение;
- Игровая технология.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. На уроках я использую дидактические и сюжетно - ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок - сказка, урок - путешествие, урок – экскурсия и т.д. Использование игровых технологий создают условия для снижения психоэмоционального напряжения обучающихся и формируют:
- коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать отвечающего, правильно выражать свои мысли;
-познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности;
- регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;
- личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру;
- Здоровьесберегающая технология
Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют здоровьесберегающие технологии. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных сложных задач современной школы. Главной целью своей педагогической работы считаю формирование у школьников мотивации к здоровому образу жизни. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моих уроков, поскольку используется рациональная смена различных видов деятельности учащимися: устная и письменная, индивидуальная и коллективная, применяются различные игровые приемы.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
- Технология сотрудничества
На моих уроках, в основном, технология сотрудничества представлена приёмом работы в парах. Работа в парах - это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. В процессе совместной работы формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, необходимые учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Достоинствами этой технологии является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя.
Также использую парно - коллективную форму работы (по другому – динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы.
Другой вид групповой работы - единая групповая работа иначе называется звеньевой и представляет собой организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Все группы работают над одним и тем же заданием.
Дифференцированно - групповая работа заключается в том, что группы работают над заданиями, различными по степени сложности. В одну группу подбираются дети с равными учебными возможностями.
- ИКТ
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Включение программно-аппаратного комплекса (далее ПАК) в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. Таким образом, применение мною ПАК в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ПАК в учебной и внеурочной деятельности приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям, развивает творческие способности и создает благоприятный эмоциональный фон.
Использую в учебном процессе нэтбуки с применением ЭОР:
- при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы – ЭОР, ПК);
- в системе контроля и проверки;
- при проведении интегрированных уроков по методу проектов (презентации проектных и исследовательских работ обучающихся);
- во время тренировки конкретных способностей учащегося – внимание, память, мышление и т.д. (использование ЭОР).
Использование ЭОР в образовательном процессе позволяют повысить степень самостоятельности учащихся. Я использую их как в индивидуальной работе, так и групповой работе.
Так же в своей работе использую документ – камеру.
Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру и даже к микроскопу. Незаменимая вещь всегда, когда нужно показать что-то маленькое или существующее в единственном экземпляре на большую аудиторию. Главное преимущество документ – камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.
Документ-камеру я использую на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, проверка домашней работы, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.). Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки, демонстрировать художественные изделия, выполненные учащимися.
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с интерактивной доской при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий и возможностей программы StarBoard, при демонстрации презентаций, в том числе собственных. На уроках литературного чтения и окружающего мира программа StarBoard позволяет не только дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
Благодаря использованию информационных технологий на уроке, я показываю фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств, даю послушать музыку и аудиозапись текстов, обратиться к интерактивным лекциям. Видеофильмы, интерактивные модели, пошаговые анимации позволяют мне показать объекты в движении, изменении, развитии. Именно с их помощью я смогла показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению.
Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.
- Личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Личностно-ориентированные ситуации в моей практике связаны с методами и приемами организации познавательной деятельности. Это проблемно-поисковые, исследовательские. Методы диалогического общения (диалог, эвристическая беседа, дискуссия, групповые формы работы), метод проектов. Формы учебных занятий разнообразны: урок-игра, урок-театр, занятия-поиски, занятия-исследования, интегрированные уроки, обобщающие семинары.
- Практическая часть.
- Мониторинг универсальных учебных действий в 1,2 классах.
В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД».
В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в апреле.
В начале года мониторингу формирования развития УУД предшествовало диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводилось на 3 - 4 неделе сентября. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни.
Была использована рабочая тетрадь «Школьный старт» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.
Результаты диагностики «Школьный старт» на начало 2013-2014 уч.г.
- Базовый уровень инструментальной готовности и личной готовности.
- Базовый уровень инструментальной готовности и низкий уровень личной готовности.
- Низкий уровень инструментальной готовности и высокой личной готовности.
Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем инструментальной и личностной готовности, необходимо поддерживать высокий уровень познавательной активности через личностно - ориентированные задания в урочной деятельности, участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах.
Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем инструментальной готовности и низким уровнем личностной готовности, важна поддержка, побуждение к действиям, создание ситуации успеха для этих детей, средний темп обучения на уроке.
Для детей с низким уровнем личностной готовности нужно развитие эмоционально-волевой сферы.
Для мониторинга УУД использовался «Методический инструментарий оценки достижений планируемых результатов обучающихся начальных классов», который проводится с определённой периодичностью: сентябрь и апрель. (Приложение 1)
Мониторинг личностных УУД в 1 классе.
Личностные универсальные действия самоопределения оценивались по методике «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). У 55% учащихся наблюдалась положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе на конец учебного года.
У 60% учащихся регулятивные УУД сформированы на высоком уровне, у других 20% находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития, у 10% сформированы на низком уровне. (Методика «Изучение саморегуляции» по У.В.Ульенковой).
При исследовании уровня развития познавательных УУД 55% учащихся выявлен высокий уровень развития логических универсальных действий, у 35%- средний уровень, у 10 % низкий уровень (Методика «Кодирование», 11-й субтест Д. Векслера).
Уровень развития коммуникативных УУД с помощью методики «Рукавички» Г.А. Цукерман, предназначенной для выявления уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Получены следующие результаты: у 70% обследованных первоклассников выявлен высокий уровень развития коммуникативных действий, у 20% выявлен средний уровень, у 10% - низкий.
По истечению исследования УУД были определены следующие пути решения проблем: во время уроков и во внеурочной деятельности использовать задания и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков, снижению тревожности, развитию мыслительных операций. А также были сформированы рекомендации для родителей:
- поддерживать самостоятельность ребенка при приготовлении творческих работ, в том числе с использованием компьютера. Помогать ребенку, но не выполняйте задания за него;
- развивать ребенка в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, кружках;
- больше общаться с ребенком: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ним; поддерживать его интерес к познанию и исследованию.
При оценке предметных УУД использовались текущее, тематическое, промежуточное оценивание. (Приложение 2)
В конце учебного года проводились итоговые комплексные работы. Процент обучающихся успешно справившихся с итоговой комплексной работой составил 60%.
Так как в 1 классе безотметочная система обучения, то в течение года мною ведётся мониторинг индивидуальных достижений обучающихся. Чтобы создать полную картину успеваемости ученика и его достижений, я разработала лист индивидуальных достижений. В данный лист вношу предметные и метапредметные УУД. С достижениями обучающихся регулярно знакомлю родителей. (Приложение 3)
На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий период.
Мониторинг УУД во 2 классе в сравнении с 1 классом.
Мониторинг личностных УУД.
Для мониторинга личностных УУД использовалась «Анкета для оценки уровня школьной мотивации» по Н.Г.Лускановой и задание на усвоение нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже.
Мониторинг метапредметных УУД.
- регулятивные «Проба на внимание» П.Я.Гальперин;
- познавательные Методика «Выделение существенных признаков» С.Я.Рубинштейн;
- коммуникативные Методика «Дорога к дому» модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель».
При оценке предметных УУД использовались текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание.
Качество обученности во 2 классе
2014 – 2015 уч.год
Русский язык | Математика | Литературное чтение (техника чтения) | Окружающий мир |
55% | 60% | 80% | 92% |
Процент обучающихся успешно справившихся с итоговой комплексной работой составил 72%.
Полученные данные свидетельствуют том, что работа, направленная на формирование УУД, дает положительные результаты.
Результаты контрольной диагностики показали, что у 72 % обучающихся УУД сформированы на высоком и среднем уровне. Данная группа учащихся не испытывает трудностей в усвоении материала: учащиеся могут планировать свою деятельность и контролировать свои действия, совершать действия по образцу, сохраняя заданную цель. Имеют адекватную самооценку, умеренный уровень тревожности, легко устанавливают контакты с окружающими.
28 % учащихся испытывают трудности в усвоении учебного материала. У учащихся занижена самооценка, высокий уровень беспокойства, наблюдаются трудности в установлении контактов, что может оказывать неблагоприятное воздействие на усвоение учебного материала.
Используя результаты диагностики, работаю с учителями – предметниками. В организации учебного процесса и осуществлении индивидуального подхода предлагаю учитывать уровень развития УУД обучающихся, обращать особое внимание на учащихся с низким уровнем развитием УУД, во время уроков и во внеурочной деятельности использовать задания и упражнения, способствующие формированию адекватной самооценки, коммуникативных навыков, снижению тревожности, развитию мыслительных операций. Аналогичным образом строится работа с родителями.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Принимаю активное участие в методической работе, в педагогических чтениях, в профессиональных конкурсах на уровне школы, муниципалитета, округа:
- Открытый урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [в],[в,]. Буквы В,в» для муниципального методического объединения учителей начальных классов (2013г.).
- Открытый изобразительного искусства в 1 классе «Мир нашего аквариума. Рыбы» для муниципального методического объединения учителей начальных классов (2014г.).
- Открытый урок обучения грамоте в 1 классе «Звуки [р],[р,]. Буквы Р,р» для воспитателей детского сада. Преемственность обучения детского сада и школы (2013г.).
- Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России» (2015г.).
- Муниципальный профессиональный конкурс «Учитель года» - III место (2015г.).
- Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший нетрадиционный урок в начальной школе» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2014г.).
- Муниципальный профессиональный конкурс «Лучший конспект урока с использованием ИКТ» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2013г.).
- Областной конкурс педагогического мастерства «Профи - 2014», представлена технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе «Звери».
- Муниципальные педагогические чтения «Совершенствование системы воспитательной работы» (2013 г.).
- Муниципальные педагогические чтения «Опыт, проблемы, перспективы реализации ФГОС» (2014 г.).
- Региональные педагогические чтения «Технологии актуализации мотивационного материала образовательной среды в образовательной организации». Был представлен опыт работы на тему «Развитие мотивационного потенциала младших школьников средствами программно - аппаратного комплекса». г. Ачит, 2014г. Материал размещён в региональном информационном сборнике.
- Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (презентация) по проведению обучающих занятий с детьми по тематике «Дорожная безопасность» в 2012- 2013 учебном году. Был представлен «Сборник методических рекомендаций для проведения занятий по профилактике ПДД в начальной школе» – I место.
- Конкурс на лучшее учебно-методическое пособие (презентация) по проведению обучающих занятий с детьми по тематике «Дорожная безопасность» в 2013- 2014 учебном году. Был представлены «Методические разработки по правилам дорожного движения с мультемидийным приложением для учащихся 1- 8 классов» – I место; Работа была отправлена на региональный конкурс.
- Непрерывность профессионального развития.
- 2010г. ФГОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки» по теме «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (72ч.) ;
- 2012г. ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО» (72 ч.);
- 2012г. ГОУ СПО «Ревдинский государственный педагогический колледж» Семинар «Технологии эффективного воспитания во внеурочной деятельности» (6 ч.).
Имею следующие поощрения: Почётная грамота главы Шалинского городского округа «За успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, предъявление результатов педагогической деятельности в региональных и муниципальных конкурсах и в связи с профессиональным праздником Днём Учителя» (2015г.). Благодарственные письма Управления образованием Шалинского городского округа «За высокие результаты муниципального тура олимпиад в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала (2010г., 2011г.), за участие в муниципальном конкурсе «Лучший урок с использованием средств ИКТ» среди учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО (2013г.). Грамоты Управления образованием как победителю муниципального этапа конкурса методической продукции по ПДД в номинации «Разработка обучающего занятия по ПДД для учащихся начальной школы» (2013г.), как лучшему учителю в муниципальном рейтинге среди учителей начальных классов района с педагогическим стажем от 21 года и старше (2014г.).
- Заключение.
Активное, деятельностное развитие обучающихся становится ключевым направлением современного образовательного процесса. Выпускник начальной школы должен освоить не только предметные знания, важно развивать личностные качества. Это значит уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, проявлять социальную активность, самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их, критически мыслить и контактировать с людьми.
На мой взгляд, недостаточно сформированы личностные УУД. В связи с этим целью своей деятельности на следующий межаттестационный период ставлю совершенствование системы работы по духовно – нравтвеннму воспитанию младших школьников в урочной и неурочной деятельности.
6. Литература.
- Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
- Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования/М. Просвещение, 2009.
- АсмоловА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/М.:Просвещение, 2008.
3. Данилюк А.Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2009.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат – М.: Академия, 2008.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. – http://kanaevamv.sehost.ru/page1
- Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н.М. Горленко и др. Народное образование 2012. -№4 160 с.
Приложение 1
Методический инструментарий оценки
достижения планируемых результатов обучающихся начальных классов
Показатель | Класс | Методика | Сроки проведения |
| |||
Мотивация, внутренняя позиция | 1 | «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина). | сентябрь, апрель |
Нравственно – этическая позиция | Задания на норму справедливого распределения по Ж.Пиаже. | апрель | |
Мотивация | 2 | Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой. | сентябрь, апрель |
Нравственно – этическая позиция | Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи по Ж.Пиаже. | апрель | |
Внутренняя позиция | 3 | «Какой Я?» (Модифицированная методика О.С.Багдановой) | сентябрь, апрель |
Нравственно – этическая позиция | «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.Карабановой) | апрель | |
Внутренняя позиция | 4 | Методика самооценки «Лесенка» В.Г.Щур | сентябрь, апрель |
Нравственно – этическая позиция | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» адаптированная Н.В.Куляшовой | апрель | |
Мотивация | Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой. | апрель | |
| |||
- регулятивные УУД | 1 | Методика «Изучения саморегуляции» по У.В.Ульенковой | сентябрь, апрель |
2 | «Проба на внимание (буквы)» П.Я.Гальперин | сентябрь | |
3 | «Проба на внимание (текст)» П.Я.Гальперин | сентябрь | |
4 | Анкетирование учащихся. Составитель Н.Ю.Яшина | апрель | |
- познавательные УУД | 1 | «Кодирование» (11-й субтест Д Векслера в версии А.Ю,Панасюка) | сентябрь, апрель |
2 | «Выделение существенных признаков» (С.Я.Рубинштейн) | сентябрь | |
3 | Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) | сентябрь | |
4 | Исследование способности к умозаключению. Методика «Простые аналогии» | сентябрь. | |
- коммуникативные УУД | 1 | Методика «Рукавички», Г.А.Цукерман | сентябрь, апрель |
2 | Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель») | сентябрь, апрель | |
3 | Методика «Кто прав?», Г.А.Цукерман | сентябрь, апрель | |
4 | «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже ) | сентябрь, апрель | |
| |||
Оценка достижения обучающимися планируемых результатов. | 1 - 4 | Стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное оценивание. Итоговые комплексные работы. | в течение года апрель |
Приложение 2
Тематический контроль по математике, тест «Числа от 1 до 5»
Дата проведения: 08.10.13 (В.Н.Рудницкая Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012)
№ п/п | Ф.И. ученика | Вариант | Соотношение числа и цифры | Выбор способа решения | Понятие столько же | Выстроить ряд чисел по возрастающей, убывающей | На сколько больше, меньше | Состав числа | Выбор знака +,- | Понятие «следует за» | Сравнение чисел | Баллы | Уровень |
1. | Благова Алёна | II | -+ | ++ | ++ | - | + | + | +- | + | + | 10 | ВС |
2. | Власова Ульяна | II | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | + | 12 | В |
3. | Горбунов Вал. | I | ++ | ++ | ++ | - | - | - | + | + | + | 9 | С |
4. | Голышев Дм. | II | -- | -- | -+ | - | - | - | - | - | - | 1 | Н |
5. | Голышева Вал. | I | +- | -+ | -+ | - | + | - | - | + | + | 6 | С |
6. | Горбунов Мих. | I | ++ | +- | ++ | - | - | - | +- | + | + | 8 | С |
7. | Коньков Арк. | II | -- | -- | -+ | - | - | - | - | - | - | 1 | Н |
8. | Конькова Дарья | I | ++ | ++ | ++ | - | - | - | +- | + | + | 9 | С |
9. | Летунова Алёна | I | ++ | -- | -+ | - | - | - | - | + | + | 5 | НС |
10. | Нифонтова Ек. | I | ++ | +- | ++ | +- | + | + | + | + | + | 11 | В |
11. | Осолихина Юл. | II | ++ | ++ | ++ | + | + | + | + | + | + | 12 | В |
12. | Созыкина Мар. | II | +- | +- | ++ | - | - | - | - | - | - | 4 | Н |
13. | Тельминова В. | I | ++ | +- | ++ | - | - | - | + | + | + | 8 | ВС |
14. | Шибанова Нат. | II | -+ | -+ | ++ | - | + | + | + | - | + | 8 | ВС |
Вывод: Работу выполняли 14 обучающихся показали следующие результаты:
Затруднения вызвали задания следующего характера:
- Выстроить ряд чисел по возрастающей и убывающей;
- Понятия «больше на», «меньше на»;
- Состав чисел.
Приложение 3
Лист индивидуальных достижений
1 класс 2013 – 2014 уч.год
Осолихина Юлианна
№ п/п | Уровень усвоения | Характеристика | |
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД | |||
1. | Русский язык | Высокий | Каллиграфия сформирована. Допускает 1-2негрубых недочёта. Грамотно пишет под диктовку и списывает текст без ошибок. Знает правила орфографии и применяет их. |
2. | Литературное чтение | Средний Высокий | Развитие речи: допускает неточности в речевом оформлении ответов; Работа с книгой: самостоятельно ориентируется в детской книге из доступного круга чтения, легко вычленяет на обложке и прочитывает название книги, определяет тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). Хорошо запоминает стихи и выразительно их рассказывает, пересказывает текст. Техника чтения: 63 слова в минуту. |
3. | Математика | Высокий | Устные вычислительные навыки: демонстрирует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производит вычисления правильно и достаточно быстро. Письменные вычислительные навыки: письменные вычисления выполняет безошибочно. Решение задач: может самостоятельно и безошибочно решить задачу (решает, объясняет ход решения и точно формулирует ответ на вопрос задачи). Геометрический материал: ориентируется в геометрических понятиях: называет геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломанная, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), чертит, используя линейку, карандаш, находит периметр. |
4. | Окружающий мир | Средний | Ответы строит правильно, но не всегда логически законченные рассказы, допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, частично испытывает трудности в применении своих знаний на практике. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД | |||
5. | Личностные (исследование по модефицированной методике Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина «Беседа о школе») | Высокий | школьно-учебная ориентация и позитивное отношение к школе сформированы Принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения. умеет организовать ребят, повести за собой. |
6. | Коммуникативные (по методике Г.А.Цукермана «Рукавички») | Высокий | рукавички украшены одинаковыми узорами; дети активно обсуждали вариант узора; пришли к согласию способа раскрашивания; следят за реализацией принятого замысла. |
7. | Регулятивные (по методике У.В.Ульяновой «Изучение саморегуляции») | Высокий | Принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекается, в одинаковом темпе. По ходу работы не допускает ошибок. Старается, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно. |
КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ | |||
8. | Конкурс чтецов «Славная Осень!» Конкурс «Кормушка для птиц» | Школьный Муниципальный | 1 место Участие |
9. | «Моя малая родина»; «Мой класс и моя школа»; «Мои домашние питомцы; «Как живёт семья»; «Весёлая азбука!» «Мои любимые сказки». | Проект внутри класса | Участие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД в начальной школе....
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
Данный документ содержит программу формированиея УУД.Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам начального обще...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе
Программа формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...
Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников
С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий и система оценки образовательных достижений обучающихся в условиях ФГОС
Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной школе....