"Электронные учебно-методические комплексы:требования и структура"
статья (4 класс) на тему
Электронные учебно-методические комплексы:требования и структура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
электронные учебно-методические комплексы | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»
Доклад
«Электронные учебно-методические комплексы: требования и структура»
(выступление на МО начальных классов)
Подготовила и выступила:
учитель начальных классов
Иванченко Е.А.
Барнаул, 2015г.
Мудрость жителей пустынь гласит:"Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться".
Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать..
Методические рекомендации по разработке электронных учебно-методических пособий предназначены для учителей общеобразовательных учреждений в целях использования дистанционных технологий в учебном процессе.
Основной идеей методики дистанционного обучения в системе общего образования является создание учебной информационной среды, включающей электронные информационные источники, электронные библиотеки, видео - и аудиотеки, книги и учебные пособия. Субъектами учебной среды являются как обучаемые, так и преподаватели, взаимодействие которых осуществляется с помощью современных телекоммуникационных средств. Такая учебная среда предоставляет уникальные возможности обучаемым для получения знаний, как самостоятельно, так и
под руководством учителя (тьютора).
При разработке учебных курсов упор делается на самостоятельную работу обучаемых, их коллективное творчество, проведение мини-исследований различного уровня.
Предусматривается большое количество заданий, рассчитанных на самостоятельную проработку и возможностью получения ежедневных консультаций.
Мировой опыт дистанционного обучения показывает, что при такой организации учебного процесса взаимодействие обучаемых и преподавателей на индивидуальной основе происходит гораздо чаще и эффективнее, чем при других формах.
Структура
Комплект электронных учебных материалов должен включать в себя наиболее распространенные средства:
- гипертекстовых учебно-методических пособий;
- аудио учебно – информационных материалов;
- видео учебно – информационных материалов;
- учебно – информационных материалов с элементами анимации;
- лабораторных дистанционных практикумов;
- тренажеров с удаленным доступом;
- средств обучения на основе виртуальной реальности;
содержать следующие элементы:
-урок;
-текстовое задание;
-опрос;
-тест (различные виды);
-форум для обсуждения.
По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны разрабатываться на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках Российского образовательного стандарта по данному предмету.
Учебно-методические материалы должны включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля (и самоконтроля), которые позволяют фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
Учебные материалы должны предусматривать и обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, которые отвечают индивидуальным учебным стилям школьников (например, в текстовом виде, с помощью аудирования, в сопровождении иллюстраций, в коммуникации с другими учащимися, с помощью «открытия на модели» и т.п.).
Требования к ЭУМК и характеристики ЭУМК
4.1 Требования
4.1.1 ЭУМК является основополагающим компонентом ЭИОС образовательной организации, ориентированной на реализацию образовательного процесса с использованием средств ИКТ, организацией образовательной деятельности на основе ЭО и применения ДОТ. Примечания:
1. ИОС может создаваться и использоваться корпоративно одной либо несколькими образовательными организациями (в составе образовательного кластера или сетевой формы реализации образовательных программ).
2. ЭУМК могут быть открытыми и доступными в сети Интернет (электронные библиотеки, сайты образовательных организаций, информационные порталы).
4.1.2 Разработка ЭУМК должна осуществляться с учетом требований, обусловленных инфраструктурой образовательной организации, применяемой ЭИОС, видами и уровнями образования, используемой технологией обучения, а также индивидуальными особенностями контингента обучающихся.
4.1.3 ЭУМК должен создаваться и эффективно применяться в соответствии с требованиями соответствующих образовательных стандартов, образовательной программы и рабочей программы учебного предмета (курса, дисциплины, модуля, иных компонентов), для изучения которых он предназначен.
4.1.4 Структура и образовательный контент ЭУМК определяются образовательной программой, рабочей программой учебного предмета, а также другими принятыми в образовательной организации нормативными, техническими и методическими документами.
Примечание - В целях эффективного управления образовательным процессом могут создаваться комплексные ЭУМК, обеспечивающие системное изучение нескольких дисциплин.
4.1.5 В обобщенном виде структура типового ЭУМК по предмету должна включать в себя следующие компоненты, представленные в электронной форме:
а) рабочая программа по предмету;
б) методические и дидактические рекомендации по изучению предмета и организации образовательного процесса и самостоятельной работы обучающихся;
в) требования к порядку проведения мероприятий по контролю знаний обучающихся;
г) основные виды ЭОР (электронный учебник, электронное учебное пособие, электронная презентация, электронный лабораторный практикум, виртуальная лаборатория, учебные прикладные программные средства, электронные тренажеры и др.)
д) дополнительные ЭИР (нормативно-правовые и информационно-справочные системы, словари, хрестоматии, энциклопедии, атласы, научные издания, периодические издания, проектная документация, рефераты и др.)
е) автоматизированная система тестирования знаний обучающихся.
ж) перечень и порядок использования средств обучения для изучения предмета.
Требования к УМК предусматривают:
- ориентированность на мотивацию обучения, основными составляющими которых являются потребность, мотив и цель.
Одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая активизирует мыслительную или творческую деятельность.
Значительную роль в восприятии учебных материалов могут играть формулировка названия занятия (темы, слайда, презентации), метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.
- доступность, соответствовать возрастным особенностям обучающихся;
- содержательность с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала, который позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;
- интерактивность, способность организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи);
- иллюстративность, когда используется разного вида материалы в сложных для понимания содержания текста;
- дозированность, переизбыток информации может привести и к обратному эффекту;
- эргономичность, целесообразность, комфортность для восприятия;
Для медиаобразовательных средств относятся следующие дополнительные требования:
-адаптивность к индивидуальным возможностям обучающегося и визуальность учебной информации, которая представляет интерпретацию моделей изучаемых явлений с опорой на понятийные, образные и действенные компоненты и представляющие систему функциональной связанности представления учебного материала, т.е. структурные, а также диагностические, которые позволяют представлять разнообразные формы контролируемых, тренинговых заданий, создание портфолио пользователя, в котором можно собрать все достигнутые им успехи и выявить траекторию дальнейшего самообучения и саморазвития.
Компакт-диски (CD-Rom) помогают обеспечить интерактивность взаимодействия обучающегося с учебным материалом, обеспечить индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «обучающийся-преподаватель».
Электронный учебник предоставляет дополнительные возможности удобства и творчества: можно добавлять в электронный учебник свои материалы. У каждого преподавателя есть определенный накопленный материал по всем дисциплинам. За те учебные часы, отведенные по учебному плану, часто не удается охватить или предоставить нужный объем. В этом случае электронный учебник открывает широкие возможности для обучения.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К
РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)
Под УМК понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. УМК должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования. В состав УМК могут входить следующие компоненты:
- Нормативная документация
- Книга для педагога, в которой должна быть описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, общее тематическое планирование, примерные конспекты занятий.
- Методические пособия разного назначения и содержание
- Методические разработки курса, его тем и проблем
- Дидактические материалы для дифференциации и индивидуализации обучения
- Книга для учащихся, содержания необходимой текстовой иллюстративный и дополнительный материал
- Книга для чтения
- Рабочая тетрадь которая включает задания для формирования умений и навыков обучающихся
- Задания в рабочей тетради должны быть дифференцированы по степени сложности
- Дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки
- Аудиовизуальные и мультимедийные средства
- Альбом наглядных пособий содержащий необходимый для обучения раздаточный и дидактический материал
- Автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы
- Факультативный материал повышенной трудности.
Весь материал УМК должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузок обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметные связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.
Требования к УМК элективного курса,
представляемого на Совет по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив ИПК и ПРО
УМК элективного курса должен включать в себя следующие основные компоненты:
1. Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является программа
Программа учебная – документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.
При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.
Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т.е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.
Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.
Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.
Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.
Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе,, что делает программы инструментальными.
Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной мере методы, организационные формы и средства обучения.
Структура программы включает в себя такие части, как:
- объяснительная записка
- констатирующая часть
- нормативная
- информационно-методическая
I. Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.
II. Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета
При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.
Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.
Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т.д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.
Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.
Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:
- определяет собственно содержание учебного материала
- определяет объем содержания разделов
- определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.
III. Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»
Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.
При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:
- детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения
- деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся
- деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.
Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь
Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:
- основные понятия и термины
- факты, законы науки
- теории, идеи
- знания о способах деятельности
- методологические знания
- оценочные знания
Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:
- специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета
- умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т.п.)
- интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т.п.)
- для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью
IV.Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:
- межпредметные связи
- рекомендации к оцениванию задний и умений учащихся
- перечень учебно-методического комплекса по предмету
-список литературы для учителей.
2. Также основным элементом системы учебно-методического комплекса является учебное пособие для учащихся.
Содержание учебного пособия для учащихся должно учить школьника самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не готовый результата. Само решение при этом важно ясно сформулировать, и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные и проблемные и творческие вопросы и задания.
3. Методические рекомендации.
Предназначены для оказания помощи в качественной подготовке и проведения занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель и учащиеся найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательства. В методическом пособии раскрываются пути и методы изучения, даются наиболее эффективные подходы для организации образовательного процесса.
4. Рабочая тетрадь для учащихся.
Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но и предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применения в практике. Основные принципы, предъявляемые к заданиям в рабочей тетради: научность, проблемность, вариативность.
Одной из главных функций рабочей тетради – является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.
При разработке рабочей тетради рекомендуется отвести роль элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. При этом строить уроки таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а мысль ученика была бы направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений и осмысливания над фактами, их сравнения, анализ обобщения доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное учебно – методическое пособие "Мунгэн сэргэ"
Электронное учебно – методическое пособие направлено на формирование у младших школьников сознательного, активного, творческого отношения к чтению, развитие разнообразных чи...
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Электронный учебно методический комплекс по физической культуре
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4111323","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"249"}}]]Электронный учебно методический комплекс по физической культуре...
Электронное учебно-методическое пособие для детей младшего школьного возраста "Роль знаков препинания в современном письменном общении"
Электронное учебно-методическое пособие (с исследовательским компонентом) представлено в форме мультимедийной презентации, подготовленной в программе Microsoft Office PowerPoint. Материал по...
Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ.
Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ. Работа выполн...
Приказ о проведении районного конкурса электронных учебно-методических материалов педагогов «ИКТ в образовательном процессе»
О проведении районного конкурса электронных учебно-методических материалов педагогов «ИКТ в образовательном процессе»...
Электронное учебно-методическое пособие по теме «Великая Отечественная война»
Электронное учебно-методическое пособие по теме «Великая Отечественная война»...