«Индивидуализация процесса обучения в начальной школе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ивачева Наталья Александровна

обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

         

«Индивидуализация процесса обучения в начальной школе»

Из опыта работы
учителя высшей категории
МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино
Ивачевой Н.А.

2013г

           В современных условиях на очередном инновационно - технологическом этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления и воспитания.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и является во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако, в реальности к окончанию начальной школы некоторые дети теряют уверенность в себе, так как им не удаётся сделать из того, что другие дети делают без особых усилий.

В психолого-педагогической науке принято рассматривать детей с разными образовательными потребностями. А одной из главных задач современной школы является развитие детей с разными способностями.

Как с учётом индивидуальных особенностей  детей педагогам  построить учебный процесс на основе личностно-ориентированного подхода?

 Я начала свою экспериментальную работу и выделила следующие этапы:

I. Теоретический этап.

II. Диагностический этап.

III. Организационный этап.

IV. Практический этап.

Теоретический этап.

На первом этапе я изучила опыт московского учёного Н.Л.Галеевой и технологию «ИСУД», опыт гимназии № 46 г. Кирова как одно из дидактических ресурсов личностно-ориентированного образования. И  постаралась соединить ранее изученные методики выявления индивидуальных особенностей детей и составить рекомендации для родителей с учётом показателей индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, которые, на мой взгляд, помогут повлиять на учебный успех ученика.

За основу я взяла ресурсы учебного успеха, которые приведены в таблице.

Ресурс учебного успеха

Параметры технологии

Система измерения

«знаю»

Объём и качество знаний

обученность

Оценка по предмету

«умею»

Предметные и общеучебные умения и навыки

Организационные навыки

Коммуникативные

Информационные

Мыслительные

0 (недопустимый уровень)

1 (недостаточный уровень)

2 (оптимальный уровень)

«могу»

Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы

внимание

0 (недопустимый уровень)

1 (недостаточный уровень)

2 (оптимальный уровень)

память

модальность

А(ауд),В(виз),К(кинес)

Доминирование полушарий

Л(лев),П(пр),Р(равн)

темперамент

Х(хол),С(санг),Ф(флег),М(мел)

«хочу»

Интересы, желания, система ценностей

Уровень развития мотивационно-потребностной сферы

СД- социально-духовный

С- социальный

П- познавательный

Б- базовый

 Алгоритм работы по данной технологии:

  1. С помощью психолго - педагогических диагностик  определяется исходный уровень достижений или развития каждой из составляющих учебного успеха у каждого ученика.
  2. Выявляются параметры, которые «западают» и требуют внимания.
  3. Для каждого ученика подбираются задания, помогающие ему развивать те показатели, которые пока развиты недостаточно.
  4. Через некоторое время вновь определяются показатели. Если они растут – растёт обучаемость, значит учебный успех!

Результат: Я приобрела теоретические знания.

По наблюдениям педагогов детского сада в 1 класс пришли дети с разной ведущей рукой: 20 человек – правши

                             4 человека – левши

Диагностический этап

 На втором этапе в этом учебном году мною были исследованы параметры «могу» (психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы)

- внимание и память

По методике Кирово-Чепецкой гимназии №2 Кировской области. Авторы – составители: Л.В.Горбушкина, В.А. Ефремовых и др. 2003год.

- модальность 

По опроснику Н.Л.Галеевой «Самоопределение ведущей модальности учащихся» (данное психологическое исследование проводилось школьным психологом в начале учебного года).

- доминирование полушарии 

По тестам М.Г.Князевой, В.Ю Вильдавского из книги М.М.Безруких

По опроснику  доктора медицинских наук А.П. Чуприкова.

- темперамент

По опроснику Айзенка «Экстроверсия – нейротизм»

Результаты тестирования были занесены в таблицу:

Ф.И

ученика

Внимание

   память

ведущее полушарие

модальность

темперамент

концентрация

Объём 10

Зритель-ная 14

Слухо-вая 10

Левопо- лушарное

Правопо-лушарное

Аудиал

Визуал

Кинестетик

Холерик

Сангви-

ник

Флегма-

тик

Меланхо-лик

Юра Б.

24

5

6

6

+

+

+

Лера Д.

20

4

5

5

+

+

+

Организационный этап

На третьем этапе, на основании приведённых данных в таблице, пока учитывая т ведущее полушарие, модальность темперамент, уровень развития внимания и памяти ребёнка, я составила рекомендации для родителей.

На очередном собрании я рассказала о моей работе и получила поддержку от родителей в качестве дальнейшего сотрудничества в данном направлении. Мы создали клуб «Содружество», где родители могли получить консультацию и рекомендации от учителя о развитии ребёнка.

 Во II полугодии я рассадила детей с учётом их особенностей (ведущее полушарие и модальность).

Например:

Рекомендации для родителей Юры:

У Юры выражено левое полушарие с доминирующим кинестетическим каналом получения знаний. Основную часть информации мальчик получает через тактильный анализатор. Юра очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляющий эмоции, что затрудняет в большей степени его учёбу. Но в тоже время как левополушарник хорошо ориентируется во времени, стремится к самостоятельности, лучше оперирует цифрами, знаками и символами, стремится к последовательному изложению материала.

Памятка:

- необходимо проговаривать материал, подлежащий запоминанию, и по возможности с жестами, вместе с ребёнком.

- часто менять деятельность работ (выполнять задание стоя, чаще спрашивать материал по дороге домой.

- проговаривать алгоритм предстоящей работы

-многократное повторение

- пересказ рассказов их анализ

- проговаривать ход рассуждений и основные выводы

Рекомендации для родителей Леры:

У Леры выражено правое полушарие с доминирующим визуальным каналом получения знаний. Данная информация позволяет сделать вывод, что этой ученице будет легко воспринимать читаемый материал, списывать тексты, но ошибок в диктанте  больше, чем в сочинениях. Лера наблюдательна, хорошо запоминает увиденное, живая, творческие задания выполняет быстро и с увлечением. Но очень тяжело работает по словесным инструкциям, легче воспринимает интонации, чем смысл.

Памятка:

- обеспечивать спокойную обстановку при работе

- рабочий материал всегда должен быть перед глазами

- информацию легче воспринимает в виде наглядных пособий (картинок, слайдов, записей

- не любит работать по инструкции

- чтение по ролям

- нахождение отрывков в тексте по смыслу

- задания на время

- задания на правописание

Практический этап.

Для развития различных показателей я применяю:

  • комплексные задания на уроках
  • задания с опережением
  • работа в паре, где распределяю деятельность (роль)

- генератор идей

- творец

  • работа в группе

- генератор идей

- творец

      - коллекционер (собирает идей)

      - сказатель (рассказывает)

Для оказании помощи детям в учебной и внеучебной деятельности, учитывая их возможности составлялись индивидуальные маршруты. Это позволило индивидуализировать процесс обучения учащихся и добиться положительных результатов:

- динамика обученности положительная

- родители понимают, какие особенности у их ребёнка (клуб «Содружество»)

- ЗУН увеличиваются.

Все отмеченные рекомендации при работе с детьми с разными образовательными потребностями для родителей создают хорошие условия для развития учебных умений (основы для формирования компетентностей) и обеспечивают каждому ученику свой личный путь к учебному успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"

В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, ...