«Индивидуализация процесса обучения в начальной школе»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Индивидуализация процесса обучения в начальной школе»
Из опыта работы
учителя высшей категории
МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино
Ивачевой Н.А.
2013г
В современных условиях на очередном инновационно - технологическом этапе реформирования системы образования сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления и воспитания.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и является во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Однако, в реальности к окончанию начальной школы некоторые дети теряют уверенность в себе, так как им не удаётся сделать из того, что другие дети делают без особых усилий.
В психолого-педагогической науке принято рассматривать детей с разными образовательными потребностями. А одной из главных задач современной школы является развитие детей с разными способностями.
Как с учётом индивидуальных особенностей детей педагогам построить учебный процесс на основе личностно-ориентированного подхода?
Я начала свою экспериментальную работу и выделила следующие этапы:
I. Теоретический этап.
II. Диагностический этап.
III. Организационный этап.
IV. Практический этап.
Теоретический этап.
На первом этапе я изучила опыт московского учёного Н.Л.Галеевой и технологию «ИСУД», опыт гимназии № 46 г. Кирова как одно из дидактических ресурсов личностно-ориентированного образования. И постаралась соединить ранее изученные методики выявления индивидуальных особенностей детей и составить рекомендации для родителей с учётом показателей индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, которые, на мой взгляд, помогут повлиять на учебный успех ученика.
За основу я взяла ресурсы учебного успеха, которые приведены в таблице.
Ресурс учебного успеха | Параметры технологии | Система измерения |
«знаю» Объём и качество знаний | обученность | Оценка по предмету |
«умею» Предметные и общеучебные умения и навыки | Организационные навыки Коммуникативные Информационные Мыслительные | 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень) |
«могу» Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы | внимание | 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень) |
память | ||
модальность | А(ауд),В(виз),К(кинес) | |
Доминирование полушарий | Л(лев),П(пр),Р(равн) | |
темперамент | Х(хол),С(санг),Ф(флег),М(мел) | |
«хочу» Интересы, желания, система ценностей | Уровень развития мотивационно-потребностной сферы | СД- социально-духовный С- социальный П- познавательный Б- базовый |
Алгоритм работы по данной технологии:
- С помощью психолго - педагогических диагностик определяется исходный уровень достижений или развития каждой из составляющих учебного успеха у каждого ученика.
- Выявляются параметры, которые «западают» и требуют внимания.
- Для каждого ученика подбираются задания, помогающие ему развивать те показатели, которые пока развиты недостаточно.
- Через некоторое время вновь определяются показатели. Если они растут – растёт обучаемость, значит учебный успех!
Результат: Я приобрела теоретические знания.
По наблюдениям педагогов детского сада в 1 класс пришли дети с разной ведущей рукой: 20 человек – правши
4 человека – левши
Диагностический этап
На втором этапе в этом учебном году мною были исследованы параметры «могу» (психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы)
- внимание и память
По методике Кирово-Чепецкой гимназии №2 Кировской области. Авторы – составители: Л.В.Горбушкина, В.А. Ефремовых и др. 2003год.
- модальность
По опроснику Н.Л.Галеевой «Самоопределение ведущей модальности учащихся» (данное психологическое исследование проводилось школьным психологом в начале учебного года).
- доминирование полушарии
По тестам М.Г.Князевой, В.Ю Вильдавского из книги М.М.Безруких
По опроснику доктора медицинских наук А.П. Чуприкова.
- темперамент
По опроснику Айзенка «Экстроверсия – нейротизм»
Результаты тестирования были занесены в таблицу:
Ф.И ученика | Внимание | память | ведущее полушарие | модальность | темперамент | ||||||||
концентрация | Объём 10 | Зритель-ная 14 | Слухо-вая 10 | Левопо- лушарное | Правопо-лушарное | Аудиал | Визуал | Кинестетик | Холерик | Сангви- ник | Флегма- тик | Меланхо-лик | |
Юра Б. | 24 | 5 | 6 | 6 | + | + | + | ||||||
Лера Д. | 20 | 4 | 5 | 5 | + | + | + |
Организационный этап
На третьем этапе, на основании приведённых данных в таблице, пока учитывая т ведущее полушарие, модальность темперамент, уровень развития внимания и памяти ребёнка, я составила рекомендации для родителей.
На очередном собрании я рассказала о моей работе и получила поддержку от родителей в качестве дальнейшего сотрудничества в данном направлении. Мы создали клуб «Содружество», где родители могли получить консультацию и рекомендации от учителя о развитии ребёнка.
Во II полугодии я рассадила детей с учётом их особенностей (ведущее полушарие и модальность).
Например:
Рекомендации для родителей Юры:
У Юры выражено левое полушарие с доминирующим кинестетическим каналом получения знаний. Основную часть информации мальчик получает через тактильный анализатор. Юра очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляющий эмоции, что затрудняет в большей степени его учёбу. Но в тоже время как левополушарник хорошо ориентируется во времени, стремится к самостоятельности, лучше оперирует цифрами, знаками и символами, стремится к последовательному изложению материала.
Памятка:
- необходимо проговаривать материал, подлежащий запоминанию, и по возможности с жестами, вместе с ребёнком.
- часто менять деятельность работ (выполнять задание стоя, чаще спрашивать материал по дороге домой.
- проговаривать алгоритм предстоящей работы
-многократное повторение
- пересказ рассказов их анализ
- проговаривать ход рассуждений и основные выводы
Рекомендации для родителей Леры:
У Леры выражено правое полушарие с доминирующим визуальным каналом получения знаний. Данная информация позволяет сделать вывод, что этой ученице будет легко воспринимать читаемый материал, списывать тексты, но ошибок в диктанте больше, чем в сочинениях. Лера наблюдательна, хорошо запоминает увиденное, живая, творческие задания выполняет быстро и с увлечением. Но очень тяжело работает по словесным инструкциям, легче воспринимает интонации, чем смысл.
Памятка:
- обеспечивать спокойную обстановку при работе
- рабочий материал всегда должен быть перед глазами
- информацию легче воспринимает в виде наглядных пособий (картинок, слайдов, записей
- не любит работать по инструкции
- чтение по ролям
- нахождение отрывков в тексте по смыслу
- задания на время
- задания на правописание
Практический этап.
Для развития различных показателей я применяю:
- комплексные задания на уроках
- задания с опережением
- работа в паре, где распределяю деятельность (роль)
- генератор идей
- творец
- работа в группе
- генератор идей
- творец
- коллекционер (собирает идей)
- сказатель (рассказывает)
Для оказании помощи детям в учебной и внеучебной деятельности, учитывая их возможности составлялись индивидуальные маршруты. Это позволило индивидуализировать процесс обучения учащихся и добиться положительных результатов:
- динамика обученности положительная
- родители понимают, какие особенности у их ребёнка (клуб «Содружество»)
- ЗУН увеличиваются.
Все отмеченные рекомендации при работе с детьми с разными образовательными потребностями для родителей создают хорошие условия для развития учебных умений (основы для формирования компетентностей) и обеспечивают каждому ученику свой личный путь к учебному успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
Методический материал....
Методическая работа по теме: "Элементы медитационной психотехники, используемые в процессе обучения в начальной школе".
Методический материал....
Статья "Использование образовательных технологий в процессе обучения в начальной школе"
В данной статье описаны образовательные технологии,используемые учителем на уроках в начальной школе. Это здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии,игровые и личностно - ориентированные тех...
Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.
Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя. Виды рефлексии, методика и варианты использования....
Использование СОТ в процессе обучения в начальной школе как средство развития познавательной активности младших школьников.
педагогический проект...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Индивидуализация процесса обучения позволяет существенно повысить эффективность обучения. В связи с этим актуальной задачей становится такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, ...