Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_po_programme_shkola_2100.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»
Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Основные задачи обучения:
- Обучение деятельности;
- Формирование личностных качеств и системы ценностей;
- Формирование целостной картины мира.
Очевидно, что традиционный объяснительно- иллюстративный метод, на основе которого строится сегодня обучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Понятно также, что решение этих задач не может проводиться в отрыве от исследований, посвящённых особенностям мышления школьников. Поэтому в практике обучения авторы программы руководствуются результатами психолого – педагогических исследований Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Л.В.Занкова, В.В,Давыдова и других.
Проанализировав те причины, которые по мнению авторов, препятствуют внедрению идей развивающего обучения в практику работы массовой общеобразовательной школы, была разработана технология обучения, практически целесообразная и отражающая основные теоретические результаты психолого – педагогических исследований.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны,а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
- Постановка учебной задачи.
В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
- «Открытие» нового знания.
Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог.
- Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
- Обучающая самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
- Выполнение заданий на повторение.
Таким образом в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
Постановка учебной задачи обеспечивает мотивацию понятия. «Открытие» понятия детьми осуществляется посредством выполнения или предметных действий с реальными объектами или их графическими схемами – действие выполняется во внешнем плане, строится ориентировочная основа этого действия. Первичное закрепление обеспечивает прохождение этапа внешней речи – дети проговаривают вслух и одновременно выполняют в письменном виде установленные алгоритмы действия. В обучающей самостоятельной работе действия уже не сопровождаются речью. Алгоритмы действия учащиеся проговаривают «про себя» (внутренняя речь). И, наконец, в процессе выполнения заключительных тренировочных упражнений действие переходит во внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Таким образом деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Литература:
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Высшая школа, 1989. - 141 с.
- Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн.: Университетское. - 2001. - 95 с.
- Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. - М., 1999. - 22с.
- Бунеев Р.Н., Бенеева Е.В. Программа по чтению и начальному литературному образованию// Начальная школа – 1997г, №6
- Журнал "Начальная школа плюс До и После", № 11, 2005 г.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении по программе «Школа 2100»
Выступление на педагогическом совете....
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
Выступление на МО учителей начальной школы...
Личностно-ориентированный подход в ходе реализации программы Школа 2100
В данном методическом материале Вы найдёте обоснование применения личностно-ориентированного подхода в УМК Школа 2100....
Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.
Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...
«Реализация системно-деятельностного подхода при обучении в начальной школе на основе использования кейс-технологий»
Выступление...
Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»
В основу Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответств...