Нравственное развитие ребенка в процессе обучения литературе на основе решения нравственных проблем, поставленных автором
учебно-методический материал на тему
Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры.
В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
Ведь именно в детстве. Когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 49.5 КБ |
k_vystupleniyu.pptx | 310.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
«Центр образования»
Тема выступления:
нравственное развитие ребенка
в процессе обучения литературе
на основе решения нравственных проблем,
поставленных автором
Выступление на заседании РМО СКО
О.А. Волковой
Место проведения
МОУ СОШ №4 «Центр образования»
Тутаев, 2013-2014 уч. г
Цели и задачи современной школы,
роль литературного чтения в нравственном воспитании учащихся.
Слайд 1 Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и образованности, переориентация детей и подростков на ценности западной и особенно американской культуры.
В этой ситуации у детей и молодежи формируется неприятие таких извечных ценностей, как доброта и отзывчивость, порядочность и благородство, честность и трудолюбие, гражданственность и патриотизм.
Ведь именно в детстве. Когда формируются представления ребенка о том «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Слайд 2 Что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.
Главная цель, поставленная сегодня перед школой, - образование учащихся.
Это понятие в государственном законе Российской Федерации «Об образовании» определяется как « целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…».
В связи с этим все школьные предметы входят в «образовательные области» (стандарты), а внеклассная воспитательная работа даже называется «дополнительным образованием».
В основу литературного чтения положена система нравственного и эстетического воспитания на уроках и во внеклассной работе.
Слайд 3 Все тексты в учебниках, имеют глубокое нравственное содержание, для выявления которого учащимся предлагается система вопросов и заданий.
Дети на практическом уровне учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приёмы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им.
Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах».
Слайд 4 Психологи утверждают, что ребенок к первому классу готов к достаточно серьезной работе над художественным текстом; Именно с 7 лет у ребенка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания и художественной формы произведения, а главное. В этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.
Слайд 5 Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
Как организовать этот процесс?
На уроках литературы «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами».
Репродуктивный метод работы учителя, соответствующая структура традиционного урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, авторитарная позиция учителя, - хороши и оптимально соответствуют цели научения, передачи знаний. Но для решения задач образования личности, ее развития этого недостаточно.
Сегодня, исходя из задач образования, должно быть изменено,
во-первых, соотношение между знаниями и работой по их самостоятельному усвоению учениками,
во-вторых, знаниями и изменениями и, наконец, что особенно важно, знаниями и нравственными ценностями и работой по их освоению и присвоению учениками.
Это часть педагогической работы сегодня по причинам нравственного, а вернее, безнравственного состояния общества особенно важна.
А чтобы это происходило, на уроке литературного чтения ученики должны не просто читать художественные произведения.
Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в тексте, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть. Как все это передает нам, читателям, художник слова.
Слайд 6 Другими словами – сформировать читательские умения и навыки. (На слайде)
Итак, каким же должен быть урок, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также нравственных представлений учащихся?
Это особый урок, поскольку сам предмет изучения – это Искусство.
Слайд 7 цель работы на слайде.
Учитель начальной школы преподает многие школьные предметы, каждый из которых имеет свою логику изучения и свое основание. И на уроке литературного чтения содержание работы учителя, логика этой работы, методика, его результаты – тоже другие.
Слайд 8 (смотри схему) Мы видим, что содержание урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся.
Учитель работает не репродуктивными, а продуктивными методами, используя интерактивные, т.е. внутренне активные методы обучения « на уровне искусства и по возможности его методами» (рисунок, инсценирование, игра и.т.д.)
Слайд 9 Остановимся особо на некоторых интерактивных формах организации деятельности учащихся на уроке литературного чтения, в частности на рисунке.
Это известный методический прием, используемый в начальной школе как «устное словесное рисование».
- Именно через рисунки детей к литературным произведениям учитель может получить очень важную информацию о том, например, представляет ли ученик – читатель художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.
(Однажды психологи попросили детей нарисовать Синюшкин колодец из сказа П.П. Бажова и получили 6 рисунков, где был изображен посреди двора обыкновенный сруб с журавлем. Это означало, что учащиеся подменили авторский образ своим, а ведь это один из серьезнейших дефектов восприятия художественного произведения, как говорят психологи, и показатель того, что ученик – читатель не осознает образной природы художественного произведения и не умеет вызывать работу своего воображения и представить адекватный художественный образ.)
И, кроме того, если читатель не вошёл в художественное пространство, дальнейшая работа над ним, восприятие авторской идеи, системы образов, интерес к способам их изображения не приведут к желанным результатам.
- С помощью словесного рисования детей можно выявить точность и глубину понимания ими идейного смысла произведения.
(Например, попросили детей нарисовать главного, а точнее, заглавного героя сказки А.П. Платонова «Неизвестный цветок».
Половина опрошенных учеников – читателей не поняли авторской идеи сказки, поскольку нарисовали не вырастающий на скудной почве, пробивающийся через сор и камни трудолюбивый цветок, а просто красивый, безликий, обычный цветок.)
То есть мысль писателя о труде души человека по самотворению, в терниях. Через которые приходится пробиваться, о том, из какого «сора», на каком «пустыре» может вырасти прекрасное создание, будь то стихи, цветок или человек, эта великая истина не была воспринята читателями.
А ведь учитель добросовестно прочитал произведение, по вопросам учебника проанализировал, как говорится, «прошел» его по программе, но, по сути дела, прошел мимо него.
- Слайд 10 Дидактические игры – вызывают всегда огромный интерес у детей, а значит, очень высокую активность в учебной деятельности, и интеллектуальную, и эмоциональную, и поведенческую, с глубоким включением всех явлений психики.
Игровая ситуация организует заинтересованное глубокое общение всех участников, способствует организации совместно- разделенной деятельности, где каждый ученик знает свою роль и полностью отвечает за нее.
В процессе ролевой игры дети примеривают на себя социальную роль, что помогает пережить ситуацию, которой не было в их жизни, а значит, воспитывает, учит «жизни».
Громадные возможности предоставляют уроки литературы, если игра ролевая, а учебники «исполняют» предлагаемые им роли (чтение по ролям).
Слайд 11 Самые простые по организации – игры типа «спортивные», когда соревновательный момент присоединяется к процессу обучения, обобщения знаний или самостоятельного добывания их.
Они могут быть очень простыми: например, класс делится на группы, а учитель говорит заветные слова. (На слайде)
Еще интереснее будет, если повторение знаний теоретико – литературных знаний или текста произведения проводится в виде игры «Покорение высоты» (на слайде) :
К доске вызываются представители команд, которые отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.
Слайд 12 Можно «срежиссировать» и более сложную игровую ситуацию «Литературный футбол».
Класс делится на команды, есть капитаны, они формируют «группа нападения», которая готовит вопросы противнику, «группа защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. Неправильный ответ – «гол». Возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю.
Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения.
Дети любопытны и творчески. Порой очень рано наше творчество может заглушаться родителями, учителями, братьями и сестрами, беспощадной критикой того, что мы делаем.
Вот почему организация в школе творческих дел, присутствие творчества на уроках – необходимое, особенно сегодня, направление педагогической деятельности.
Нельзя забывать, что именно в процессе творчества проявляется и формируется личность.
Очень важно и для полноценного восприятия художественного произведения, и для развития эстетических и нравственных представлений ребёнка его литературное творчество на уроке и дома. (Дописывание сюжета, в том числе и словесное рисование карт.) Замечательная методическая формула : «От маленького писателя – к большому читателю».
Слайд 13 Много очень интересных видов творческих работ детей над сказкой учитель найдет в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии».
Слайд 14 Конечно, все это – на уровне возможностей ученика начальной школы и в соответствии с требованиями стандартов начального литературного образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правда найдена давным-давно И связала союзом благородные души; Крепко держись ее, этой старой правды! Гёте Честность, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство... Посвяти ему свой краткий век... Б.Окуджав а
В отличие от подростка, который в значительной степени обращен на познание самого себя, своих переживаний, в отличие от старшего школьника, который целиком поглощен вниманием к внешнему миру, учащиеся младших классов стремятся познать этот внешний мир в целях нахождения в нем своего места психолог Л.И. Божович
Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший опыт жизни…, дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя. Она развивает в человеке чувство красоты – красоты жизни, красоты добрых поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью, что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке… Человек, много читавший, прожил три жизни.. . Д.С.Лихачёв
Мне только одного хочется, когда я пишу, чтобы другой человек... порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу Л.Н. Толстой
Умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; Сопереживать героям и автору; Понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи
цель работы уроке – развивать способности учеников – читателей полноценно воспринимать художественный текст Методы работы исследовательский частично - поисковый эвристический Содержание урока самостоятельная и творческая деятельность учащихся по анализу художественного произведения создание собственного текста
Модель современного урока литературного чтения
Формы организации учебной деятельности учащихся разные виды анализа текста творческие пересказы дописывание сюжета составление структурных схем рисунок ( в том числе устное словесное рисование ) отзывы, рецензии мультфильмы сочинения (в том числе творческие ) дидактические игры инсценирование , театральные постановки (чтение по ролям)
Дидактические игры развивают в оображение м ышление р ечь э моции п амять
Спортивные игры Покорение высоты кто больше придумает… найдет в тексте… вспомнит …
Спортивные игры Литературный футбол
Результат навыки анализа художественного текста нравственные понятия учащихся навыки создания собственного текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
План-конспект родительского собрания на тему: "Семья - основа духовно-нравственного развития ребёнка"
плна-конспект...
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
"Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития младших школьников"
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интереса...
"Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"
В статье рассказывается о направлениях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования и о мероприятиях, которые проводятся с учащимися по этим напр...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...