Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
статья по русскому языку (4 класс)
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она
основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология критического мышления (ТРКМ) | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Только сражаясь с конкретной проблемой,
отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,
ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы?
Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления.
Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она
основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
В своей работе определила следующие задачи:
1. Изучить модель технологии критического мышления.
2. Изучить и применять новые методические приёмы технологии критического мышления на практике.
3. Вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии ТРКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя в ТРКМ:
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
В основе ТРКМ лежит базовая дидактическая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока:
I фаза Вызов
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
В процессе реализации фазы вызова:
Учащиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель:
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
II. Фаза осмысления содержания .
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал
- Помочь соотнести старые знания с новыми
На фазе осмысления содержания:
Учащиеся:
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
III. Фаза рефлексии.
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
На фазе рефлексии:
Учащиеся:
-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса.
Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
В чём же «инновационность» представленной технологии?
Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали:
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нетка»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
«Кластер». Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части – простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
«Да – нет». Учитель озвучивает утверждения, связанные с темой урока, обучающиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. |
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
«Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
«Таблица «ЗХУ» - «Знаю-хочу узнать - узнал». Заполняется в начале урока и проводится анализ по окончанию полученной информации.
II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги по воде»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Дерево предсказаний»
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Инсерт» или «Чтение с пометами». При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).
Маркировочная таблица
" V " | " + " | " - " | " ? " | " ! " |
знаю | новое | иначе думал | не знаю | ответ готов |
Для её заполнения вначале прошу обучающихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
« Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
«Шесть шляп мышления». Предлагаю при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
«Лекция – визуализация». Я раздаю схему-рисунок, затем читаю небольшой текст, а дети пробуют в рисунке отметить стрелочкой и подписать, про что я говорю. Может где-то и дорисовать, если это необходимо.
Таким образом, преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании РФ: Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Развитие критического мышления у учащихся можно отследить по следующим показателям:
-рефлексивность (суммирование и систематизация новой информации);
-прагматичность (умение применять полученные знания на практике);
- готовность к планированию;
-гибкость (готовность воспринимать идеи других, анализировать положительные и отрицательные стороны в выступлениях других);
-готовность исправлять свои ошибки, а не оправдывать свои неправильные решения.
Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, заметки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно – следственные связи.
Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений, показывают устойчивые результаты (КО – 65 %, успеваемость- 100%).
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других как дополнительный источник информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.
Т.О. меняются роли педагогов и обучающихся, ученики не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами на уроке, ученики на уроке думают, вспоминают, делятся, рассуждают, читают, пишут, обсуждают. Роль учителя в основном координирующая! Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Я учусь вместе с детьми, учусь у детей .
Моя роль в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом помогают приёмы технологии РКМЧП. Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным.
Мои перспективы: изучить новые приёмы данной технологии, адаптировать на уроках; вести поиск и разработку дидактических материалов, сценариев уроков, диагностик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....
"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"
Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...
Опыт работы по теме «Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"
Опыт работы по теме "Технология критического мышления в начальной школе на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...
Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...
Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....