Роль курса "Математика и конструирование" в формировании УУД младших школьников
статья (4 класс) на тему

Глухова Елена Владимировна

В статье дается анализ некотрых упражнений с точки зрения формирования УУД школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль курса «Математика и конструирование» в формировании УУД учащихся начальной школы.

Учитель первой квалификационной категории Глухова Е.В.

Основная цель изучения курса « Математика и конструирование» состоит в том, чтобы обеспечить числовую грамотность учащихся, дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, а также  саморазвитие и развитие личности каждого ребѐнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    Курс «Математика и конструирование» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической    конструкторской деятельностью учащихся.

В течение курса идет работа по расширению и уточнению геометрических знаний учащихся, по формированию пространственного восприятия и воображения, элементов конструкторского и логического мышления, по развитию конструкторских умений, по подготовке к изучению геометрии и черчения.

Конструирование предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:  математика – моделирование, выполнение расчѐтов, вычислений, построение форм с учѐтом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;  окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как источника инженерно- художественных идей для мастера; родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов, решения кроссвордов и самостоятельного составления ребусов;  изобразительное искусство и технология – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна, знакомство с миром профессий.

Если говорить о формировании личностных качеств, то в ходе выполнения заданий курса у обучающихся

-формируется  желание понимать друг друга, понимать позицию другого;

-формируется  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Повышение уровня мотивации к предмету и формирование эстетических чувств идет через самостоятельное изготовление набора  «Танграм», «Монгольской игры» (слайд 2), оригами. Выполнение композиции к сказке «Лиса и журавль», где фигурки лисы и журавля выполняются в технике оригами, узорами раскрашивается тарелка  и кувшин и др.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий можно посмотреть на задании №5 (слайд 3) , выполняя которое ребята осуществляют пошаговый контроль, затем итоговый контроль – как результат должен получиться прямоугольный треугольник и одинаковая площадь прямоугольника.

Учимся адекватно воспринимать оценку учителя и оценивать правильность своего выполнения действия.

Учимся вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

(Слайд 4) На практической работе №6 после совместного определения  и формулирования цели деятельности на занятии, учащиеся учатся проговаривать последовательность действий на примере задания «По технологической карте расскажи, как вырезать кольцо».

 Дети учатся высказывать своѐ предположение.  С помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов,  учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному  плану с опорой на образцы, рисунки, выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, рисунков.

Часто такие практические работы в тетрадях даются с пошаговым описанием действий, где необходимы умения внимательно прочесть пункт плана, контроля себя на каждом этапе выполнения.

На примере задания №1 (слайд 5) посмотрим,  как формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Читаю задание. Спрашиваю ответ. Варианты ответов у школьников могут быть разными.

Поэтому учащиеся учатся   

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и уметь  сотрудничать;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

(Задание №4 предлагается аудитории выполнить на листочках в парах. Составьте ребус, отгадкой которого будет слово «вершина»).

- Во время выполнения задания, подумайте, какие коммуникативные навыки вы использовали.

Ответ (слайд 6)

Задание №4 требует

·       строить понятные для партнера высказывания;

·       умения задавать вопросы;

·       контролировать действия партнера;

·       использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные универсальные учебные действия

 Важнейшая особенность  занятий курса «Математика и конструирование» состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности.  

В ходе занятий идет интеллектуальное развитие (в том числе и развитие абстрактного мышления).

Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). В заданиях часто задаются проблемные вопросы, заставляющие детей подумать, поразмышлять вслух, обсудить с соседом: «Как можно начертить по-другому?», «Сравни», «Подумай», «Найди несколько способов решений», «Устно объясни почему», «Можно ли провести ещё?», «Объясни свой выбор». Например, учащихся просят разделить круг на части, похожие на «инь и янь», предложив только половину описания работы. (Слайд 7)

(Слайд 8)

На уроках ребята решают ребусы и кроссворды, выкладывают из счетных палочек фигуры с дальнейшим их перекладыванием с целью получения новых фигур, рисуют по клеткам.  Решают проблемные ситуации: например, как можно с помощью циркуля отложить на прямой отрезок, равный данному,  или разделить отрезок пополам, используя только циркуль и линейку без делений; заданную фигуру разрезать на 2 такие части, чтобы можно было составить квадрат.

(Просмотр слайдов 9, 10, 11)

Курс  предполагает изготовление модели часов, аппликаций, цветка из кругов, поделенных на части, работу с металлическим конструктором. Воображение развивается на примере упражнений по рисованию предметов, похожих на заданную фигуру, изготовлении моделей из подручного материала (показываю детские работы).

Пропедевтика заключается в изучении пространственных тел, вычерчивании разверток и проекций,  изучении понятия «радиус», «диаметр», черчение треугольников с помощью циркуля.

(Слайд 12, 13) Далее предлагаю по рядам выполнить задания в группах №3 с.19 и №2 с.32. Раздаю заранее начерченные и вырезанные фигуры для экономии времени. Один человек идет к доске, чертит круги циркулем.

- Подумайте, какие универсальные учебные действия формируются на примере этих заданий. (Обсуждаем, высказываем мнения).

Итак, на примере заданий

-учимся включаться в групповую работу;

-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- осуществлять синтез;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- развиваем пространственное, логическое мышление и др.

На этом наш мастер-класс окончен. Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль курса «Математика и конструирование» в формировании УУД младших школьников Учитель начальных классов Глухова Е.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...