Роль курса "Математика и конструирование" в формировании УУД младших школьников
статья (4 класс) на тему
В статье дается анализ некотрых упражнений с точки зрения формирования УУД школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_matematiki_.i_konstruirovaniya_v_formirovanii_uud_vystuplenie.docx | 19.5 КБ |
rol_matem_i_konstr.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Роль курса «Математика и конструирование» в формировании УУД учащихся начальной школы.
Учитель первой квалификационной категории Глухова Е.В.
Основная цель изучения курса « Математика и конструирование» состоит в том, чтобы обеспечить числовую грамотность учащихся, дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, а также саморазвитие и развитие личности каждого ребѐнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Курс «Математика и конструирование» даёт возможность дополнить учебный предмет «математика» практической конструкторской деятельностью учащихся.
В течение курса идет работа по расширению и уточнению геометрических знаний учащихся, по формированию пространственного восприятия и воображения, элементов конструкторского и логического мышления, по развитию конструкторских умений, по подготовке к изучению геометрии и черчения.
Конструирование предполагает взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы: математика – моделирование, выполнение расчѐтов, вычислений, построение форм с учѐтом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами; окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как источника инженерно- художественных идей для мастера; родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов, решения кроссвордов и самостоятельного составления ребусов; изобразительное искусство и технология – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна, знакомство с миром профессий.
Если говорить о формировании личностных качеств, то в ходе выполнения заданий курса у обучающихся
-формируется желание понимать друг друга, понимать позицию другого;
-формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Повышение уровня мотивации к предмету и формирование эстетических чувств идет через самостоятельное изготовление набора «Танграм», «Монгольской игры» (слайд 2), оригами. Выполнение композиции к сказке «Лиса и журавль», где фигурки лисы и журавля выполняются в технике оригами, узорами раскрашивается тарелка и кувшин и др.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий можно посмотреть на задании №5 (слайд 3) , выполняя которое ребята осуществляют пошаговый контроль, затем итоговый контроль – как результат должен получиться прямоугольный треугольник и одинаковая площадь прямоугольника.
Учимся адекватно воспринимать оценку учителя и оценивать правильность своего выполнения действия.
Учимся вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
(Слайд 4) На практической работе №6 после совместного определения и формулирования цели деятельности на занятии, учащиеся учатся проговаривать последовательность действий на примере задания «По технологической карте расскажи, как вырезать кольцо».
Дети учатся высказывать своѐ предположение. С помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов, учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки, выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, рисунков.
Часто такие практические работы в тетрадях даются с пошаговым описанием действий, где необходимы умения внимательно прочесть пункт плана, контроля себя на каждом этапе выполнения.
На примере задания №1 (слайд 5) посмотрим, как формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Читаю задание. Спрашиваю ответ. Варианты ответов у школьников могут быть разными.
Поэтому учащиеся учатся
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и уметь сотрудничать;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
(Задание №4 предлагается аудитории выполнить на листочках в парах. Составьте ребус, отгадкой которого будет слово «вершина»).
- Во время выполнения задания, подумайте, какие коммуникативные навыки вы использовали.
Ответ (слайд 6)
Задание №4 требует
· строить понятные для партнера высказывания;
· умения задавать вопросы;
· контролировать действия партнера;
· использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Важнейшая особенность занятий курса «Математика и конструирование» состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности.
В ходе занятий идет интеллектуальное развитие (в том числе и развитие абстрактного мышления).
Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). В заданиях часто задаются проблемные вопросы, заставляющие детей подумать, поразмышлять вслух, обсудить с соседом: «Как можно начертить по-другому?», «Сравни», «Подумай», «Найди несколько способов решений», «Устно объясни почему», «Можно ли провести ещё?», «Объясни свой выбор». Например, учащихся просят разделить круг на части, похожие на «инь и янь», предложив только половину описания работы. (Слайд 7)
(Слайд 8)
На уроках ребята решают ребусы и кроссворды, выкладывают из счетных палочек фигуры с дальнейшим их перекладыванием с целью получения новых фигур, рисуют по клеткам. Решают проблемные ситуации: например, как можно с помощью циркуля отложить на прямой отрезок, равный данному, или разделить отрезок пополам, используя только циркуль и линейку без делений; заданную фигуру разрезать на 2 такие части, чтобы можно было составить квадрат.
(Просмотр слайдов 9, 10, 11)
Курс предполагает изготовление модели часов, аппликаций, цветка из кругов, поделенных на части, работу с металлическим конструктором. Воображение развивается на примере упражнений по рисованию предметов, похожих на заданную фигуру, изготовлении моделей из подручного материала (показываю детские работы).
Пропедевтика заключается в изучении пространственных тел, вычерчивании разверток и проекций, изучении понятия «радиус», «диаметр», черчение треугольников с помощью циркуля.
(Слайд 12, 13) Далее предлагаю по рядам выполнить задания в группах №3 с.19 и №2 с.32. Раздаю заранее начерченные и вырезанные фигуры для экономии времени. Один человек идет к доске, чертит круги циркулем.
- Подумайте, какие универсальные учебные действия формируются на примере этих заданий. (Обсуждаем, высказываем мнения).
Итак, на примере заданий
-учимся включаться в групповую работу;
-участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять синтез;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- развиваем пространственное, логическое мышление и др.
На этом наш мастер-класс окончен. Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание в развитии младшего школьника....
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...
Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
Роль классного руководителя в развитии личности младшего школьника посредством постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...
Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
Цель воспитательной системы:· Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...
Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников
Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...
Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"
Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...