Доклад. "Личностно-ориентированный урок"
учебно-методический материал на тему
Личностно-ориентированный урок
Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.
Заманчиво звучит тезис
«Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть», т.е. создать идеальные условия для раскрытия этих талантов.
Замысел личностно-ориентированного урока, на мой взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров урока будут избраны следующие:
· Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;
· Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности;
· Содействие ребёнку в потребности самообразования и самовоспитания, и в развитии его творческих способностей.
В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить идеи гуманистической педагогики и психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный урок
Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше произрастает на песчаной почве, другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии.
Заманчиво звучит тезис
«Потенциально талантливы все люди, дело лишь в том, чтобы эти таланты раскрыть», т.е. создать идеальные условия для раскрытия этих талантов.
Замысел личностно-ориентированного урока, на мой взгляд, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров урока будут избраны следующие:
- Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и «окультуривания» их субъективного опыта;
- Оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности;
- Содействие ребёнку в потребности самообразования и самовоспитания, и в развитии его творческих способностей.
В качестве принципов построения учебно-воспитательного процесса на уроке могут выступить идеи гуманистической педагогики и психологии:
1. Принцип самоактуализации.
Учитель должен верить в возможности каждого ребёнка, стимулировать и поддерживать стремление ученика проявлять и развивать свои способности.
2. Принцип индивидуальности.
На учебных занятиях важно не только создавать условия, способствующие становлению и проявлению индивидуальности каждого ребёнка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип субъектности.
Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путём актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.
В «Гармонии» этот принцип Истомина называет принцип «спирали». Например, русский язык, тема – «Части речи». Дети знают, что речь состоит из слов, слова называют предметы, их признаки, действия, количество. Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? что? и т.д. Но название частей речи не даётся. «Этикетки» непонятны детям, не возникает никакой связи с жизнью, даже выговорить трудно. И только в 3 классе даётся научное название частей речи, их морфологические признаки.
4. Принцип выбора.
Без выбора невозможно развитие индивидуальности человека. Ребёнок должен обладать реальными правами и возможностями в выборе уровня усвоения образовательной программы, темпа учебной деятельности, заданий на уроке и способов их выполнения.
На окружающем мире ребёнок описывает природную зону, выбирая один из способов:
- самостоятельно;
- с помощью опорной схемы;
- пользуясь письменным планом ответа.
При изучении темы «Комнатные растения» детям дома предлагается выбрать одно из трёх заданий:
- подготовить сообщение о комнатных растениях, за которыми ухаживают цветоводы класса;
- написать сочинение-рассуждение «Можно ли дикорастущее растение сделать комнатным?»;
- оформить книжку-самоделку «Сказка о комнатных растениях»
5. Принцип творчества и успеха.
Подлинное проявление индивидуальности ребёнка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому важно использовать на уроке задания не только репродуктивного, но и творческого характера.
6. Принцип доверия и поддержки.
Недоверие порождает подозрительность, излишняя требовательность, неверие в силы и возможности ученика не стимулирует желание детей быть на уроке открытыми и активными, мешает проявлять свою индивидуальность и креативные способности. А атмосфера доверия и поддержки содействует раскрытию творческого потенциала.
Содержание личностно-ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой. Но, к сожалению, учитель не всегда может найти в учебниках и пособиях материал, который соответствует принципам личностно-ориентированного подхода и целям урока. Здесь педагогу приходится вносить коррекцию в содержание учебного материала.
При организации такого урока в процесс обучения следует включить несколько обязательных моментов:
- Применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка (приём сравнения, метод эвристической беседы);
- Использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
- Создание для учащихся ситуации успеха;
- Создание ситуаций индивидуального и коллективного выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- Деятельностно-творческий характер;
- Использование учащимися таких речевых оборотов, как «я полагаю, что …», «по-моему мнению …», «я думаю, что …» и т.д.
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики (диагностика уровня обученности, психодиагностика (тревожность, комфортность, конфликтность, уровень умственного развития), социодиагностика – призвана определить заказ учащегося и родителя на образование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Доклад "Личностно - ориентированное обучение в начальных классах"
Доклад "Личностно - ориентированное обучение в начальных классах"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-348523-1385400808.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-348523-1385400808.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-340848-1386783785.jpg)
доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/02/picture-1130470-1554209453.jpg)
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"
Доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС"...