доклад "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"
материал (2 класс) на тему

Молчанова Наталья Дмитриевна

Доклад  "Личностно-ориентированное обучение в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

    О личностной ориентации обучения в последние годы сказано и написано немало. Кажется, что уже никого не надо убеждать в необходимости уделять внимание личностным качествам учащихся во время их обучения.

Российское образование сегодня переживает ответственный этап своего развития. В новом тысячелетии предпринята очередная попытка реформирования общего образования через обновление структуры и содержания. Залогом успеха в этом деле служит глубокая, концептуальная, нормативная и методическая проработка вопросов модернизации общего образования, вовлечение в работу широких кругов ученых, методистов, специалистов системы управления образования, учителей, а также учащихся и их родителей.

Потеря общечеловеческих ценностей, духовности, культуры привели к необходимости создания высокоразвитой личности через развитие познавательных интересов. И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

СЛАЙД 2

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

СЛАЙД 3

Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:       (СЛАЙД 4)

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

СЛАЙД 5

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок

Личностно- ориентированный урок

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучит учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам.

Виды заданий для развития индивидуальной личности

Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

 «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

  • требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: литературные, исторические, физические и прочие сочинения, нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
  • задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли ;
  • проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем  ролей в группе и без особой технологии или формы
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);

Мною наработан определённый опыт по вопросу личностно-ориентированных технологий.

Средствами достижения этой цели являются:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
  • использование в ходе урока дидактического материала, цифровых образовательных ресурсов;
  • поощрение стремления ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

СЛАЙД 6

 А теперь конкретные примеры из опыта моей работы.

В 2013 году я набрала 1 класс. Разный уровень развития первоклассников влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. В связи с этим моей целью стало формирование познавательных способностей у младших школьников как основных психических новообразований в структуре личности. Это и стало основанием для работы по внедрению личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников.

Моя позиция как педагога была следующая:

В основу обучения и воспитания младших школьников был положен личностно-ориентированный подход , который предполагал не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную стратегию организации учебно-воспитательного процесса . Суть которой – в создании условий для «запуска» внутренних  механизмов развития личности: рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция, ценностные ориентации) и персонализация .

В начале учебного года  была проведена входная экспресс-диагностика готовности обучающихся к школе

Ее результаты показали:  

  • готовы к обучению  4 человека (27%)
  • готовы на среднем уровне 5 человек (33 %)
  • готовы на низком уровне 6 человек (40%)

По результатам обследования выделены следующие группы:

1 группа – высокая возрастная норма: 4 человека

Это дети с высокой психофизической зрелостью. У данных учащихся хорошо сформированы были навыки самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности. Ребята гибко владели образами-представлениями об окружающем мире, для них являлось доступным уровнем работы, как по образцу, так и по речевой инструкции. Учащиеся обладали достаточно высоким темпом психической деятельности, они интересовались содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности.

2 группа – стабильная середина: 5человек

Для них характерны были формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничали со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявлялась при выполнении ими заданий, которые им интересны или внушают уверенность в успешности выполнения. Часто допускали ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.

3 группа – «группа риска»: 6 человек

У данных детей наблюдалось частичное соскальзывание с предложенной инструкции. Отсутствовал навык произвольного контроля над собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Они затруднялись проанализировать образец. Характерно были неравномерное развитие психических функций. Не было мотивации к учению.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации. 
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое. 

1 уровень - самый легкий 

2 уровень – рассчитан на среднего ученика 

3 уровень – повышенной сложности. 

СЛАЙД  7

Приведу примеры. 

На уроках обучения грамоте даю задание: 
При изучении буквы  С  даются слоги 
са, во, ка, со, ни, си, по, ру, то, су, се, ми, ва, ло, сы. 

  1. уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с 

2    уровень -придумай слово со слогом. Запиши. 

                 3    уровень – придумай рассказ.

1. Упражнения словесно-логического характера

На основе этих упражнений развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.

Н-р: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
 Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согл. звук.

2. Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

3. Упражнения творческого характера

По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.
 В предлагаемом слове любую букву заменить буквой 
ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

4. Дидактическая игра

Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова» и т.п.)

Эта лишь небольшой пример того, что можно использовать на уроках русского языка в первом классе.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок. Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу. За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения. 

При решении задач, которые не каждый ребёнок любит и может решать, также использую этот метод. 
Задача. На аллее памяти посадили 15 берез, а лип на 8 больше. Сколько всего деревьев посадили? 

1 уровень – реши задачу 

2 уровень – измени вопрос. 

3 уровень – придумай аналогичную. 

Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. 

  В практике использую следующие приёмы для создания  положительной мотивации  обучающихся к организации учебной деятельности:

1.Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого обучающиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо. Также примером может послужить то, что на каждом вводном уроке в тему мы определяет то, что нам предстоит изучить по данному разделу, и просматриваем задачи по урокам, чтобы осознанно подойти к конкретному этапу обучения.

2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.

3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.

4.Решение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.

5. Использование исследовательских задач.

         Необходимым и обязательным считаю формирование содержательной учебной рефлексии, пронизывающей все моменты, этапы урока. Она позволяет присваивать материал, пропускать его через себя.

«Рефлексия – умение осознавать то, что человек делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность»,- писала Талызина Н.Ф.

Рефлексия может быть организована следующими сторонами:

                     физическая сторона (успел – не успел, устал – не устал, т. е. осознание условий работы, самоощущений);

                     сенсорная сторона  (отражает самочувствие: комфортно – некомфортно, был уверен – не уверен, был доволен чем-то – не доволен чем-то);

                     интеллектуальная сторона ( что и как понял – что не понял, в чём сомневаюсь, какие и в чём затруднения испытываю и т.д.)

                     духовная сторона (стал лучше – хуже, помогал на уроке или мешал, был ли полезен другим, был интересен).

                     Рефлексия может осуществляться в сфере сознания (мышления), деятельности, общения и, что самое главное, самосознания.

Для формирования содержательной учебной рефлексии в практике использую такие приёмы и методы:

                     метод не законченных предложений

                     Сегодня на уроке мне удалось… 

                     Самым трудным на уроке было…

                     Самым интересным на уроке было…

                     Я думаю, мне следует продолжить изучение…

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с.
  4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
  6. Кураченко З.В. Личностно-ориентированный подход в системе обучения математике // Начальная школа. № 4. 2004. – с. 60-64.
  7. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.
  8. Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
  9. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.
  10. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный характер обучения в условиях ФГОС. Организация современного урока.

В современной школе идёт поиск новых подходов к содержанию, организационным формам, методам и средствам  учебной работы. Важнейшей идеей современного образования становится его деятельностное сод...

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

Взаимодействие семьи и школы в процессе адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС

В работе даны теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы в процессе адаптации ребёнка к школьному обучению. Также кратко освещены приёмы взаимодействия с семьёй первоклассника....

Тема инновационного педагогического опыта: «Предметные результаты обучения в условиях ФГОС»

        В статье рассматривается cистема предметных знаний и предметных действий как важнейшая составляющая предметных результатов. Совокупность всех учебных предметов обесп...

Безотметочное обучение в условиях ФГОС

Данная презентация знакомит с основами безотметочного обучения и может быть использвана в качестве объяснения позиции ученика и учителя при безотметочном подходе на родительском собрании в 1 классе...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...