доклад"Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения."
статья

Байбордина Ольга Николаевна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения.

Личностно ориентированный подход, опирается на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность. В связи с этим в этом подходе на уроках реализуется важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроках. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Создаются ситуации успеха, применяются педагогические технологии, направленные на создание эмоционального благополучия каждого ребенка. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь процесс обучения.

Познавательный интерес характеризуется познавательной избирательной активностью. Главное на этой стадии поиск интересующей ученика информации. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Школьник стремится совершенствовать свою учебную деятельность. Познавательный интерес вооружает знаниями, умениями и навыками, содействует воспитанию мировоззрения, развивает самостоятельность, активность, выявляет потенциальные возможности ученика, приобщает к практической деятельности. На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов.

Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными являются следующие:

- новизна;

- связь с жизненными ситуациями;

- практическое применение знаний;

- подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи.

Надо научить ребёнка «видеть невидимое»; - способность увидеть учеников и «великое переселение». Только при чтении человек мысленно перемещается из внешнего мира в мир внутренний: оказывается внутри другого.

Стоит заметить, что успех на уроках литературного чтения зависит не только от выбранных программ и методик, но и от самого учителя. Если учитель– творческая и компетентная личность, то ему не составит труда сделать «скупые» уроки литературного чтения интересными, увлекательными и захватывающими.

В ходе таких уроков учащиеся овладевают осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, у них формируется читательский кругозор, приобретается опыт самостоятельной читательской деятельности; развиваются художественно-творческие способности, эмоциональная отзывчивость, эстетическое отношение к искусству слова.

Уроки литературного чтения воспитывают у младших школьников интерес к чтению и книге, обогащают их нравственный опыт, формируют представление о добре и зле, развивают нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран. Таким образом, урок литературного чтения позволяет реализовать Личностно-ориентированное обучение младших школьников, так как, овладевая навыком чтения, ребенок получает знания о человеке, природе, истории, культуре, развивает свои творческие способности, овладевает способностями самосовершенствования, самоопределения, учится откликаться на чужую беду, у него формируется представление о добре и зле. Реализовывая личностно-ориентированный подход, учащиеся делятся на группы по каким-либо признакам, которые осуществляется для последующего группирования, т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. Группы имеют три уровня – высокий, средний и низкий ( по степени обученности, степени умственной выносливости, степени гибкости ума, по степени запоминания, степени показательной активности и т.д.) Так, к группе с высоким уровнем обученности относятся учащиеся, которые свободно усваивают изучаемый материал, видят существенное, закономерное, в частности видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытие на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Ученики среднего уровня усваивают учебный материал тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых тренировочных упражнений, умению увидеть в частном общее; овладев знаниями, осуществляют параллельный перенос в новые условия; для усвоения знаний требуется более длительное время по сравнению с учащимися высокого уровня обученности.

Учащиеся низкого уровня усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.

Второй шаг по реализации личностно-ориентированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту. Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:

Прочитай текст.

Подчеркни (отметь) непонятные слова.

Отметь трудные для чтения слова.

Прочитай и расставь ударения.

Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

Прочитай все восклицательные, вопросительные, повествовательные предложения.

Выполни задания, данные после текста.

Отметь главное слово (слова) в предложении (абзаце, тексте).

Сосчитай, сколько раз встречается в тексте прямая речь.

Прочитай выразительно прямую речь.

Выдели красивые слова и выражения.

Выдели однородные слова в тексте.

Какие синонимы использует автор к слову.

Из слов, данных на карточке, вычеркни те, которые в тексте не употреблялись.

И слов, данных на карточке, выбери те, которые встретил в тексте, подчеркни их.

Раздели предложение или предложения на логические отрезки, состоящие из 1,2,3 слов. Прочитай, делая паузы.

Прочитай выразительно по смысловым отрезкам первый абзац, пятый абзац

Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабо читающих детей.

Для учащихся среднего уровня обучаемости предлагаются задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:

Подбери однокоренные слов к заголовку рассказа.

На карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

Распространи предложение (абзац, часть) прилагательными (словами отвечающие на вопрос «какой?».

На карточке предложена часть текста. Измени время повествования. Прочитай текст со своими изменениями.

Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.

Дополни (распространи) каждое предложение однородными членами и прочитай новый текст.

Реши анаграммы. Встречаются ли эти слов в тексте?

Замени слово «маша» в третьем предложении различными синонимами с учётом эмоциональной окраски текста.

На отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения. Составь из них текст. Сверь со второй частью изучаемого текста.

На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

На карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено. Догадайся, какое и где. Сверь по книге.

Подчеркни в каждой строке стихотворения самые главные по смыслу слова, расставь паузы. Прочитай выразительно.

Прочитай часть текста, подбери для выразительности соответствующие жесты и движения.

Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.

Для учащихся высокого уровня обучаемости даются задания исследовательского характера, например:

Почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу и т.п.?)

Какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей? Какими средствами?

Прочитай рассказ в лицах.

Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

Прочитай отрывок, который помещён на карточке. Определи, к какой части композиции он относится. Почему?

Сконцентрируй внимание на середине строки. Попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Так же - вторую, третью и т.п. Читай, делая движения глазами только вниз.

Почему текст так называется? Докажи.

Какие особенности стиля автора в написании рассказа (стихотворения) ты заметил?

Докажи, что данное произведение – легенда (сказка, басня и т.п.)

Отметь в тексте кульминацию повествования.

Какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?

Выполни партитуру текста, отметь ритмические особенности чтения. Прочитай именно так.

Подготовь план данного текста. Выбери группу исполнителей создай по отрывку живую картину. Докажи, почему именно так она должна выглядеть.

Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.

Дифференцированные задания могут выполнятся не только индивидуально, но и в группах. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и  даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила ведения диалога: любое мнение ценно; ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, хочешь говорить – подними руку; дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его; обращение начинается с имени; критика должна быть тактичной; отсутствие результата – тоже результат; голос – твой божественный дар, умей им владеть. Для организации диалога с автором художественного произведения необходима

организация читательской деятельности, которая включает:

1.Эмоциональное вслушивание

2.Вычитывание

3.Выразительное чтение

4.Сочинения, рисование, инсценировки Результатом организации чтения, как диалога с автором и освоения ребёнком позиции настоящего читателя считается: 1.Владение детьми способами понимания художественного произведения.

2.Умения выразительно читать.

3.Стремление выразить и грамотно оформить свои суждения о произведении в устной речи.

4.Расширение читательского кругозора.

5.Развитее «чувства языка» и литературного вкуса.

6. Формирование коммуникативных способностей.

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:

1.Ролевое чтение.

2.Ролевые диалоги.

3.Работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения) 4.Придумать разговор героев произведения по телефону.

5.Инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.)

Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые на уроке, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Наша задача – управлять познавательной деятельностью детей, оставаться их добрым другом, который помогает разобраться в поступках героев, в том, что есть добро и зло. Работая с текстом произведения, дети получают нравственный урок, обогащают эстетический опыт (испытал радость, огорчение, переживал до слёз и т.д.)

На уроках литературного чтения должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Применение компетентностноориентированных заданий даёт учителю возможность достичь более высоких результатов в освоении данной предметной области. Кроме того, представленные методики могут быть применимы и в других предметных областях. Именно начальная школа вводит ребенка в мир культуры, всерьез и системно знакомит с искусством. На уроках литературного чтения детское любопытство перерастает в любознательность – одну из главных составляющих творческой личности. Вводя ребенка в мир искусства, и помогая освоиться в нем, учитель помогает ему быть не только потребителем, но и творцом.

В заключение хочется отметить основные особенности проектирования личностно-ориентированного урока: (для каждого урока)

  • конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;
  • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;
  • проведение наблюдений за школьниками;
  • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;
  • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;
  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;
  • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;
  • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;
  • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;
  • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;
  • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения

Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждениеСредняя общеобра...

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературного чтения

Министерство образования Республики БашкортостанОтдел образованияАдминистрация муниципального районаБелорецкий районс. ИнзерМуниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждениеСредняя общеобра...

Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения

выступление на пед. чтениях  (из опыта работы)...

Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"

В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...

Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения"

Приёмы,используемые на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников....