"Духовно-нравственное воспитание младших школьников" - презентация
методическая разработка по теме
Сообщение для выступления на методическом объединении в рамках конкурса "Педагог года 2015-2016"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_mo.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Без памяти – нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без человека – нет народа».
Владимир Абрамович Караковский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где проходит духовно-нравственное формирование ребенка.
Сегодня я хочу предоставить на обсуждение вопрос об «Особенностях духовно-нравственного воспитания младших школьников», так как в настоящее время часто слышишь разговоры о том, как надо воспитывать: об этом говорят везде и все «со знанием дела». Значит, эта проблема государственная: растет поколение прекрасно информированных людей, не отягощенных совестью.
Методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Целью духовно-нравственного воспитания в школе является: развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, таких как честность, ответственность, смелость и мужество, любовь, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений.
Задачи, которые я ставлю в своей работе можно сформулировать так, это:
- Развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка;
- Формирование чувства ответственности за свои поступки;
- Создание условий для нравственного и эмоционального самовыражения.
В процессе духовно-нравственного воспитания формируются такие ценности как:
- МИР – настоящий гражданин должен занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира.
- ДОБРО – помогать попавшим в беду людям, не требуя награды за добрые дела.
- ЖИЗНЬ – вести здоровый образ жизни.
- ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ – воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
- СВОБОДА ВЫБОРА – право на свободу выбора будущей профессии, свободу слова и т.д.
- ДАР СЛОВА – правильно использовать дар слова, так как оно может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на окружающих.
- ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ – это любовь к месту где ты родился, сказал первое слово, сделал первый шаг и шагнул во взрослую жизнь.
И, конечно же, ценность СЕМЬИ, тесная связь поколений.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Участниками духовно-нравственного воспитания становятся: школа, семья, общественные организации, учреждения дополнительного образования, СМИ, традиционные российские религиозные объединения.
Но ни одна из задач воспитания не будет решена до тех пор пока не удастся решить главную – возрождение духовности.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Так, например, на уроках литературного чтения работая над текстами мастеров художественного слова, изучая фольклорные произведения народов России и мира, дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Программа по «Литературному чтению» позволяет детям увидеть разнообразие и неповторимую ценность литературы. Чтение и разбор рассказов, стихотворений, сказок помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Например, работая над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», мы говорим о таких понятиях как «добро» и «зло», при разборе содержания сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», я попыталась развивить у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов, при изучении пословиц – писали сочинение «Смысл пословицы». Дети рисуют иллюстрации к произведению или понравившемуся отрывку произведения.
На уроках русского языка закладывается бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей. Так, например, в прошлом учебном году, с четвероклассниками мы писали сочинение-рассуждение о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание.
Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе. Материал учебника расширяет представления учащихся о своем крае, об особенностях взаимодействия человека, природы и общества, воспитывает бережное отношение к природе. На уроках окружающего мира дети создают много интересных мини проектов таких как: «Моя малая Родина», «Моя семья» и т.д. С учащимися 4 класса, работая над темой «Сокровища Земли под охраной человечества» мы говорили о том, что такое Всемирное наследие и почему оно появилось.
Уроки музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи эстетического воспитания учащихся. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.
Духовно-нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и во внеурочной деятельности в таких программах как: «Мой мир», «Риторика». Программа «Мой мир» разработана для учащихся первой ступени общего образования. Она реализуется в тесном сотрудничестве с семьей, учителями художественно-эстетического цикла.
Большое место в моей работе занимают беседы, классные часы, уроки вежливости.
Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о семье. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье» - эти слова знакомы каждому. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведения детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся игры-тренинги.
В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных классных, школьных и внешкольных мероприятиях. Традиционными стали: «Милая, любимая, родная» (День матери), «День победы», тематические экскурсии и т.д.
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирования у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить отечеству.
В этом направлении в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: «Конкурс инсценированной военной песни», «Конкурс строя и песни».
Закончить свое выступление я хочу словами знаменитого педагога А.С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»
Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Сценарий родительского собрания на тему: "Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у младших школьников" 2 класс
Родительское собрание...
« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....
Выступление на РМО по теме " Духовно - нравственное воспитание младших школьников" (презентация)
Духовно-нравственное воспитание современных школьников предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, развитие качеств: ...