Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
статья по теме

Сундуева Марина Цыреновна

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сундуева Марина Цыреновна, МБОУ «Баянгольская СОШ»

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, происходит переориентация со «знаниецентристской» системы преподавания на «культуросообразную» систему, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Самая распространенная форма работы в школе – урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся.  Воспитательная направленность урока – это цветок, который постепенно растет, совершенствуется, неся ребенку все лучшее, что накоплено поколениями предков.

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках нами используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы урока. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на  уроках используются различные  приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.   Учащиеся  на уроке перевоплощаются в любого из героев произведения. Прием уподобления, применяемый на уроках, позволяет детям по-другому взглянуть на себя, на окружающих. Вот отрывок  рассказа ученика: «Представляю, какая бы у меня была жизнь, если бы я был муравьем.  Муравей очень трудолюбивый, он в два раза больше себя поднимает тяжести, строя свой дом. Он же такой маленький, меньше многих насекомых. На него может каждый наступить. Поэтому, я бы боялся всех подряд. Нет, я лучше буду человеком, чем муравьем. Человек может спокойно ходить по улице, учиться в школе, смотреть телевизор, читать книги, ходить в гости. У муравья всего этого нет. Он не защищен, его даже мама с папой  не смогут защитить. Мне жалко муравья. Люди, будьте осторожны, бывая в лесу, на поле»  (  Бадмаев Д, ученик 3 класса, перевод автора) В воображаемой ситуации ребенок переживает специфическое чувство понимания природного объекта (пока конкретного): «насекомое так же, как и я дышит, питается, растет, боится».

Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению. Нередко дети, высказывая свое неодобрение или одобрение чему – либо  (кому – либо), пишут письмо, и уже в самом процессе составления письма проявляется и утверждается нравственное начало: «Хайрата гүрөөһэхэн! Шамда гурбадахи классай һурагша Лубсанов Гомбо бэшэнэ. Ши тэндэ хэрэ байнабши? Yбэлдөө үлдэнэ гүш? Би шамда, шинии нүхэдтэ ехэ туһалха һанаатайб. Абаяа хэлэжэ би шамда үбһэ,  дабһа абаадахаб. Мэнэ ошохоб. Хүлеэжэ байгаарай.  Баяртай, мини гүрөөһэхэн!» (Бедненький лосенок! Тебе пишет Лубсанов Гомбо из 3 класса. Как ты там живешь? Голодно ли тебе зимой?  Мне хочется помочь тебе, твоим друзьям. Я попрошу своего отца поехать со мной в лес, отвезти вам сена и соли. Скоро приеду. Жди меня, мой лосенок ).

В содержании, в направленности мыслей ребенка выражается богатство его духовной жизни. Именно чувство становится наиболее действенным механизмом формирования и конкретным выражением ребенком своего отношения к окружающему миру.

Один из приемов на уроке – непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций с широким включением изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому случаться не слишком часто.

Разнообразие форм работы с детьми  на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки.    На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр диафильмов, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов.

Младшие школьники испытывают  потребность в рисовании как способе передачи своих переживаний. Выражая свои мысли и впечатления в рисунках, дети не просто изображают предмет или явление, но и передают свою эмоционально – нравственную оценку этих объектов или явлений.  Поэтому при написании рабочей программы по искусству мною были учтены особенности национально-регионального компонента, включены темы о родном крае, о традициях и обычаях бурятского народа.    

Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно – ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры - это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.  Поэтому с прошлого года  в классе был организован кукольный театр.  Куклы – самые активные участники на наших уроках. Учащиеся переводят русские сказки на бурятский язык,  учатся говорить  на литературном бурятском языке. Заодно на уроках нами решается проблема сохранения и изучения бурятского языка. Ведь почти половина учащихся сегодня не владеют родным бурятским языком.

На каждом уроке имеются возможности для использования народных традиций в нравственном воспитании учащихся начальных классов. Умелое использование тысячелетнего опыта  бурятского народа  приносит свои плоды.

        Уроки родной литературы позволяют мне включать в их содержание этнокультурный материал: знакомство с народными героями  (Гэсэр, Будамшуу),  фольклором баргузинских бурят (народные песни, благопожелания, сказки, легенды, предания, пословицы, острые слова уран угэнууд), беседы со старожилами нашего села.

         Огромную роль в воспитании  нравственных качеств играют  произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены этические идеалы народа и жестоко высмеиваются и осуждаются лень, трусость и другие человеческие пороки.

        Одним из источников и средств этнопедагогики являются народные сказки. Описываемые в сказках события, художественные образы, пополняющие сказочный мир, время, пространство, в пределах которых развивается действие сказки, идейно-художественное своеобразие повествования обусловлены самой жизнью народа, спецификой его национального быта и психологии.

Народные сказки и произведения писателей ставят юного гражданина перед необходимостью решать нравственные проблемы: вглядываться в поведение персонажей сказок и литературных героев, оценивать их, делать свой выбор.

Для воспитания  таких нравственных качеств, как дружба и товарищество, можно использовать сказку «Охотник Мэргэн».

«Коль идешь на зверя, с умом иди и товарища не подведи!», - говаривали раньше старые охотники. Но вот у Мэргэна однажды товарищи оказались ненадежными из-за этого он едва не погиб …». С таких слов начинается сказка «Охотник Мэргэн». В сказке осуждается трусость и ненадежность двух юношей, которые испугались медведя и убежали домой, оставив товарища в беде.

Необходимость проведения бесед по этому поводу имеется: дружба и товарищество, как отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, только-только начинают складываться в начальных классах. У младших школьников эти чувства представляют собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности. Дети этого возраста еще не умеют ценить дружбу, легко меняют товарищей, сильно не переживают при размолвках с ними. Да и сам выбор друзей определяется случайными факторами.

        Так постепенно, из урока в урок, полученные знания, закрепляются, становятся нравственной нормой жизни ребят.

  Уроки родного языка и литературы способствуют созданию оптимальных педагогических условий для нравственного становления личности ребенка.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)


                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива".

Статья «Воспитание духовно-нравственных качеств на традициях классного коллектива". - обобщение опыта по формированию в классе духовно-нравственных качеств. Предлагаются направления работы, ожида...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Статья "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...