Календарно-тематическое планирование к УМК "Школа 2100" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование к УМК "Школа 2100" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе «Окружающий мир»
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе программы по окружающему миру А.А. Вахрушева.
Программа обеспечена: Учебником в 2 частях «Наша планета Земля» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Рабочей тетрадью к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Проверочными и контрольными работами к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2012г.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,
возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
– ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
– правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Содержание учебного предмета «Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (9 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 7 ч.
Проверочные и контрольные работы:
Проверочные работы – 13
Контрольные работы - 6
Календарно-тематическое планирование (68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Темы | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | № задания | Дата | |||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||
Раздел 1. Наша планета | |||||||||||
1 чет. 1 | Введение (4часа) Как мы будем учиться. Живая и неживая природа. Вещи. | Знать:- как устроен учебник для 2 класса; - три состояния вещества; - состав предметов, свойства веществ; - стороны света; - Земля имеет форму шара; - понятие горизонта; - глобус – модель Земли, вращение Земли; - цветовые обозначения на глобусе; - что такое календарь. Уметь:- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради; - различать предметы, относящиеся к живой и неживой природе; - различать 3 состояния веществ; - определять стороны света с помощью компаса; - ориентироваться по сторонам света; - находить полюсы Земли и экватор; - ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии | Личностные:- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - ознакомление с терминами «понятие» и «наука» при ознакомлении с общими словами-понятиями. Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при определении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - умение прогнозировать свою деятельность в соответствии определенным ранее алгоритмом при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - умение контролировать свою деятельность при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора. Познавательные: Общеучебные:- осознанно и произвольно стоить речевые высказывания в устной форме при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - уметь пользоваться новыми терминами: «понятие», «наука», «вещество», «календарь», «компас», «горизонт», «стороны света», «полюс», «экватор»; - пользоваться глобусом, как моделью Земли, ориентировать с помощью компаса; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора. Логические:- уметь сравнивать живую и неживую природу, сопоставлять окружающие предметы и их взаимосвязи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - уметь проводить опыты под руководством учителя или родителей и отображать результаты исследования в таблицах. Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию при ознакомлении с живой и неживой природой; - формулировать вопросы, выполнять правила работы в парах и группах при проведении опытов и изучении свойств живой и неживой природы, умении различать 3 состояния веществ, определении сторон света с помощью компаса, при ориентировании на местности по сторонам света с помощью компаса и по местным признакам, нахождении на глобусе полюсов Земли и экватора; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах | - игры: «Угадай предмет» (понятия); «Путь человечества» (настольная); - игры-исследования: «Из чего состоит предмет»; - опыт-наблюдение: «Вода-пар», «Как меняется тень»; - групповая работа; - работа с плакатами: - «Из чего состоит вещество»; - наблюдения-исследования за предметом; - «Описание свойств вещества»; - игра. «Из чего состоит предмет»; - работа с плакатом «Природные часы, календарь, компас»; -ориентирование по компасу (практическая работа с компасом); - работа с плакатом « Форма Земли» (из комплекта наглядных пособий для 2 класса); - работа с иллюстрациями учебника; - наблюдения «Рассмотри глобус и опиши его»; - работа с учебником и тетрадью, ИКТ; - экскурсия «Ориентирование на местности по компасу». | 1 | С. 3-7 уч. | |||||
2 | Общие слова – понятия. Вещество. Твердые тела, жидкости и газы, их свойства. | 1 | С.8-11 уч. С.2 р.т. | ||||||||
3 | Из чего состоят все предметы. Воздух- смесь газов. Вода- жидкость. Лед – твердое тело. Смена состояний веществ. | 1 | С.12-19 уч. С. 3-5 р.т. | ||||||||
4 | Земля и солнце (16 часов) Природные часы, календарь и компас. Определение времени дня, года и направлений по Солнцу, Луне и Полярной звезде. | 1 | С.20-25 уч. С.6-8 р.т. | ||||||||
5 | Проверочная работа № 1 по теме «Из чего состоят все предметы». (1ч) Введение | 1 | С.3-4 к.р. | ||||||||
6 | Работа над ошибками. Природные часы, календарь и компас. Практическая работа с компасом. Основные стороны горизонта. | 1 | С.20-25 уч. С.6-8 р.т. | ||||||||
7 | Земля имеет форму шара. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли. | 1 | С. 26-31 уч.С.9 р.т. | ||||||||
8 | Глобус – модель Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. Практическая работа с глобусом. | 1 | С.32-35уч. С.10-11 р.т. | ||||||||
9 | Повторение и проверочная работа № 2 по темам «Природные часы, календарь и компас», «Глобус – модель Земли» | 1 | С.5-6 к.р. | ||||||||
10 | Работа над ошибками. Космос, планеты и звезды. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе. Луна - спутник Земли. | 1 | С. 36-41 уч.С. 12-13 р.т. | ||||||||
11 | Контрольная работа № 1 по теме: «Предметы. Глобус – модель Земли» | 1 | С.23-26 к.р. | ||||||||
12 | Работа над ошибками. Притяжение Земли. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. | Знать:- Земля – планета; - элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды) - движение Солнца связано с обращением Земли вокруг собственной оси; - общее представление о форме и размерах Земли; - закон всемирного тяготения (притяжение Земли) и его проявления; - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца; - соразмерность ритма в жизни человека с сутками; - времена года, их особенности; - правила безопасного поведения в разное время года; - особенности природных условий на различных участках земного шара; - понятия: «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция»; - различие климата и погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер); - круговорот воды в природе. Уметь:- оценивать роль науки в познании мира; - характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления; - сравнивать и различать день и ночь, времена года; - объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; - устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - демонстрировать эти движения на моделях; - самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояния; - измерять температуру воздуха и воды с помощью термометра; - сравнивать погоду и климат; - характеризовать круговорот воды в природе; - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Личностные:- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с притяжением Земли, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, измерении температуры воздуха и воды, круговоротом воды в природе; Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - уметь контролировать свою деятельность при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; Познавательные: Общеучебные:- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «полярная ночь», «полярный день», «полярная станция», «температура воздуха», «облачность», «осадки», «ветер», «круговорот воды в природе», «климат», «погода», «термометр»; - пользоваться глобусом при изучении смены дня и ночи и времен года, термометром при измерении температуры воздуха и воды; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков, составлении своего режима дня. Логические:- характеризовать времена года, погодные климатические условия; - различать смену времен года и смену дня и ночи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, измерение температуры воды и воздуха, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия. Коммуникативные:- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, измерении температуры воздуха и воды, круговорота воды в природе; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «Режим дня» | опыты: «Как вода разрушает горы», «Сила притяжения Земли»; - исследования: «Мой режим дня»; - кроссворды: «Земля в космосе», «Времена года»; - наблюдения за природой; - выполнение заданий в тетрадях; - экскурсия: «Наблюдения за погодой»; - ведение дневника-наблюдений; - групповая работа, ИКТ; - просмотр фильмов «Земля в космосе»; - создание проекта. «Солнечная система» (практикум); - работа с плакатами из комплекта наглядных пособий для 2 класса; работа с теллурием. | 1 | С. 42-49 уч. С. 14-15 р.т. | |||||
13 | Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Режим дня. Практическая работа с глобусом. | 1 | С. 50-55 уч. С. 16-17 р.т. | ||||||||
14 | Смена времен года. Обращение Земли вокруг Солнца –причина смены сезонов. Направление оси на Полярную звезду. | 1 | С. 56-63 уч. С.18-19 р.т. | ||||||||
15 | Смена времен года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Проверочная работа № 3 по теме «Притяжение Земли». | 1 | С.7-8 к.р. | ||||||||
16 | Работа над ошибками. Смена времен года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течении года. | 1 | С. 56-63 уч. С.18-19 р.т. | ||||||||
17 | Где на Земле теплее. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещенности и их расположение на Земле. | 1 | С. 64-69 уч. С.20-21 р.т. | ||||||||
18 | Погода и климат. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и ее признаки. Термометр. Практическая работа с термометром. Дневник наблюдений за погодой | 1 | С. 70-77 уч. С.22-24 р.т. | ||||||||
2 чет. 19
| Погода и климат. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течении года. Проверочная работа № 4 по теме « Погода и Климат» | 1 | С. 70-77 уч. С.22-24 р.т. | ||||||||
20. | Контрольная работа № 2 по теме «Земля в космосе. Сезонные изменения» | 1 | С.21-22, 27-28 к.р. | ||||||||
21 | Что изображают на глобусе и карте (8 ч) Работа над ошибками. План и карта- изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные обозначения. | Знать:- различать план и карту, иметь представление о масштабе; - части света, материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте; - условные обозначения на карте, элементарные приемы чтения карты; - название особых точек и линий на глобусе; - высоты и глубины различных географических объектов; - растительность и животных, обитающих на том или ином материке; - водоемы и их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд), использование их человеком; - водоемы родного края; - правила безопасного поведения на водоеме в разное время года; - понятие «бассейн реки»; - составные части реки и их определение на рисунках (устье, правый берег, левый берег, притоки, русло, исток); - особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные); - формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги; - общее представление, условные обозначения равнин и гор на карте; - особенности на поверхности родного края; - правила безопасного поведения на дорогах, в лесу в разное время года; - рождение гор, их превращение в равнины; - правила безопасного поведения при землетрясении. Уметь:- характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки; - находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой); - находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; - моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина; - сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоемы на примере своей местности; - находить на физической карте России и полушарий разные водоемы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их название; - определять направления течения рек по карте и глобусу; - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоемах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения; - применять полученные знания и умения на уроках в жизни | Личностные:- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь контролировать свою деятельность при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков. Познавательные: Общеучебные:- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - ознакомиться с понятиями: «условные знаки», «масштаб», «карта», «план», «река», «гора», «меридианы», «параллели», «модель», «часть света», «материк», «океан», «бассейн реки», «долина», «течение реки», «правый и левый берег», « подземные воды», «бессточное озеро», «проточное озеро»; - пользоваться глобусом, физической картой России и картой полушарий, планом местности, масштабом, условными знаками; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков. Логические:- характеризовать и сравнивать глобус, карты и план местности, расположение и размеры материков, океанов, растительность и животных, обитающих на том или ином материке, формы земной поверхности, водоемы; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь создавать проекты под руководством учителя «Моделирование формы земной поверхности из песка, глины или пластилина», «Как реки и озера служат людям», «Строим город», «Как стареют горы», «Моя страна». Коммуникативные:- формулировать вопросы, собственное мнение и позицию при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - выполнять правила работы в парах, группах при создании проектов и изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении глобуса, физической карты России и карты полушарий, плана местности и их условных знаков, разных форм земной поверхности и водоемов, при определении географических объектов на физической карте России и карте полушарий с помощью условных знаков. | 1 | С. 78-83 уч. С. 25-26 р.т. | ||||||
22 | Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий. | 1 | С. 84-89 уч. С.27-28 р.т. | ||||||||
23 | Что изображают на карте. Практическая работа с картой. | 1 | С.11-12 к.р. | ||||||||
24 | Высота и глубина на глобусе и карте. Проверочная работа № 5 по теме «Глобус и карта». | 1 | С. 90-95 уч. С.29-30 р.т. | ||||||||
25 | Работа над ошибками. Материк – большой участок суши, окруженный водой. | 1 | С. 96-103 уч. С. 31-32 р.т. | ||||||||
26 | Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида – части света. | 1 | С. 96-103 уч. С. 31-32 р.т. | ||||||||
27 | Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. | 1 | С. 96-103 уч. С. 31-32 р.т. | ||||||||
28 | Повторение и проверочная работа № 6 по теме «Что изображают на карте» | 1 | С.13-14 к.р. | ||||||||
29 | Формы земной поверхности (9 ч) Работа над ошибками. Река - постоянный водный поток. Исток, устье, русло. Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. | 1 | С. 104-111 уч. С.33-35 р.т. | ||||||||
30 | Озера – природный водоем со стоячей водой. Проточные и бессточные озера. Крупные озера мира. Байкал – самое глубокое озеро. Каспийское море – самое большое озеро. | 1 | С. 104-111 уч. С.33-35 р.т. | ||||||||
31 | Равнины и низменности. Болота. Важнейшие равнины, их местонахождение на карте. | 1 | С. 112-119 уч. С.36-37 р.т. | ||||||||
32 | Горы. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие горы, их местонахождение на карте. | 1 | С. 112-119 уч. С.36-37 р.т. | ||||||||
3 чет. 33 | Повторение и проверочная работа № 7 по темам «Реки и озера», «Равнины и горы» | 1 | С.35-36 к.р. | ||||||||
34 | Работа над ошибками. Полуострова и острова. Важнейшие полуострова и острова земного шара, их местонахождение на карте. | 1 | С.120-125 уч. С. 38-40 р.т. | ||||||||
35 | Моря, их свойства. Важнейшие моря мира, их местонахождение на карте. | ||||||||||
36 | Проверочная работа № 8 по теме «Моря и острова» | 1 | С.37-38 к.р. | ||||||||
37 | Контрольная работа № 3 по теме «План и карта. Глобус и карта» | 1 | С.19-20, 29-30 к.р. | ||||||||
Раздел 2. Земля – наш общий дом | |||||||||||
38 | Земля – наш общий дом (11 ч) Работа над ошибками. Место обитание живых организмов. Экосистема. Пищевые связи: «кормильцы», «едоки», «Мусорщики». Круговорот веществ. | Знать:- лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные); - отличительные признаки живых организмов от неживых предметов; - места обитания организмов; - части экосистемы; - природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы); - смену природных зон на поверхности земли; - закон природной зональности; - экологические системы родного края; - правила безопасного поведения на дорогах, в лесу и разное время года; - особенности зон холодного пояса, смену их на поверхности земли; - особенности зоны лесов – тайги, смешанных, широколиственных и хвойных; - цепи питания в хвойном лесу; - названия зон жаркого пояса (степи, полупустыни, пустыни); - членов экосистемы засушливой зоны, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них; - последствия нарушения экосистемы; - зоны жаркого пояса: степи, пустыни, саванны и тропические леса; - горные экосистемы; - многообразие стран и народов на Земле; - преимущества и недостатки людей в каждой природной зоне; - отличия людей разных частей света. Уметь:- характеризовать экосистемы; - описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон; - извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет и др. информационные средства) о природных зонах и обсуждать полученные сведения; - объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон; - находить на карте изученные природные зоны; - находить и показывать на глобусе и политической карте мира изученные страны | Личностные:- устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах. Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь контролировать свою деятельность при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах. Познавательные: Общеучебные - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь пользоваться новыми терминами: «экологическая система», «природная зона», «закон природной зональности», «ледяная пустыня», «тундра», «лесная зона», «тайга», «лиственные леса», «степная зона», «пустынная зона», «саванны», «высотные пояса», «страна», «столица», «политическая карта»; - уметь пользоваться картой природных зон, политической картой мира, видеть границы природных зон, различать города и страны; - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах. Логические:- уметь сравнивать природные зоны, сопоставлять растительный и животный мир, труд и быт людей разных природных зон; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь создавать проекты под руководством учителя «Природные зоны холодного пояса», «Природные зоны умеренного пояса», «Путешествие в теплые края», «Горные экосистемы», «Люди, города и страны». Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - выполнять правила работы в парах, группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах; - уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении природных зон, экосистем, климата, особенностей растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон, влияния человека на природу в различных зонах. | - работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»; -групповая работа, ИКТ; - работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками; - работа с учебником и тетрадью; - работа с картой «Природные зоны», политической картой; - просмотр видео фрагментов из фильма «Как животные делают это», «Горные вершины»; - решение кроссвордов : «Леса», «Живая и неживая природа», «Экосистема»; - работа с гербарием; - выступления с докладами; - наблюдения в природе; - составление плана местности. | 1 | С. 3-9 уч. С.41-43 р.т. | |||||
39 | Природные зоны. Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны» | 1 | С. 10-13 уч. С. 44 р.т. | ||||||||
40 | Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и тундра. Животный и растительный мир. | 1 | С. 14-19 уч. С. 45 р.т. | ||||||||
41 | Леса умеренного пояса. Смена сезонов. Животный и растительный мир лесов. Красная книга. | 1 | С.20-25 уч. С. 46-47 р.т. | ||||||||
42 | Степь. Климат и расположение степей на земном шаре. Животный и растительный мир. | 1 | С. 26-29 уч. С. 48-50 р.т. | ||||||||
43 | Пустыня. Климат и расположение пустынь на земном шаре. Животный и растительный мир. | 1 | С. 26-29 уч. С. 48-50 р.т. | ||||||||
44 | Горы. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах. | 1 | С.42-47 уч. С. 51-52 р.т. | ||||||||
45 | Проверочная работа № 9 по теме «Природная зональность». Приспособление людей к жизни в различных условиях. Человеческие расы. | 1 | С.39-40 к.р. | ||||||||
46 | Работа над ошибками. Знакомство с политической картой. Крупные города и страны мира. | 1 | С. 48-51 уч. С. 53-56 р.т. | ||||||||
47 | Повторение и проверочная работа № 10 по теме «Люди, города и страны» | 1 | С.41-42 к.р. | ||||||||
48 | Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны и их особенности» | 1 | С.17-18, 31-32 к.р. | ||||||||
49 | Части света ( 10 ч ) Работа над ошибками. Страны и города Европы. Окружающие нас предметы и их родина. | Знать:- многообразие стран, народов на Земле; - материки: Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию, Антарктиду; - территорию материов, их границы, в каких поясах лежат, омывающие океаны, страны и столицы этих материков, населяющие народы, особенности географического положения, животный и растительный мир, достижения и достопримечательности этих стран; - Москва – столица России, достопримечательности России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. - карту России, государственную границу России, полезные ископаемые, народы, населяющие Россию, их численность, народные промыслы, символику; - природу родного края, народы, населяющие край и их численность, природные зоны края; - положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности); - правила безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней. Уметь:- называть и показывать на политической карте крупнейшие европейские, азиатские, африканские, американские страны, Австралию и Антарктиду; - различать флаги этих государств, узнавать по очертанию на карте; - называть их главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей; - называть и показывать на карте территорию России, её границу, столицу, свой регион, свой город; - различать флаг, герб, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, города; - характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности; - анализировать влияние современного человека на природу, - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Личностные:- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей. Регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь контролировать свою деятельность при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, известных людей; уметь корректировать и оценивать способ решения, результаты решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей. Познавательные: Общеучебные:- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь пользоваться новыми терминами: символика страны», «флаг», «герб», «экспонаты»; уметь пользоваться политической картой мира, видеть границы материков, различать города и страны; применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей. Логические:- уметь сравнивать географическое положение, особенности климата и рельефа, животного и растительного мира стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды; уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, высказывать предположения и аргументировать их при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь практически работать с глобусом и политической картой, находить и показывать изученные страны мира; находить дополнительную информацию о странах с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств; готовить небольшое сообщение или доклад для выступления перед одноклассниками; вести наблюдения по плану, принятому на уроке, за особенностями рельефа своей местности, водоёмами; уметь строить план местности, работать с контурными картами; уметь создавать проекты под руководством учителя «Всемирная выставка», «Мой зоопарк», « Путешествие в дальние страны».Коммуникативные:- формулировать собственное мнение и позицию при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; оформлять свою мысль в устной и письменной речи при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; выполнять правила работы в парах, группах при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уметь строить свою аргументированную речь в диалоге со сверстниками при работе в парах и группах при изучении стран Европы, Азии, Африки, Америки, материков Австралии, Антарктиды, своей страны России и своего региона, города; их главных достопримечательностей, особенностей климата и рельефа, животного и растительного мира, известных людей; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле; уметь адекватно оценивать свои знания и умения; уметь оценивать правильность поведения в природе, беречь богатства природы в повседневной жизни. | -Игра «Угадай героя»; «Угадай флаг страны»; - ролевая игра «Путешествие по странам»; - работа с контурными картами, физической, политической картами, картой полушарий; - работа с плакатами из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»; -групповая работа, ИКТ; - работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками; - работа с учебником и рабочей тетрадью; - выступления с докладами; - создание проекта «Всемирная выставка», «Путешествие в дальние страны»; - составление кроссворда «Страны Азии», «Страны Азии»; - просмотр видеофильмов о странах; - работа с энциклопедиями, Интернет – ресурсами; - наблюдения в природе. | 1 | С. 52-57 уч. С. 57-61 р.т. | |||||
50 | Страны и города Европы. Альпы – горы Европы. Герои детских сказок из европейских стран. | 1 | С. 52-57 уч. С. 57-61 р.т. | ||||||||
51 | Азия – самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии. Окружающие нас предметы и их родина. | 1 | С. 58-61 уч. С. 62-63 р.т. | ||||||||
52 | Природные условия Африки. Страны и народы Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Проверочная работа № 11 по теме «Европа», «Азия» | 1 | С. 62-81 уч. С. 64-68 р.т. С.43-44 к.р. | ||||||||
4 чет. 53 | Работа над ошибками. Открытие Америки. Индейцы – коренные жители. Северная Америка – вторая родина промышленности, Южная Америка- родина самых маленьких птиц, больших змей и бабочек. | 1 | С. 62-81 уч. С. 64-68 р.т. | ||||||||
54 | Австралия и Антарктида. Климат и природные зоны. Самый большой круговорот воды. | ||||||||||
55 | Россия – наша Родина. Природа нашей страны и ее природные богатства. | 1 | С. 82-87 уч. С. 69-71 р.т. | ||||||||
56 | Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. | 1 | С. 82-87 уч. С. 69-71 р.т | ||||||||
57 | Архитектурные памятники нашей страны. | ||||||||||
58 | Проверочная работа № 12 по теме «Россия – наша Родина | 1 | С.45-46 к.р.. | ||||||||
59 | Работа над ошибками. Наша маленькая планета Земля (3 ч). Рост воздействия современного человека на природу. | 1 | С. 88-93 уч. С.72-73 р.т. | ||||||||
60 | Контрольная работа № 5 по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | С.15-16, 33-34 к.р. | ||||||||
61 | Работа над ошибками. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. | 1 | С. 88-93 уч. С.72-73 р.т. | ||||||||
62 | Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу. Проверочная работа № 13 по теме «Наша маленькая планета Земля» | 1 | С. 88-93 уч. С.72-73 р.т. С. 47-48 к.р. | ||||||||
63 | Повторение пройденного материала. (7 ч) Работа над ошибками. Обобщение и систематизация знаний по теме «Наша планета Земля». | 1 | С. 74-75 р.т. | ||||||||
64 | Итоговая промежуточная аттестация | ||||||||||
65 | Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи. | 1 | С. 98-99 уч. С. 76-77 р.т. | ||||||||
66 | Экскурсия «Формы земной поверхности». Правила безопасного путешествия» | 1 | |||||||||
67 | Итоговая контрольная работа «Земля – наш общий дом» | 1 | |||||||||
68 | Работа над ошибками. Проект «Всемирная выставка». | 1 | |||||||||
ИТОГО: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...
Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида
Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...