Формирующая оценка - шаг к учебной самостоятельности.
материал на тему
Выступление на МО на тему "Формирующая оценка - шаг к учебной самостоятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_moe_vystuplenie.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание – шаг к учебной самостоятельности
Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
Это, в свою очередь, требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, а также вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки.
Как научить детей самостоятельно оценивать результаты своей учебной работы? Один из наиболее эффективных инструментов решения этой актуальной задачи – формирующее оценивание.
Формирующее оценивание - это осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося. (Слайд 2)
С начала 2000 годов оно пришло в образовательную практику, как реакция на массовое введение тестирования в образовательный процесс. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты. (Слайд 3)
Отличительной особенностью формирующей оценки является следующая за ней обратная связь, которая используются для корректировки процесса обучения.
Сущность формирующей оценки хорошо передана И.С.Фишман и Г.Б.Голуб. Они сравнивают суммирующую оценку с измерением роста растений, в то время как формирующая оценка действует как подкормка и полив, непосредственно влияя на их рост. С точки зрения учителя формирующая оценка имеет следующие преимущества: (Слайд 4)
1) обеспечение непрерывного контроля качества знаний;
2) прогнозирование результатов учебной деятельности и их коррекция;
3) выявление пробелов в образовании и восполнение их с наибольшей эффективностью;
4) изменение межличностных отношений в классном коллективе.
Также формирующая оценка:
1) нацелена на определение индивидуальных достижений каждого учащегося;
2) формирует понимание процесса обучения и познания;
3) обеспечивает обратную связь не только для учителя, но и для учеников;
4) удовлетворяет потребности каждого учащегося в личностно-ориентированном обучении;
5) способствует формированию объективной самооценки;
6) формирует чувство ответственности за обучение.
Цели формирующего оценивания (Слайд 5)
- Оценивать опыт и потребности ученика.
- Поощрять самодвижение и сотрудничество.
- Осуществлять мониторинг прогресса учащихся.
Принципы формирующего оценивания (Слайд 6)
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание позволяет ученику и учителю скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочёты до проведения итоговой работы.
При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.
Формы учета знаний. (Слайд 7)
- волшебные линеечки, лесенки знаний
- лист индивидуальных достижений
- диагностические карты
- цветовая символика
- знаковая символика
- жестовая оценка
- оценочные листы
- недельные отчёты
- рейтинг знаний
- Портфолио
Один из принципиальных моментов заключается в том, что в практике формирующего оценивания обязательно присутствует взаимооценка. Это важно: когда мы все делаем вместе – мы учимся друг у друга. Чтобы увидеть, чего мне недостает для успешного обучения, я могу посмотреть на работу товарища.
Этапы введения оценивания: (Слайд 9)
- решить, что надо узнать посредством оценивания;
- выбрать техники, соответствующие стилю работы преподавателя и легко вводимые в данный класс;
- объяснить цель происходящего ученикам;
- после завершения оценить результаты и определить, что надо изменить в учебном процессе;
- дать информацию детям о том, что узнал преподаватель и как он собирается это использовать.
Рассмотрим некоторые из вариантов организации формирующего оценивания, которые я использую в своем классе.
Техника недельных отчетов
Недельные отчёты обеспечивают быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:
- − Чему я научился за эту неделю?
- − Какие вопросы остались для меня неясными?
- − Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.
Читая отчёты, преподаватель может:
- − Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
- − Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.
- − Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.
Приведу пример оценочного листа, который использовался в 3 классе после прохождения темы «Уравнение»
«Разработка листа формирующего оценивания по математике для учащихся 3 класса по теме «Уравнение» (Обобщающий урок) (Слайд 10)
Основная цель:
- оценка процесса освоения знаний по теме «Уравнение»;
- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до контрольной работы.
Лист оценки содержания темы "Уравнение" по учебнику М.И.Моро "Математика" 3 класс
Ф.И.О. ученика (цы) _____________________________________________
1. Воспроизведение: Я могу назвать определение уравнения. - 1 б.
2 . Понимание: я умею находить уравнение среди других записей – 1 б.
3. Применение: Могу объяснить, как найти неизвестное слагаемое – 1 б.
Могу объяснить, как найти неизвестное уменьшаемое – 1 б.
Могу объяснить, как найти неизвестное вычитаемое – 1 б.
4. Анализ: Я умею решать:
уравнение с неизвестным слагаемым – 1 б.
уравнение с неизвестным уменьшаемым – 1 б.
уравнение с неизвестным вычитаемым – 1 б.
5. Синтез: Я могу составить и решить свое уравнение. - 2 б
Шкала для перевода баллов в школьную оценку: (Слайд 11)
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 6 баллов – отметка «3»
От 7 до 8 баллов – отметка «4»
От 9 до 10 баллов – отметка «5»
Ожидаемые результаты
- Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.
- Умение систематизировать знания по теме «Уравнение» с помощью самооценки.
Еще одной стратегией формирующей оценки являются дневники наблюдений. (Слайд 12, 13) На протяжении всего урока я отмечаю активность и продуктивность каждого ученика в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий, но активизирует учеников. Кроме того, дневники наблюдений позволяют иллюстрировать объективность оценки и, при необходимости, могут быть основой при выявлении объективности самооценки учащегося.
Итак, формирующая оценка позволяет проследить прогресс учащихся, дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию. Формирующая оценка – важный компонент личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
В заключении хотелось бы дать рекомендации для учителей: (Слайд 14)
- Верьте, что каждый ученик может стать лучше
- Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников
- Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
- Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
- Используйте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Как формировать у ребенка успешную учебную деятельность"
Родительское собрание "Как формировать у ребенка успешную учебную деятельность" поможет выработать совместную программу действийучителя и родителя по стимулированию познавательной деятельности у...
«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»
В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...
Семейный бюджет. Наш проект. Практикум «Учебное сотрудничество как условие учебной самостоятельности младших школьников»
Урок комплексного применения знаний и умений....
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Каждый учитель сам обладает способностью целенаправлено проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными универсальными учебными действиями....
Мастер-класс "Формирование познавательных универсальных учебных действий как залог становление учебной самостоятельности"
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал. Цель: ознакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию познавательных универсальных учебных дейс...
Учебная самостоятельность как основа формирования универсальных учебных действий
Стандарты второго поколения предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...