Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.
материал по теме

Молочкова (Брагина) Юлия Сергеевна

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgust.konf_.doc43.5 КБ
Файл bragina_yu.s.pptx1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности

 на уроках окружающего мира в начальной школе.

Человек должен верить, что непонятное

можно понять; иначе он не стал бы

размышлять о нем.

И. В. Гете

-Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?

Подобные вопросы нам часто приходится слышать от своих учеников. Да, учитель может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Лучше пойти  другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения.

Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат  в основе учебных исследований.

Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся.

Обычно в школе обучение строится преимущественно как процесс трансляции информации.

 Может ли образовательная деятельность быть другой?

А. И. Савенков говорит, что «решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие  творческой активности детей.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:

  • Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности.
  • Мотивированность. Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития.
  • Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся.
  • Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Вопросами  организации учебно-исследовательской деятельности обучащиюхся я интересуюсь 2 года, это моя тема самообразования. За это время сложилась своя система организации исследовательской деятельности.

В первом классе, в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

Во втором классе  формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ (Приложение 1);

Читаем неоконченный рассказ:

Необходимо продолжить рассказ несколькими способами.

Например:

1 ребенок: представь, что ты ребенок, который гуляет во дворе, как ты отнесешься к появлению первого снега?

2 ребенок: представь, что ты дворник.

3 ребенок: представь, что ты водитель.

(Упражнение с аудиторией)

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды, какой путешествие ты можешь совершить? (путешествие капельки).

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

 На уроках предлагаются следующие задания:

- угадай, о чем спросили (Приложение 2);

Ученик выходит к доске, получает карточку с вопросом. Читает вопрос про себя. Громко отвечает на него не называя объект о котором идет речь. Всем остальным нужно догадаться, какой был вопрос.

(Упражнение с аудиторией)

        Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок (Приложение 3).

        На уроках с детьми  учимся проводить эксперименты – «мини-лаборатории»

В третьем и четвертом классе  планирую продолжить формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Участие детей в научно-исследовательской конференции является итогом их и моей  работы учебно-исследовательской деятельности.

Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.


Приложение 1.

«Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел первый снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…»

Продолжи рассказ:

  1. Ты, ребенок, гуляешь во дворе. Как ты отнесешься к первому снегу?
  2. Ты, дворник.
  3. Ты, водитель.

  1. «Я увидела первый снег и обрадовалась. У меня было такое чувство, как будто я сама легкая пушистая снежинка, падающая с неба».

«Я увидел первый снег и очень обрадовался. Скоро можно будет играть в снежки, и ходить на каток».

  1. «Хм-м-м. Придется много убирать».

«Как красиво! Но мне придется убрать весь этот снег. Это будет нелегко. А снег все идет и идет».

  1. «Все замело снегом. Я так не люблю зиму».

«Мне надо срочно ехать, а все дороги замело. Где же дворники?»


Приложение 2.

Ученик вышедший к доске получает карточку с вопросом. Не читая вопрос вслух, он громко отвечает на него. Всем остальным нужно догадаться, какой был вопрос.

Например:

-Какой окрас обычно бывает у тигра?

-Почему совы охотятся ночью?

-Почему главную площадь в нашей стране называют красной?


Приложение 3.

Загадки, придуманные детьми.

1. Жужжит, пыльцу собирает и цветы опыляет.

Пчела.

2. Белый, пушистый, а в руку возьмешь – водой стекает.

Снег.

3. Опасна, что жалит.

        Полезна, что сладостями угощает.

Пчела.

4. Полосатая, а не зебра.

        Жужжит, а не комар.

Пчела.

5. Ароматный, но не мед.

Сорвешь и он умрет.

Цветок.

6. Не зверь, не птица.

Летает и мед собирает.

Пчела.

7. В лесу родилась,

А на воде живет.

Лодка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе Брагина Юлия Сергеевна Учитель начальных классов МБОУ МО г.Нянань «НОШ №9»

Слайд 2

Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги? Почему пингвины не летают? Куда уходит вода из луж?

Слайд 3

Может ли образовательная деятельность быть другой?

Слайд 4

Условия необходимые для формирования исследовательских умений: Систематичность. Работа по развитию исследовательских умений проводится в классе постоянно, в урочной и неурочной деятельности. Мотивированность . Учитель помогает видеть ученику в исследовательской деятельности возможность реализации своих талантов и возможностей, способ саморазвития. Психологический комфорт. Поощрять творческие проявления. Задача учителя поддерживать и направлять творческие идеи учащихся. Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным.

Слайд 5

1 класс

Слайд 6

2 класс Продолжи неоконченный рассказ. « Осеннее небо покрылось черными тучами, и пошел первый снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…» Продолжи рассказ: Ты, ребенок, гуляешь во дворе. Как ты отнесешься к первому снегу? Ты, дворник. Ты, водитель.

Слайд 7

Вот и закончилось лето. Завтра 1 сентября… Вы первоклассник. Вы учитель начальных классов. Вы директор школы.

Слайд 8

Составь рассказ от имени другого персонажа. Путешествие капельки

Слайд 9

Угадай о чём спросили Например: -Какой окрас обычно бывает у тигра? -Почему совы охотятся ночью?

Слайд 10

Загадки детей

Слайд 11

«Научная лаборатория»

Слайд 12

Научно-практическая конференция «Я-исследователь» 1 класс «Травка для кошек», Попкова Татьяна– участник

Слайд 13

1 класс «Домашнее печенье», Караваев Иван - участник

Слайд 14

2 класс «Я шнурочек завяжу, всем вам бантик покажу», Попкова Татьяна, Суббота Виктория – 3 место

Слайд 15

2 класс «От лучины до лампочки», Ермаков Илья – 2 место

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.

Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как  условие  развития  положительной мотивации  учащихся....

Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе

При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...

Организация и проведение недели окружающего мира в начальной школе.

Данный материал поможет учителям начальной школы  провести неделю окружающего мира  интересно , познавательно и творчески....