Особенности развития познавательного интереса у младших школьников в исследовательской деятельности на математическом материале
статья по математике

Сырковская Светлана Михайловна

Математические интересы проявляются и в различных подходах к решению задач, и в легком, свободном переходе от одной умственной операции к другой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_poznavatelnogo_interesa.docx41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития познавательного интереса у младших  

школьников в исследовательской деятельности  

на математическом материале

 

В соответствии с основными положениями ФГОС НОО [5] система образования должна быть ориентирована на развитие личности, что обеспечивается внедрением в практику школьного обучения развивающих технологий. Поскольку одной из важнейших задач развивающего обучения является активизация познавательной деятельности, базирующаяся на развитии познавательного интереса и познавательных потребностей учащихся, встает вопрос поиска методов и дидактических средств, с помощью которых данная задача может быть решена.  

Нами была выбрана развивающая технология – исследовательская деятельность. Как же развитие познавательного интереса связано с исследовательской деятельностью? Обратимся к анализу методов развивающих технологий. Как известно, основным методом развивающих технологий считается исследовательская деятельность (Л.Г. Петерсон) [4].  

Проблема организации учебно-исследовательской деятельности исследовалась отечественными и зарубежными учеными – А. Дистервегом, Дж. Дьюи, Я. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Д.Б. Богоявленским, И.А. Ильницкой, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным, И.А.

Зимней, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым.  

Потребность в исследовательском поиске традиционно рассматривается как важнейшая черта детского поведения. Целью исследовательской деятельности является стимулирование и развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.  

Проведем сравнительный анализ характеристик познавательного интереса и умений исследовательской деятельности с целью выявления методических условий, при которых исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников.

Сравнительный анализ характеристик познавательного интереса и исследовательских умений

Аспекты

Познавательный

Умения исследовательской

сравнения

интерес

деятельности

1.

Характерные черты деятельности, способствующие развитию

Поисковый характер

Поисковый характер

2.

Стадии (этапы) развития

1.Любопытство  

Занимательность.

1. Стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для самоопределения и самореализация. Проблемные мини-эксперименты

2.         Любознательность

Стремление узнать больше об увиденном или услышанном; проявление эмоций удивления, радости познания.

2.Развитие самостоятельности и активности в учебно-исследовательской деятельности.  

Решение проблем из реальной жизни,         значимых         для школьников;         работа         в малых группах

3. Познавательный интерес

Выявление причинно-следственных связей и

закономерностей,

установление общих принципов явлений; проблемность обучения.

3. Овладение методикой научного исследования.

Для         младшего         школьника         не

характерно

4. Теоретический интерес  

Для младшего школьника не характерен

4. Научно-исследовательская деятельность учащихся.

Для младшего школьника не характерна

3.

Уровни развития

Низкий уровень:

интерес поверхностный;

характеризуется репродуктивной деятельностью  

Средний уровень:  

уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой

деятельности  

Высокий уровень:  

уровень         выделения

существенных

закономерностей и глубоких причинно-следственных связей, связан с элементами исследовательской творческой деятельности

Исходный:

низкий уровень интереса к исследовательской деятельности; отсутствие знаний и умений

исследовательской деятельности Начальный:  

проявление внешних мотивов к исследовательской деятельности; способность с помощью учителя выполнить элементарное исследование; наличие основных знаний об исследовательской работе и простых исследовательских умениях; низкий уровень креативности Продуктивный:  

проявление внутренних и внешних мотивов к исследовательской деятельности; способность самостоятельно выполнить элементарное исследование; наличие основных знаний об исследовательской работе и основных исследовательских         умениях; оригинальный подход         к решению проблем  

Креативный

Для младшего школьника не достижим

4.

Методы развития

Проблемное обучение; поисковый и частично-поисковый метод

Проблемное обучение; поисковый и частично-поисковый метод; метод

проектов

5.

Дидактические средства

развития

Проблемные         вопросы;

задания

исследовательского характера; творческие задания; дидактические игры; интегрированные уроки; занимательные

задания

Задания, направленные на развитие исследовательских умений; умений проектирования; проектные задания

6.

Условия, способствующие развитию

Опора на мыслительную деятельность; обучение на оптимальном уровне развития учащихся; создание благоприятной атмосферы познавательной деятельности; благоприятное общение в учебном процессе

Целенаправленность и систематичность; мотивированность; творческая среда; психологический комфорт, личность педагога; учет возрастных особенностей; обучение младших школьников умениям проектирования; работа в малых группах

7.

Виды деятельности, способствующие развитию

Творческая деятельность; исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность; творческая деятельность; проектная деятельность

Сопоставляя полученные результаты сравнения, можно сделать вывод о том, что условия, методы и средства развития познавательного интереса и умений исследовательской деятельности имеют много общего. На основании выявленных взаимосвязей Н.Г. Каменкова, Е.Ю. Колосова [3] пришли к выводу, что исследовательская деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:  

  1. формирование         мотивации         и         создание         положительного

эмоционального настроя учащихся к исследовательской деятельности;  

  1. соблюдение этапов исследовательской деятельности при решении задач поискового характера;  
  2. разнообразие и занимательность исследовательских заданий;  
  3. создание         ситуаций         успеха         через         дифференциацию

исследовательских заданий;  

  1. использование групповых форм работы при осуществлении исследовательской деятельности.  

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников (А.И. Савенков).  

В современной педагогике существует три уровня реализации исследовательской подготовки:

учитель ставит проблему и излагает стратегию и тактику ее решения.

А ученик должен найти решение самостоятельно; учитель ставит проблему. Но ученик сам ищет способ его решения самостоятельно (на этом уровне разрешен коллективный поиск); на третьем (высшем) уровне постановка задачи, поиск методов ее изучения и выработка решения осуществляются учениками самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).

Урок-исследование в начальных классах включает в себя следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока:

  1. Следует найти предмет образовательного исследования. Дети должны четко понимать, что они будут исследовать, что они будут искать. Предмет исследования сформулирует суть проблемы, скорее всего, в виде проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой учебной задачи, которую школьники будут решать на уроке.
  2. Разработать план исследования, определить пути решения проблемы, план дальнейших действий. Этот этап чаще всего является наиболее сложным для школьников: они видят и понимают, что им нужно делать.

Но почти никогда не знают, как этого добиться. Наличие проблемы подразумевает появление гипотезы или даже нескольких гипотез ее решения. Поэтому может быть несколько решений. Чаще всего гипотезу берет на себя учитель. Важно пробудить у детей желание искать и решать достаточно сложные проблемы, создавать условия для формирования навыков исследовательской деятельности как важнейших общеобразовательных навыков [2].

  1. Проведение самого исследования, поисковая деятельность, то есть определенная последовательность учебных действий, определяется совместными усилиями всех участников. Реализация плана исследований является наиболее трудоемким и длительным этапом.
  2. Подведение итогов исследования заканчивается осмысленным выводом о том, каковы результаты работы, как решается проблема.

По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типы, соответствующие классификации традиционной парадигмы (рис. 1).  

По объему осваиваемой методики научного исследования исследовательскую деятельность различают: уроки с элементами исследования; уроки-исследования.

Рис. 1 Типы уроков-исследований

 

На уроке с элементами исследования, учащиеся отрабатывают отдельные ученые приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию исследовательской деятельности уроки могут быть различными [1]:

  • уроки по выбору темы; метода исследования; по выработке умения формулировать цель исследования;
  • уроки с проведением эксперимента;
  • работа с источниками информации;
  • заслушивание сообщений; защита рефератов.  

         

На уроке самого исследования уровень требований к активности работы совершенно другой: учитель формулирует задачу, побуждает учеников самостоятельно формулировать тему и цель исследования. Использование исследовательской деятельности на уроках математики влияет как на общий уровень психического развития ребенка, так и на уровень его математических способностей. К ним относятся такие навыки, как счет, измерение, классификация, сериация и т.д.; зависимости: значения по мере его измерения, целому и его части, количества, числа и порядка.

Особое внимание в исследовательской деятельности акцентируется на формировании у младшего школьника умения последовательно излагать свои мысли. Ребенку необходимо уметь использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики и других предметов в начальной школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательного интереса младших школьников при соблюдении педагогических условий: мотивации, положительного эмоционального настроя, соблюдение этапов исследовательской деятельности при решении задач поискового характера, разнообразие заданий, создании ситуации успеха, использование групповых форм работы.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей / Под общей редакцией А.С. Обухова. Москва: НИИ школьных технологий, 2006. С. 44-50.
  2. Каменкова, Н. Г., Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников / Н.Г. Каменкова, Е.Ю. Колосова// Герценовские чтения. Начальное образование. – 2017. – Том 8, №1. – С.63-68.
  3. Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни / Я. А. Коменский. – Москва, 1941. – 410 с.  
  4. Пихтар, М. П. Развитие математических способностей школьников в деятельности Малой академии наук: автореф. дис ... канд. пед. наук:

13.00.02 / М. П. Пихтар. - Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова.- Киев, 2011. - 20 с.

  1. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: «Методика развития познавательного интереса у младших школьников в курсе ОРГСЭ»

Учителю, преподающему курс ОРКСЭ в 4-ом классе, необходимо подобрать определённую систему приемов и методов, направленную на развитие  мышления каждого ученика. А это, без развития познавательног...

Развитие познавательного интереса у младших школьников

Аксиомой является мнение, что обучение чтению обеспечивает сохранность и пополнение запаса знаний, возможность использования из при любых обстоятельствах. Сложность заключается в том, как пробудить у ...

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников.

Формирование познавательной деятельности младших школьников, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебно...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...