Статья "Активные методы в обучении окружающему миру"
статья на тему

Кочеткова Наталья Сергеевна

     В последние годы проблемы эффективного, успешного обучения стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Общество требует от школы давать учащимся глубокие и прочные знания основных наук, вырабатывать навыки применения их на практике, формировать потребность у детей в постоянном обогащении знаниями.

     Магистральный путь совершенствования образования пролегает через пространство гуманизации и технологизации. Оно вызвано к жизни социально – педагогическим заказом.

      Важной задачей школы и сегодня остается: активизация познавательной деятельности на уроках, развитие интереса к учению; осуществление проектно – технологических подходов к педагогической деятельности, использование дидактических многомерных инструментов – логико – смысловых моделей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_v_obuchenii_okruzhayushchemu_miru.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

            Активные методы в обучении окружающему миру.

                                      Проблемное обучение.

    На уроках окружающего мира я использую различные методы, формы и приемы познавательной деятельности: наблюдение, опыты, игры, наглядность, схемы, занимательный материал, самостоятельные работы, проблемные ситуации. Они повышают интерес к предмету, помогают лучше усвоить материал, воспитывают любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

      Одним из важных приемов активизации познавательной деятельности я считаю проблемное обучение. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся у них запасов знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

    Средством создания любой проблемной ситуации являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемные задания, проблемные вопросы). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами. Если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее, процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

     Для того, чтобы методически верно и грамотно построить проблемный урок нужно соблюдать следующие рекомендации:

  1. соблюдать дидактические принципы;
  2. планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения;
  3. учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью, эмоциональностью;
  4. на уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика. При разрешении учебных проблем вовремя выяснять причины затруднения и оказать своевременную помощь.

Таким образом, учитель включающий в содержание урока проблемные ситуации, на много выигрывает, так как дети мыслят, высказывают свои собственные мнения. Такие уроки носят познавательный характер, дают мне хорошие результаты.                      

                   Роль наблюдения в активном  обучении.

   Развивать индивидуальность, творческое мышление, способности детей

помогают мне не только проблемные уроки, но и наблюдение. Этот эффективный метод активизации познавательной деятельности заключается  в планомерном, целенаправленном восприятии школьниками окружающей действительности с целью ее познания. Различают наблюдения научные и учебные.  В научных наблюдениях результат заранее неизвестен. Часто в своей работе я использую учебные наблюдения, когда учащиеся приходят к «открытию» уже известного. Целью учебного наблюдения может быть простое накопление фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

       Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях.

     Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы. Недаром К.Д. Ушинский писал, что « …ребенок мыслит формами, красками, зубками».

    Выделяют наблюдения эпизодические и длительные. К эпизодическим относят наблюдения разовые. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над горизонтом. В своей работе я использую и  длительные, и эпизодические наблюдения.

      Педагогическая эффективность наблюдений в моей работе возросла при целенаправленном и систематическом проведении, а не от случая к случаю. При такой постановке дел  у моих учеников формируются и развиваются умения и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулирующие любознательность.

                   Значение  игры в обучении школьников.

   Мои уроки  окружающего мира не обходятся и без игровой деятельности, так как это естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.       Игра – это модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач.

      Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно, в них ярко отображаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Игра активизирует психические процессы, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Подбирая игры к своим урокам, я учитываю уровень сложности и в то же время доступность детям. При организации игры опираюсь на знания и опыт детей, ставлю перед ними конкретные задачи, четко объясняю правила, постепенно усложняя задачу.

      Существует множество классификаций игр. Это, например, игры ролевые, дидактические, деловые, имитационные. В обучении окружающему миру я часто использую дидактические, ролевые и имитационно – ролевые игры,  моделирующие возможную реальную ситуацию.

     Начиная подготовку  к игре, в первую очередь решаю для себя  важнейшие вопросы: какова ее цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать детей; как подводить итоги.  Необходимо помнить об исключении порицания и критики во время игры, следует показать, что достичь цели можно различными путями.  Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.

     Таким образом, играм принадлежит большая роль  в жизни и развитии детей.  Она  активизирует психические процессы, делает мои уроки живыми, вызывает интерес к познанию окружающего мира, помогает сделать материал увлекательным и облегчает процесс усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении окружающему миру"

В данной методической разработке предлагаются дифференцированные задания по при­родоведению для I—IVгрупп...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира.

    Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, ...

Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира. 2 часть

Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, уро...

Кейс метод на уроках окружающего мира как активная форма работы

Статья об использовании кейс-метода на уроках в начальной школе...

Использование исследовательских методов на уроках окружающего мира для формирования познавательных УУД обучающихся начальных классов

Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление осно...

Использование игровых методов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Среди требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое место занимают метапредметные результаты обучения, в частности, познавательные...

Роль наглядных методов в изучении окружающего мира

В данном материале можно найти различные (наглядные)методы в изучении окружающего мира. Каждый метод рассписан как его можно использовать в работе....