Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира.
методическая разработка по окружающему миру на тему
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказка, урок-загадки, урок-ярмарка, урок-аукцион и т.д. помогают решению многих учебных задач. Указанные формы урока можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности и развития учащихся. Методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_organizatsii_obucheniya_okruzhayushchego_mira.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы
организации обучения окружающего мира.
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, урок-сказка, урок-загадки, урок-ярмарка, урок-аукцион и т.д. помогают решению многих учебных задач. Указанные формы урока можно проводить во всех классах, несмотря ни на возраст, ни на уровень подготовленности и развития учащихся. Методика проведения таких уроков в основном зависит от творческого подхода учителя.
Нетрадиционные уроки по окружающему миру.
1) Урок – сказка. Тема: «Чудо-листья».
Цели: познакомить об-ся со строением листа, с его значением; развивать речь, память, творческое мышление и способности, чувство прекрасного; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к изучению природы. Класс оформлен всевозможными комнатными растениями, плакатами и рисунками с изображением растений.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Неожиданно зазвонил мобильный телефон. Учитель. Алло! Да! Я вас слушаю… Подождите минуточку, пожалуйста, я включу громкую связь.
Учитель включает видеозапись. На экране появляется ученица в костюме листика. Листик. Здравствуйте, ребята! Я – листик! Мы, лёгкое племя, цветём и блестим
И краткое время на сучьях гостим. Всё красное лето мы были в красе, Играли с лучами, купались в росе.
Но птички отпели, цветы отцвели, Лучи побледнели, зефиры ушли. Так что же нам даром висеть и желтеть? Не лучше ль за ними и нам улететь! Ф. Тютчев. Дорогие ребята, в сказочном лесу появились хулиганы. Это Баба Яга и Кощей Бессмертный. Они обрывают листья на деревьях, топчут траву, цветы. Я еле-еле убежала от них. Помогите справиться с ними. Спасите нас! Раздается шум, свист, гром. Звучит музыка. Влетает Кощей и Баба-Яга, поют песню:
(на мотив песни «Песня разбойников»). Говорят мы бяки – буки
Как выносит нас земля.
Любим мы ломать и портить
Плачут все от нас, друзья!
Припев: Ой-ля-ля, ой-ля-ля!
Для природы мы беда! Ой-ля-ля, ой-ля-ля!
Эх-ма!
Баба Яга. Здравствуйте, ребятки. (Обращается к учителю.) Так о чем интересном вы сегодня нам расскажете?
Учитель. Сегодня я хочу рассказать вам… о листьях.
Баба Яга (разочарованно). Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны? 3. Работа над новым материалом.
Учитель. Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку.
Баба Яга. Какую?
Учитель. Без чего человек не может жить?
Кощей. Я знаю, без чего человек не может жить.
Учитель. Без чего же?
Кощей. Без меня!
Баба Яга. Здравствуй, братец родимый, Кощей любимый.
Кощей. Здорово, сестрица Яга — Костяная нога. Учитель. А с ребятами, почему не поздоровался, Кощей?
Кощей. Здравствуйте, ребятки.
Учитель. Так ты, Кощей, считаешь, что без тебя мы не можем жить? Так?
Кощей. Конечно! Если вы не согласны, то я живо могу вас всех погубить!
Учитель. Какое высокомерие! Сколько еще в тебе злой силы! Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята? (Ребята отвечают.)
Баба Яга. Но без чего тогда мы не можем жить? Очень даже интересно, я так думаю, что без хлеба.
Учитель. Нет, Баба Яга. Мы не можем жить без листьев.
Баба Яга. Вот еще что придумали. (Сердито.) Без листьев! Так я и поверила! Без каких-то там листьев мы не можем жить.
Кощей. Бред, бред какой-то вы несете! Учитель. Ну, хорошо. Тогда скажите, можете ли вы не дышать? Ну-ка попробуйте жить, чтобы не дышать. Ребята тоже могут попробовать не дышать, Начали... Баба Яга и Кощей затаили дыхание, стараются не дышать. Баба Яга и Кощей (выпустив воздух). Ой, больше не могу, дышать хочется. (Шумно дышат).
Учитель. А знаете, чем вы дышите?
Баба Яга. Никогда об этом не думала. Дышится да дышится, ну и ладно.
Кощей. Да и я никогда не думал об этом. А чем мы дышим? Баба Яга. Ребята, а вы знаете, чем мы дышим? Ответы детей.
Учитель. Правильно, ребята! Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее, то воздухом, в котором находится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700—900 литров кислорода.
Кощей. Ой-ой-ой! Как много!
Учитель. Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год...
Кощей. Но я все-таки не понимаю, при чем же тут листья?
Учитель. А при том, дорогие мои, что листья, окружающие нас,— это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.
Баба Яга (смеется). Ой, не могу, ой, уморили. Листья — фабрики... Вот это да! Никогда бы не подумала, что листья, которые я вижу в лесу каждый день— это не просто листья, а фабрики!
Кощей. У всех фабрик бывает дым над трубами, а где над листьями трубы и дым? (Внимательно рассматривает листья на цветке.)
Учитель. Листья — фабрики необычные, без труб и без дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а выдыхаем уже углекислый газ.
Баба Яга. Углекислый газ, значит…
Учитель. В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света (этот процесс называется фотосинтезом) листья выделяют кислород. Вот и получается, что без листьев мы с вами не можем обойтись.
Баба Яга. Выходит, если бы листочков не было, мы израсходовали бы весь кислород?
Кощей. Выходит, чем больше листьев, тем больше кислорода.
Учитель. Да, правильно, Кощей. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому, что надо делать людям, чтобы в городах и сёлах было больше зелени, растений? Ответы детей. Учитель. Молодцы! Люди вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать приятно в лесу или в парке.
Баба Яга. Вот почему, ребятки, живу я в лесу в избушке на курьих ножках. А если бы жила в городе, где автомобили загрязняют воздух, то давно бы меня на белом свете не было.
Кощей. Да и я постоянно на природе живу, потому меня и Бессмертным кличут.
Учитель. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев жить невозможно.
Баба Яга и Кощей. Да, убедили. Без листьев нам не обойтись. Мы больше не будем обижать листья, да и всю природу!
4. Физминутка. Листопад. Мы — листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
5. Работа над новым материалом. Учитель. А теперь давайте приглядимся к листьям повнимательнее. Звучит музыка, появляется ученик в костюме цветка. Цветок. Мой листик состоит из двух частей. (Показывает). Широкая часть называется пластинка, узкая, на которой находится листок— черешок.
Кощей. Черешок... Запомнил. Цветок. А вы, ребята, запомнили? Назовите части листа. Ответы детей. Цветок. Но бывают листья сидячие, без черешка.
Баба Яга. На чем же они тогда сидят, на стуле что ли?
Учитель (показывает листья традесканции или алоэ). А еще в листьях обязательно есть окна и двери.
Кощей. Окна и двери? Невероятно! Но где же они, я их не вижу. Учитель показывает плакат, где обозначено строение листа. Учитель. Окна и двери у листьев очень маленькие. Их можно увидеть только через микроскоп, а называются они устьица.
Баба Яга. Ой, как много незнакомых слов надо запомнить, скоро голова лопнет от всех этих ученостей: пластинка, черешок...
Кощей. Да еще эти самые устьица. Как бы не забыть... А для чего они нужны листьям?
Учитель. Устьица растениям крайне необходимы. Если в листьях скапливается много влаги, то устьица открываются и лишняя влага уходит, а если мало, то немедленно закрываются. И не дают воде испаряться. Говоря по-научному, через устьица выделяется кислород и поглощается углекислый газ.
Кощей. Смотри-ка, какие умные эти устьица! Учитель. А известно ли тебе, что растения бывают хищниками?
Кощей. Как это хищниками?
Цветок. Таких растений около 500 на земном шаре. Учитель. О них ты узнаешь вот из этой книги. (Показывает книгу М. Аспиз «Чудо-листья».) Из этой книги, а также из многих других можно узнать, какие бывают листья.
Баба Яга. Интересно узнать, какие листья бывают самыми большими. Учитель. Именно об этом нам сейчас расскажут ребята.
6. Проверка дополнительного задания. Дети. Самые большие листья — это листья пальмы рода рафии. Они достигают длины выше 20 м.
Кощей. Вот это да. Больше меня и даже больше моего дома.
Дети. Из таких листьев люди строят заборы, дома — хижины. А некоторые листья мы употребляем в пищу. Вот ты, Кощей, какие листья употребляешь?
Кощей. Никакие. Что я заяц что-ли — листья... жевать?
Учитель. Ну а чай-то ты пьешь?
Кощей. Еще как! Баба Яга. И я пью!
Учитель. Так вот чай как раз делается из листьев. Из книги узнаете, какой чай называют байховым.
Баба Яга. А еще лавровый лист используется для приготовления пищи, он очень ароматный. Учитель. Правильно, Баба Яга. В пищу мы используем разные листья. Например, зеленый лук. Это ведь тоже листья. Еще в книге можно прочитать об удивительных листьях виктории, похожих на... сковородки. (Показывает картинку с листьями виктории.) Дети. А знаете ли вы, на каком дереве самое большее количество листьев? На большом дубе растёт около 250 000 листьев, а на кипарисе 45-50 000 000 лиственных чешуек.
7. Закрепление изученного материала. ИГРА «Каждому дереву — его листву».
Даны два набора карточек:1) с картинками деревьев; 2) с гербарными листьями этих деревьев. Нужно быстро соединить соответствующее дерево и его листву.
Предусмотреть изображение хвойного дерева и иголок.
— На какие группы можно разделить эти деревья? Почему?
— Как назовем первую группу? Почему?
— А вторую? Почему? А теперь с закрытыми глазами на ощупь, попробуйте определить, какому дереву принадлежит листик. Викторина. Цветок. А сейчас я предлагаю поиграть в игру. Я попрошу выйти несколько человек и встать в круг. А я встану в середину круга и с завязанными глазами буду кружиться, напротив кого остановлюсь, тому дам волшебный листик, тот и будет отвечать. (Можно под музыку передавать друг другу листик, у кого в руках останется листик в момент остановки музыки, тот отвечает).
- Почему мы листья называем чудо-листья? 2. Назовите и покажите части листа. 3. У какого дерева листва первой желтеет? (У берёзы). 4. Листья, каких деревьев осенью краснеют? (Осина). 5. Как называется лекарственное растение, чьи листья мы используем при порезах и ушибах? (Подорожник). Правильно! Растёт лекарство под ногами Прошу вас, убедитесь сами. Кладём на ссадину листочек, И ссадина не кровоточит. И можно снова в путь-дорогу. Ведь подорожника так много! 6. Сколько аромата всюду, где есть эта травка. Пряник и конфета нам напомнят лето. Холодок нас освежит, чай из листьев подбодрит. Хорошо, что каждый год на лугах она растёт. О каком растении идёт речь? (О мяте). 7. Листья, каких растений мы употребляем в пищу? (Лавровый лист, чай, перья лука, петрушка, укроп, щавель, мята и др.). 8. Лист горбочком, с желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас В любой день и час. (Алоэ). 9. Нужно ли беречь и охранять растения? Почему?
10. Как нужно охранять растения?
8. Практическая работа. Баба Яга, Кощей, Цветок раздают детям карточки с заданием. Учащиеся молча читают загадку о дереве и как можно быстрее, но красиво рисуют или срисовывают листья этого дерева. Выставка рисунков. Загадки о деревьях: В белом сарафане Стала на поляне. Летели синицы,
Сели на косицы. (Берёза).
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок— Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина).
9. Итог урока. Так почему же нужно беречь и охранять листья, а значит все растения? Что же нужно для этого делать? Дети. Давайте, ребята, Везде, где живём, Деревья посадим, Сады разведём! Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас Хоть кустик для сада Посадит сейчас! З. Александрова.
Учитель включает видеозапись. Листик. Спасибо, друзья, вы помогли нам! Мы будем и дальше служить вам и радовать вас! До свидания! До новых встреч! Звучит музыка. Танец листьев и цветов.
2) Урок – игра «Поле Чудес». Тема: Осенние изменения в природе. Обобщающий урок. Цели: обобщить знания об осенних изменениях в природе; развивать речь, внимание, память, творческие способности, чувство прекрасного; воспитывать интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе. Урок - игра может проводиться в ноябре. Как подведение итогов наблюдений за природой осенью. В ней принимает участие весь класс. На урок можно пригласить родителей.
Оформление класса: осенние листья; картины с осенними пейзажами; плакаты «Поле Чудес», наборное полотно с заданиями, которые написаны на листиках разных деревьев; выставки: «Природа и фантазия» (поделки из природного материала) и «Дары осени» (овощи и фрукты), рисунки на тему «Почему я люблю осень?»
Реквизит: игровое поле-круг со стрелкой (О - переход хода; Ш — шанс, спроси друга; У – помощь учителя; + — открыть любую букву; К— две коробочки (бублик и шоколадки-медальки); П — приз; черный мешок - для призов; две коробочки, бублики; вместо денег — шоколадки-монетки, буквы для торгов; призы.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и целей урока.
Тихо звучит музыка П. И. Чайковского, А. Вивальди или Чюрлёниса. Видеозапись «Природа осенью».
Учитель. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. А.Пушкин. Учитель. Уже заканчивается осень. Вы наблюдали за изменениями природы осенью и многое узнали. Сегодня мы проверим ваши знания, а также узнаем, кто из вас самый
удачливый. 3. Обобщение полученных знаний.
Звучит заставка шоу-программы «Поле-Чудес». Выходит ведущий, играющий роль Якубовича. Якубович. Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница, и вновь в эфире капитал-шоу «Поле Чудес». Получит приз, друзья, лишь тот,
Кто первым слово назовёт! А тема нашей игры – «Осень!» Якубович. Осень, осень, в гости просим С листопадом и дождём, С перелётным журавлём! Звучит музыка. Выходит ученица в костюме Осень. Осень. Здравствуйте, друзья!
Осень — это я!
Дорогую цену за свой товар прошу:
Лентяев и бездельников я не выношу.
Тем, кто славно потрудился,
Кто все лето не ленился,
Отдаю товар с почтеньем
И с особым уваженьем.
Фрукты, овощи, зерно... За труды дано оно. Кто задания отгадает, тот и приз мой получает! Осень. Сорвала я листья с деревьев и разбросала их вокруг, а потом спохватилась. Решила я написать вам задания, но ничего под рукой не нашла и написала их на листочках деревьев. Прежде чем выполнить каждое задание, нужно отгадать, на листочках каких деревьев оно написано.
Класс делится на 5 команд по 5 человек.
Якубович. Играет первая пятёрка игроков. Встречайте. (Называет имена детей). Это дерево знает каждый ребенок. Ствол этого дерева даже в сильную жару холодный. В старину кору этого дерева использовали для письма. (Береза). Отгадываем слово, которое написало на листе берёзы:
- Одна из самых главных примет осени. (Похолодание). Учитель. Почему похолодание – одна из главных примет осени? (Ответы детей). Рекламная пауза. Мальчик в костюме моркови.
Про морковь рассказ не длинный,
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку — Будешь ты всегда дружок,
Крепким, сильным, ловким. Дети показывают морковку, сок из моркови, салат из неё и рассказывают о ней. Якубович. Играет вторая пятёрка игроков. Встречайте! (Представляет детей). Это дерево чаще растет у воды, имеет узкие длинные листья. (Ива). Внимание второе задание! Главная примета осени по деревьям и кустам. (Листопад) Учитель. Почему осенью листья меняют окраску и опадают? Исполняется песня «Листопад». Якубович. Играет третья пятёрка игроков. (Представляет детей). А это дерево растет и на улицах городов и сел, имеет красивые узорные листья. (Клен) Внимание задание для третьей пятёрки игроков. Название насекомого, считающегося первой приметой «бабьего лета». (Паук) Учитель. Что происходит с насекомыми с наступлением осени? Почему? Рекламная пауза. Ученица в костюме капусты.
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пирожки с капустою.
Мальчики демонстрируют пирожки и салат из капусты и рассказывают о полезных свойствах капусты.
Якубович. Играет четвёртая команда игроков. Встречайте. (Называет имена детей).
А эти листья принадлежат дереву, к названию которого прибавляют — богатырь. (Дуб)
И так слушайте задание.
- Отгадайте название большой перелетной птицы. (Журавль) Учитель. Расскажите об изменениях в жизни птиц с наступлением осени. Ребята исполняют танец. Якубович. Представляю игроков пятой команды. (Называет имена игроков). Это дерево называют пылесосом городов. (Тополь) Слушайте внимательно задание!
- Эти животные живут у воды в лесу. (Бобры) Учитель. Как готовятся к зиме звери? (Ответы детей). Рекламная пауза. Ученица в костюме свеклы.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай — Лучше свеклы нету! Девочки демонстрируют салат из свеклы, винегрет и рассказывают о полезных свойствах свёклы. Якубович. Игра со зрителями! Плодовое дерево, ягоды которого растут парами, в середине имеют косточки. (Вишня) (Читает задание.) - Маленькое животное, которое делает запасы на зиму в норе. (Хомяк)
Учитель. А сейчас поиграем в игру «Вершки и корешки». Участвуют 2 команды по 5 человек. Детям нужно разложить растения (могут использоваться муляжи или картинки) по тарелочкам, на которых написаны их съедобные части: плоды; семена; листья; корни. Якубович. В финал вышли пять человек: по 1 человеку из каждой команды. Вопрос к ним:
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
(Читает задание.)
- Состояние некоторых животных с наступлением осени и до весны. (Спячка) Учитель. А какие животные впадают в спячку? (Ответы детей).
Рекламная пауза.
Ученик в костюме яблока.
Если хочешь быть здоров,
Позабыть про докторов,
На здоровье, да скорей
Яблочный ты сок попей!
Девочка демонстрирует сок и рассказывает о нём.
Якубович. А сейчас с победителем финала проводится суперигра.
На игровое поле кладут указатели призов, которые разыгрываются: кукла, автомобиль, самолет, книга о природе, игра и др.
Это дерево самое медоносное, его цветы лечат нас от простуды. (Липа)
(Читает задание.)
- Эта птица прилетает к нам зимовать с севера. Она очень красива. На голове у нее хохолок. (Свиристель). Учитель. Все ли птицы улетают в тёплые края с наступлением зимы? Почему? Нужно ли помогать зимующим птицам, бездомным животным? Почему? И как? (Ответы детей). 4. Итог урока. Назовите признаки осени.
Осень вручает приз победителю и медаль «Самому сообразительному».
Под музыку победитель совершает круг почета. Все дети вместе с родителями исполняют песню об осени. ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЕТ? Слова Л. Некрасовой Что нам осень принесет? Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед, Яблоки румяные, сладкий мед! Что нам осень принесет? Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород, Разных овощей полный огород! Что нам осень принесет? Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год, Золотого хлебушка на весь год!
8. Учитель сообщает детям, что животные тесно связаны с растениями. Среди растений животные добывают пищу, скрываются от врагов, устраивают жилища, выращивают потомство.
9. Грибы и правила их сбора.
10. Охрана леса, использование его человеком.
11. Сбор природного материала (листья, плоды и др.).
12. Подведение итогов экскурсии.
3) Урок – аукцион. Цель: обобщить и проверить знания о природных зонах, развивать речь, память, творческое мышление; воспитывать любовь к природе. Оборудование: надпись «Аукцион», гонг, товар для «продажи» - открытки с надписями «Арктика», «Тундра», «Лесная полоса», «Степь», «Пустыня», «Субтропики», карточки с названием природных зон, растений и животных., видеофильмы, аудиозапись.
Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы и цели урока. Звучит музыка. Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы проведём необычный урок! Урок – аукцион! Здесь у вас аукцион — Подведет итоги он. Тот, кто больше, лучше знает, Тот награду получает.
Звучит песня «Аукцион» на мотив песни «Я водяной». Аукцион! Аукцион! Урок – игра! Это не сон! Товар дадут за знанья! За знанья и уменья!
Аукцион! Аукцион! Подарит радости вагон Всем знающим детишкам: Девчонкам и мальчишкам!
Эх, как это интересно! Да здравствует учёба! Ведь много знать полезно! Ах, как играть охота!
3. Проведение аукциона. Учитель. Сегодня на аукционе удивительный товар! (Выставляются открытки) Его вы можете приобрести за свои знания! Итак, продажа товара начинается. Товар первый - «Арктика». Учащиеся рассказывают всё о природной зоне – Арктике. После каждого ответа учитель произносит слова: «Кто больше?» При затруднении задаёт вопросы. Раздаётся звук гонга. Учитель. Товар продан! Последний отвечающий получает открытку.
Учитель. На нашем аукционе природная зона? А вот какая отгадайте! Название природной зоны в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная земля». Эта зона занимает острова Колгуев, Вайгач, Южную часть Новой земли, материковое побережье Северного Ледовитого океана от Кольского до Чукотского полуострова. (Зона тундры) Учащиеся рассказывают всё о природной зоне – тундре. После каждого ответа учитель произносит слова: «Кто больше?» При затруднении задаёт вопросы. Раздаётся звук гонга. Учитель. Товар продан! Последний отвечающий получает открытку. Учитель. А сейчас рекламная пауза. Дети показывают рекламный ролик о любой природной зоне.
Учитель выставляет следующую открытку, где написано «Лесная зона». И дети продолжают рассказывать всё об этой зоне.
Звучит песня «Ах ты, степь моя» Дети отгадывают природную зону. Видеофильм.
Ах ты, степь моя. Сл. А. В. Кольцова Ах ты, степь моя, Степь привольная,. Широко та степь, Пораскинулась, К морю Черному Понадвинулась! В гости я к тебе Не один пришёл! Я пришел сам-друг С косой вострою; Мне давно гулять По траве степной Вдоль и поперек С ней хотелося... Раззудись, плечо! Размахнись, рукав! Ты пахни в лицо, Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса, Как пчелиный рой! Молоньей, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава Подкошонная; Поклонись, цветы, Головой земле!
Учащиеся рассказывают всё о природной зоне – степи. После каждого ответа учитель произносит слова: «Кто больше?» При затруднении задаёт вопросы. Раздаётся звук гонга. И так далее. При покупке товара «Пустыня» дети показывают отрывок программы «В мире интересного». Видеофильм.
В мире интересного. Ящерица-круглоголовка может в одну секунду в песок зарыться. Прижмется к песку животом, задрожит, затрясется и... утонет. Пустынный козодой может пить на лету. Пронесется над самой лужей и почерпнет клювом воду. Черепаха может проспать в году 8 месяцев. Суслик может учуять под песком даже маленькую луковичку тюльпана. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба плавать в воде. Мохноногий тушканчик может за 15 минут выкопать в песке нору длиной в полтора метра. Дикобраз умеет своих врагов насаживать на колючки. Вдруг остановится на бегу, а волк или лиса с разгона наткнутся на его иглы. Барсук может съесть самую ядовитую змею, и у него даже живот не заболит. Орел. Гнездо свое орел-беркут строит на самом крепком саксауле. Гнездо у него огромное, тяжеленное — не всякое дерево выдержит. По краям гнезда заячьи шкурки, птичьи крылья, бараньи головы. Сразу видно: ловкий охотник живет! В гнезде — белые пуховые орлята. А под гнездом воробьи живут. За орлиной спиной никто им не страшен.
При покупке товара «Субтропики» учитель проводит викторину. Викторина. 1. Какого времени года не бывает на Черноморском побережье Кавказа? Почему? 2. На Черноморском побережье Кавказа летом часто идут дожди. Почему? 3. В чем сходство и в чём отличие лесов кавказских субтропиков и смешанных лесов средней полосы? 4. Какие растения растут только на Черноморском побережье Кавказа? Почему они могут там расти? 5. Назови характерные особенности растений кавказских субтропиков. Напиши названия нескольких растений, которые встречаются в этой зоне. 6. Расскажи об этом растении Черноморского побережья Кавказа по плану: а) название; б) что это: дерево, кустарник, травянистое растение; в) листопадное или вечнозеленое; г) дикорастущее или культурное; д) как используется человеком. 7. Что где растет?
8. Кто где живёт?
9. Расскажите о любом обитателе Черного моря в такой последовательности: 1). Название животного; 2). К какой группе животных относится; 3). Чем питается; 4). Как защищается от врагов; 5). Значение в природе. 10. В Черном море одновременно резко возросла численность медуз, и вследствие неумеренного отлова здесь сократилось количество рыбы, поедающей планктон. Как связаны между собой эти явления? (В результате лова рыбы освободилась экологическая ниша, которую и заняли медузы.) 11.В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему? 12. Какое значение для медузы-корнерот имеет голубоватая окраска? (Покровительственная окраска.) 13.Чем ближе к поверхности моря плавают рыбы, тем светлее их окраска. Почему? 14. Большинство морских рыб при размножении выметывают очень большое количество икринок, а морской конек — очень мало. Почему? (Обычно большая часть икры гибнет, морской же конек заботится об икре и мальках.)
Учитель. Завершает наш аукцион игра «Самый умный, самый быстрый». У каждого ученика на столе лежит карточка с названием животного или растения. На доске карточки с названием природных зон. Дети сначала с 1 ряда, потом со 2 ряда, затем с 3 ряда по команде подбегают к нужной природной зоне и вставляют или прикрепляют магнитом свою карточку. Итак, внимание! Начали! Звучит музыка. Дети соревнуются.
Итог урока. О каких природных зонах мы сегодня говорили? Почему нужно охранять природу? Дети поют песню о природе.
4) Урок-КВН Тема. Полезные ископаемые. Обобщающий урок. Цели: обобщить и проверить знания по данной теме; развивать речь, память, мышление, творчество; воспитывать любовь к природе, интерес предмету. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы и цели урока. З. Обобщение и проверка знаний.
Звучит музыкальная заставка программы. Выходит ведущий.
Ведущий (учитель). Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас в клубе весёлых и находчивых!
Тема нашей игры «Полезные ископаемые!» И так внимание! Мы начинаем КВН!
Звучит музыка.
Дети поют песню «КВН» на мотив песни «Не волнуйтесь понапрасну»
В КВН так интересно
И полезно всем играть!
Юмор, шутки, как известно,
Жизнь всем будут продлевать!
КВН – игра для умных
И находчивых людей!
КВН – и для весёлых,
И для добрых всех друзей!
В КВН сегодня с вами
Будем весело играть.
О природных ископаемых
Будем всё мы узнавать!
Всех находчивых, весёлых,
Рады в клубе принимать!
Мы желаем всем удачи
И победу одержать!
Ведущий. 1 конкурс – «Представление команд».
Команды по очереди показывают своё представление - 5 баллов.
Команда девочек «Руда! Да-да!»
Вновь собрался клуб веселых и находчивых друзей.
Наш девиз: «Остроты, шутки, смех –
И никаких гвоздей!»
Соперников наших мы знаем, удачи желаем мы им,
Но твердо жюри заверяем:
В обиду себя не дадим.
Мы ждем, не дождемся сраженья
И баллов тревожащий счет,
Не бойтесь, друзья, пораженья,
Нас в бой капитан поведет!
Команда мальчиков «Гранит»
Мы ребята не простые —
Остроумны, веселы,
Если только захотим мы,
То достанем до луны.
Но сегодня мы решили
До Луны не доставать
И пришли на КВН мы
Чтобы силу показать.
Ведущий. 2 конкурс – «Разминочный» - 5 баллов.
Вопросы: 1. Что такое горные породы?
2. Что такое полезные ископаемые?
3. Какие полезные ископаемые вы знаете?
4. Какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещений?
5. Как человек использует гранит?
6. Как человек использует железные и алюминиевые руды?
7. Какое полезное ископаемое помогает беречь вещи от моли? (Каменный уголь)
8. О каком свойстве соли говорится в загадке: «В земле родилась, а в воду попала и пропала? (Соль растворяется в воде)
9. Почему ключевая вода всегда чистая? (Проходя через слои песка, вода фильтруется)
10. Какой вид известняка можно встретить во всех музеях мира, парках культуры, метро? (Мрамор)
Ведущий. 3 конкурс – «Капитанский» Звучит музыка. Выходят капитаны команд. Капитаны друг другу читают загадку о полезном ископаемом и отгадывают её. Каменный уголь. Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Каменная соль. Миллионы лет назад древние реки несли свои воды в древние моря и океаны. В заливах этих морей вода испарялась быстрее, чем в открытом море в жаркое время года. Дно их покрывалось кристаллами. Чем больше испарялось воды, тем больше этого полезного ископаемого осаждалось на дно. В разные времена истории Земли облик ее менялся. Там, где были древние моря, возникли горы и пустыни. А где же моря? Исчезнувшие моря находятся теперь глубоко под землей. Остатки морских животных и это полезное ископаемое, скопившееся на морском дне, превратились в пласты и другие горные породы.
Ведущий. 4 конкурс – «Определительный» Участники каждой команды по очереди с закрытыми глазами на ощупь и запах определяют полезное ископаемое, называя его свойства.
Ведущий. 5 конкурс – «Творческий» Участники команд выбирают конверт с названием полезного ископаемого. Ведущий предлагает за 3 минуты нарисовать рисунок на тему «Как человек применяет это полезное ископаемое». Защита рисунка.
Ведущий. 6 конкурс – «Музыкальный» Дети поют песни о полезных ископаемых, инсценируя их.
4. Итог. Что такое полезные ископаемые? Почему их надо охранять? Звучит музыка. Ведущий (учитель) определяет победителей и вручает памятные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные формы организации уроков гимнастики в начальном звене»
Хочется надеться, что материалы данной статьи помогут учителям физической культуры не только в проведении уроков физкультуры в начальной шк...
Использование нетрадиционных форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Охранение и укрепление здоровья учащихся; cовершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизнидополнительное образование детей в области физической культуры...
Нетрадиционные формы организации урока
Выступление на научно-практической конференции (конспект и презентация)...
Традиционные и нетрадиционные формы организации учебно-воспитательного процесса как главный фактор решения проблем сотрудничества педагога и ребенка на первой ступени обучения
Урок - это не только основная форма организации учебного процесса, но и место встречи с личностью ребенка....
Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.
Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе....
Нетрадиционные формы организации уроков
Данный материал подробно знакомит с нетрадиционным подходом в организации уроков с целью поддержания мотивации к обучению у обучающихся...
Нетрадиционные формы организации обучения окружающего мира. 2 часть
Игра является необходимым средством обучения учащихся начальных классов. Специально подбираемые к тому или иному уроку игры, а также разнообразные нетрадиционные уроки: урок-КВН, урок-путешествие, уро...