Формирование ЗОЖ у младших школьников во внеурочной деятельности
статья по зож на тему

Мангасарян Эвелина Нориковна

Статья о реализации программы фрмирования ЗОЖ у младших школьников на внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_25.04.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

 «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

Выполнил: учитель начальных классов

 МБОУ-СОШ №19

 г. Армавира Краснодарского края

Мангасарян Эвелина Нориковна

2014 г.

        На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов общества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.

          Наиболее значимым периодом в формировании основ здорового образа жизни является период обучения в начальной школе. Школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения здоровья детей, обеспечения условий его развития, уменьшения воздействия вредных факторов на всем протяжении обучения ребенка в школе.

         Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки, и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. На современном этапе, проблема сохранения здоровья и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.

          Вопросы формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни детей рассмотрены в многочисленных работах Н.М. Амосова, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского и др. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, физическому развитию человека, от которых в большей степени зависит эффективность творческой, профессиональной, спортивной деятельности. Анализ литературы свидетельствует, что исследователями недостаточно проработаны педагогические модели формирования потребности в здоровом образе жизни младших школьников в условиях образовательного учреждения. Учитывая сложившиеся противоречия между общественной потребностью в здоровой личности, в ведении каждым членом общества здорового образа жизни и недостаточной разработанностью условий и технологий формирования такой личности, начиная с младших классов, данное исследование весьма актуально. Актуальность проблемы определила выбор темы исследования: "Формирование у младших школьников потребности в здоровом образе жизни".

       Формирование правильного рационального питания напрямую связано с воспитанием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. В течение текущего учебного года в нашей школе в 1 классах апробируется программы по внеурочной деятельности «Растем здоровыми» и «Здоровей-ка!». Поскольку вопросы правильного питания в курсе учебных предметов освещены недостаточно, потребность в этих знаниях очевидна. Таким образом, разработка программ «Растем здоровыми» и «Здоровей-ка!» продиктована объективной необходимостью повышения роли правильного питания в воспитании детей, укреплении их здоровья.

Программы  «Растем здоровыми» и «Здоровей-ка!» направлены на поиск путей, ведущих к формированию культуры питания у учащихся и потребности в здоровом образе жизни, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, формирование общей культуры обучающихся, на их

духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

             Данные программы предусматривют пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Цель программ: формирование у детей основ культуры питания и оздоровления организма физическими упражнениями как одной из составляющих здорового образа жизни.

Программа реализует образовательные, воспитательные и развивающие задачи. В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов двух уровней:

- первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания, о структуре ежедневного рациона питания и навыков по соблюдению и выполнению гигиены питания, навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- второй уровень результатов — получение обучающимися опыта определения полезных продуктов питания и самостоятельного ориентирования в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, составления режима дня.

           Содержание программы предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей младшего школьного возраста в поисковую работу, в отработку знаний, навыков о правильном питании и направлено на развитие личности обучающегося через установку на безопасный, здоровый образ жизни на основе освоения универсальных учебных действий.

Используемые формы и методы носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей,  обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения.

Например, конкурс «Во саду ли, в огороде» предполагает организацию предварительной подготовки детей. Вместе с педагогом учащиеся подбирают загадки, разучивают стихи, готовят выставку рисунков об овощах и фруктах.

          Данные  программы реализуется в форме праздников; бесед; круглых столов, конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни; выпуска газет, информационных буклетов, прогулок и подвижных игр на свежем воздухе, спортивных состязаний и ежедневной зарядок и т.д.

Программа «Здоровей-ка!»  рассчитана на 33 часа, из которых 14 часов отведено на аудиторные занятия, 19 часов предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников (внеаудиторные занятия). Программа «Растем здоровыми»  рассчитана на 66 часов, из которых 25 часов отведено на аудиторные занятия, 41 час предназначены для проведения игр, конкурсов, экскурсий, праздников (внеаудиторные занятия).

Программы реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности и на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания, а также направлена на реализацию воспитательных задач, заложенных в разделах

Основной образовательной программы начального общего образования: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни» и «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».  

Программы предусматривают овладение личностными, метапредметными результатами: в том числе регулятивными, познавательными, коммуникативными.

В рамках исследовательских работ, таких как «Давно ли человек выращивает овощи. Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень», проектной деятельности: «Мясо и мясные блюда» учащиеся учатся планировать свои действия, согласовывать их с товарищами.

           Программы стимулируют познавательные УУД (обучающиеся для подготовки к занятиям посещают библиотеку, осуществляют поиск необходимой информации в пространстве Интернета, с использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) при этом доносят информацию для своих товарищей в доступной форме, учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы.

            В общеобразовательном учреждении для реализации программы используется класс, библиотека, спортзал, школьная столовая, актовый зал, спортплощадка, рекреации.

          Используется интерактивная доска, ведется просмотр фильмов, видеофильмов, аудиозаписей.

          В школе осуществляется комплексная работа по формированию культуры здорового питания у обучающихся, которая включает не только урочную и внеурочную деятельность, но и просветительскую работу с родителями. Для родителей организуются лекции, открытые уроки, общешкольные и классные собрания, проводится анкетирование на тему «Здоровое питание».

Я хочу рассказать, какие приёмы я использую в своей работе для создания здоровьесберегающей среды на уроке и на внеурочных занятиях.  Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, такие как “Проснись!”, “Силачи”, “Мы – спортсмены”, упражнения без предметов и с различными предметами. Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.

           Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.

          При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:

  • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
  • они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).

Виды физкультминуток:

– упражнения для снятия общего или локального утомления;
– упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).
– гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
– гимнастика для слуха;
– упражнения, корректирующие осанку;
– дыхательная гимнастика;
– упражнения на релаксацию

Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.

          При подготовке к занятиям я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке.

Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем “телом”. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я провожу:

– упражнения для снятия общего или локального утомления;
– упражнения для кистей рук.

Например: упражнение “Капуста”.

Мы капусту рубим.
Мы капусту трём.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмём. (Имитация действий).
Массаж пальцев перед письмом.

“Скалка”– покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем.

“Игра на клавишах” – по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.

“Мороз” – потирание ладошек.

Преобладающий вид деятельности на занятии – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно – пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз.

Приведу пример. Игра “Дрессированный кузнечик”.

Ученики сидят произвольно. Учитель обращается к детям: “Подвигайте пальчиками ног…поиграйте пальчиками рук…пошевелите ушками…а теперь – носиком, глазками… Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем. Наш волшебный кузнечик может выполнять команды”.

  1. Глазками передвигаем кузнечика по таблице из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, вниз, вниз. Где, в каком домике наш кузнечик?
  2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.
  3. Управляем кузнечиком молча. (Направление учитель показывает руками. Ученик соотносит жест учителя с местонахождением кузнечика).

Преобладающий вид деятельности на аудиторном занятии – слушание и говорение. Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока использую гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую дыхательную гимнастику.На уроках математики использую точечный массаж лица, надавливая на активные точки на лбу между бровями, парные точки по краям крыльев носа, точку на подбородке, в височных ямках и т. д. Занятие мы начинаем с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание.

Успокаивающее дыхание:

Вдох

выдох

пауза

4 с

4 с

2 с

4 с

5 с

2 с

4 с

6 с

2 с

Мобилизующее дыхание:

Вдох

пауза

выдох

4 с

2 с

4 с

5 с

2 с

4 с

6 с

2 с

4 с

           Пение полезно для здоровья (особенно если проблемы с лёгкими или частые бронхиты). У меня музыкальный класс, дети очень много поют, и в классе почти никто не болел бронхитами и не имел проблем с лёгкими.

         Для профилактики простудных заболеваний ежегодно во 2 и начале 3 в кабинете в нескольких местах на тарелках лежит разрезанный лук, выделяющий фитонциды, или блюдце с пихтовым маслом, которое убивает болезнетворные микробы.

        Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

        Ребята в моём классе очень активные и подвижные, любят и с большим желанием посещают уроки физической культуры. Занятия я стараюсь строить на основе занимательности, стремлюсь создать положительную атмосферу на каждом уроке. Например, упражнение “Гусеница” способствует поддержанию здорового климата в коллективе, выработке внимательности, формированию правильной осанки. Любят дети выполнять и упражнения на гимнастической стенке, акробатические упражнения на матах, упражнения с малым и набивным мячом, со скакалками, с удовольствием играют в различные подвижные игры.

            На протяжении 4 лет обучения в школе дети будут посещать внеурочные занятия «Растем зоровыми» и «Здоровей-ка!» и на протяжении всего срока обучения будет проводиться мониторинг эффективности программ. Но уже сейчас есть небольшие успехи: за последнее полугодие дети стали меньше болеть и с удовольствием ходят на занятия!

      Желаю и вам позабыть о докторах!

Литература.

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа/ М.: МПСИ, 2004.- 240 с.
  2. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе/ Ростов н/Д.:Феникс, 2009.- 412 с.
  3. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе//Справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.
  4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.
  5. Колесникова М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя// Естествознание в школе.-2005.-№5.-С.50-55.
  6. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
  7. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.
  8. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
  9. Брехман  И.И.   Валеология - наука о  здоровье.-  2-е  изд.  -  М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208с.
  10. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,-240с
  11. Касаткин В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни  в школах Российской Федерации., М.: Подкова, 2000. - 150с.
  12. Хрипкова А.Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. - М., 1997. - 112 с.
  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
  14. Ирхин В.Н.Формирование культуры здоровья школьников на уроках. – Белгород: Политерра, 2008. – 170 с.
  15. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004 – 296 с.
  16. Тимофеев С.П., Луханин В.В., Колесников А.Г. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях. Методических рекомендаций. – Белгород: БРИПКППС, 2004 – 336 с.
  17. Жуйков Е. Компьютер без опасности// Здоровье детей. – 2005. - №10. – с. 24-28 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

2012 г. Развивающая программа "Познание" по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних "Зина"

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.   Специальные   исследования...

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности.

Создание мотивации сотрудничества; формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других; обучение правилам эффективной организации совместной работы; развитие эмоциональной сферы ли...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....

Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...