Формирование ключевых компетенций младших школьников посредством технологии проблемного диалога
презентация к уроку на тему
Данная презентация была использована для сообщения на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_golovkina.zip | 751.15 КБ |
Подписи к слайдам:
методы:
подводящий диалог;
побуждающий диалог;
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Заседание экспертной группы
Сущность
Примеры
Класс разбивается на
микрогруппы
на
подготовительном этапе, каждая
микрогруппа
самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами – представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут, в случае необходимости, взять «тайм-аут» и отозвать эксперта для консультаций.
Добро и зло (Уроки 5-6)
Обсуждаемый фрагмент
Прочитай высказывание великого российского историка Василия Осиповича
Ключеского
о России:
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни тяжко было его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».
В. Ключевский о России.
Согласен ли ты ним? Почему? Как бы ты высказал эту же мысль?
Перед тобой фрагмент исторической летописи (хроники) «Стояние на Угре»
(1481 г., фрагмент перевода со старославянского)
..
О храбрые, мужественные сыновья русские! Потрудитесь, чтобы спасти свое отечество, Русскую землю
, от неверных, не пощадите своей жизни, да не узрят ваши очи пленения и разграбления домов ваших, и убиения детей ваших, и поруганья над женами и детьми вашими, как пострадали иные великие и славные земли от турок. Назову их: болгары, и сербы, и греки, и Трапезунд, и
Морея
,
и
албанцы, и хорваты, и
Босна
,
и
Манкуп
,
и
Кафа и другие многие земли, которые не обрели мужества и погибли, отечество загубили, и землю, и государство, и
скитаются по чужим странам, воистину несчастные и бездомные
, и много плача и достойные слез, укоряемые и
поношаемые
, оплевываемые за отсутствие мужества.
Люди, которые сбежали с многим имуществом, и с женами, и с детьми в чужие страны, не только золото потеряли, но…
Вспомни, с какими событиями связано стояние на Угре? Закончи мысль автора
В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.
Этап подведения итогов дискуссии
Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде
схемы
и т.д.
Цель:
учить самостоятельно решать проблемы
Средство:
открывать знания вместе с детьми
Традиционный урок
1. Проверка домашнего задания учеников учителем.
2. Объявление темы учителем.
3. Объяснение темы учителем.
4. Закрепление знаний учениками.
Проблемно-диалогический урок
1
. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4. Выражения решения.
5. Применение знаний учениками.
Формы дискуссии
Заседание экспертной группы
Форум
Мозговой штурм
Круглый стол
Симпозиум
Дебаты
Судебное заседание
Перекрестная дискуссия
Учебный спор-диалог
Круглый стол
Сущность
Пример
беседа, в которой на равных участвуют небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы
Патриотизм, любовь к Родине (уроки 1, 30)
Формирование ключевых
компетенций
младших школьников
посредством технологии
проблемного диалога
Учитель начальных классов
ГБОУ Школа №2083 г. Москва (СП «
Ерино
»)
Головкина Татьяна Владимировна
Обсуждаемый фрагмент
Вспомни сказку Г-Х. Андерсена «Снежная королева».
Каких персонажей ты мог бы назвать добродетельными? Есть ли в сказке герои, которые одновременно имеют и добродетели и пороки? Как ты думаешь, почему так происходит? Кому из героев сказки удалось исправить свои плохие качества? Кто им в этом помог?
Обсуждаемый фрагмент
Прочитайте отрывок из рассказа Н. Носова «Фантазеры»:
- Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза- сказал Игорь.
- Какая польза? – удивленно спросили Стасик и Мишутка.
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой, моей сестрой, остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
Хорошо ли поступил Игорь?
Считаешь ли ты что может быть польза от вранья?
Как ты думаешь, Мишутка и Стасик согласились с Игорем?
ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО
1.Постановка
проблемы
3.Выражение
решения
4.Реализация
продукта
2.Поиск
решения
Приемы введения в дискуссию
изложение проблемы или описание конкретного случая;
демонстрация кинофильма;
демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.);
приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах);
использование текущих новостей;
магнитофонные записи;
инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода;
стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.
Литература
1.
Мельникова Е.Л.
Проблемный урок, или Как открывать знания с
учениками: Пособие для учителя. – М.,
АПКиПРО
, 2002, 2006. 168 с.
2.
Мельникова Е.Л.
Проблемно_диалогическое
обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система
«Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. –
М.,
Баласс
. 2006. С. 144–180.
3.
Мельникова Е.Л.
Технология
проблемно_диалогического
обучения //
Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное
обра_
зование
. Начальная школа. – М.:
Баласс
, 2008. С. 75–90.
4.
Мельникова Е.Л.
Проблемно_диалогическое
обучение: понятие,
технология, предметная специфика // Образовательная система
«Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.:
Баласс
, 2008. С. 272–286.
Проблемно-диалогическая технология
дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Форум
Сущность
Примеры
обсуждение, в ходе которого группа детей вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом)
Добродетель и порок (Уроки 7-8)
Технология проблемного диалога результативна:
обеспечивает качественное усвоение материала;
развивает интеллект и творческие способности;
воспитывает активную личность, при сохранении здоровья учащихся;
носит общепедагогический характер, то есть её могут использовать учителя любых звеньев, от начальной школы до старших классов.
Что такое дискуссия
Дискуссия
– целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины
.
Учебный спор-диалог
Сущность
Пример
Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются две пары. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями . При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.
Альтруизм и эгоизм (Урок 13)
На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Проблемный диалог
– это не только особая форма обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. Использование диалога позволяет осуществлять личностно-ориентированный образовательный процесс, формирует коммуникативные, личностные, учебно-познавательные и регулятивные компетенции ребенка.
Обсуждаемый фрагмент
Прочитай рассказ В. Осеевой «Хорошо»
Проснулся
Юрик
утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б
Трезорка
в колодец упал, а я бы его вытащил!» А
Трезорка
тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл
Трезорка
пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички
Трезору
.
Оценка эффективности дискуссии
Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
В каком отношении мы не достигли успеха?
Отклонились ли мы от темы?
Принимал ли каждый участие в обсуждении?
Были ли случаи монополизации обсуждения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результато...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
Инновационный педагогический проект "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников".
Материал содержит информацию об опыте работы учителя начальных классов по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"....
Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал содержит выступление учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...
«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых образовательных стандартов»
2013 год.«Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно – ориентированных технологий. Системно – деятельностный подход как основа новых ...
Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе личностно-ориентированных технологий.
В статье раскрываются компетентностные принципы, пути реализации по формированию образовательных компетентностей обучающихся, основные виды деятельности, методы, приемы работы учителя начальных классо...
Формирование ключевых компетенций младшего школьника через внедрение технологии проблемного обучения.
Хочу поделиться материалом из своего опыта, как я использую в учебном процессе технологию проблемного обучения. Из всех методов проблемного обучения на уроках я чаще отдаю предпочтение побуждающему и ...