Программа кружка "Наглядная геометрия" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Основной целью программы "Наглядная геометрия" является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_naglyadnaya_geometriya_1_kl.docx | 90.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Наглядная геометрия»
Паспорт программы
Основание для разработки программы: Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений П78 Математика: программа 1 – 4 классы/Н.Б.Истомина – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160с. – ISBN 978-5-418-00646-2 УДК 372.8:811.111
ББК 74.268.1 Рус
В реализации программы «Наглядная геометрия» задействована тетрадь по математике авторы Истомина Н.Б., Редько З.Б. «Наглядная геометрия» 1-й класс: 7-е издание. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2013. – 64 с.: ил. – ISBN 978-5-904346-76-8
Выполнение заданий, предложенных в Тетради, способствует формированию у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление и воображение младших школьников.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования авторы рекомендуют использовать Тетрадь для внеурочной деятельности.
Направленность данной дополнительной программы: интеллектуальное и общекультурное развитие личности
Цель программы: формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.
Задачи программы:
- уточнить представления детей о различных пространственных отношениях;
- расширить представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур;
- организовать работу по формированию первых представлений о поверхностях (кривой и плоской), учить проводить на них линии и изображать их на рисунке;
- познакомить детей со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области;
Сроки реализации программы: 2013 – 2014 уч.г.
Исполнители программы: детский коллектив, руководитель
Предполагаемые результаты
Личностных качеств: положительное отношение к учению (к дополнительным занятиям по математике), наличие элементов познавательного интереса.
Средство достижения этих качеств – задания в тетради и от учителя, вопросы и задания к ним, помощь постоянно действующим героям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимать и удерживать цель задания;
- использовать выделенные учителем ориентиры действия;
- осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;
- выполнять действия проверки своих предположений и результатов
Познавательные УУД:
- понимать прочитанное;
- находить нужные математические сведения;
- выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
- выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
- выполнять задание различными способами
Коммуникативные УУД:
- участвовать в коллективной беседе ;
- слушать одноклассников;
- соблюдать основные правила общения на уроке;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- различать предметы по форме, размеру и цвету;
- распознавать, называть и изображать геометрические фигуры: точку, прямую и кривую линии, луч, отрезок, ломаную;
- правильно изображать и располагать предметы на плоскости;
- выделять из целого части, составлять из частей целое;
- понимать и правильно использовать геометрическую терминологию
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- составление папки лучших работ (рисунки, аппликации, фотографии)
- участие в классных олимпиадах и математических конкурсах
- рефлексия по окончании каждого занятия
Пояснительная записка
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников. Появляются статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также различные пособия для учащихся 1-4-х классов в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал.
В числе таких пособий − Тетради «Наглядная геометрия» 1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Согласно этой концепции приоритетной целью курса является формирование у младших школьников универсальных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения) в процессе усвоения математического содержания.
В русле геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.
К пространственным характеристикам объекта относятся форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве относительно данной точки отсчёта. Ориентируясь в пространстве, человек определяет объект как совокупность определенных точек, линий, поверхностей.
Системой отсчёта, изначально доступной ребенку, является «схема своего тела». Иными словами, приступая к определению положения в пространстве данного объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), ребёнок исходит из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства является основной особенностью младшего школьника. Для общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.
Решая задачу развития пространственного мышления учащихся, авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.
При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:
а) данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);
б) логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);
в) богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
г) результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 1 − 4 и 5 − 6 классах;
д) рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.
Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные занятия по наглядной геометрии в виде факультатива.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Цель занятия | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Задания в рабочей тетради |
1-3 (3ч) | Взаимное расположение предметов. Представление о закономерности. | Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между». | Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа-между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях. | Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева-между). Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь отношениями (справа-слева-между). Находить информацию в рисунках на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов в ряду. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | 1 – 3 стр.3,4 |
4-6 (3ч) | Ориентирование по «по схеме тела человека» | Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | Определение положения в пространстве объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), исходя из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства. | Находить место предмета на рисунке. Доказывать свой выбор с помощью схематического рисунка. Слушать и анализировать ответы одноклассников. Корректировать неверные ответы. | 4 – 7 стр.4-6 |
7-9 (3ч) | Ориентирование относительно произвольной точки отсчёта. | Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | Определение положения в пространстве объекта (чего-нибудь или кого-нибудь), исходя из своего реального места в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства. | Находить место предмета на рисунке. Доказывать свой выбор с помощью схематического рисунка. Слушать и анализировать ответы одноклассников. Корректировать неверные ответы. | 8 – 17 стр.6-11 |
10-13 (4ч) | Взаимное расположение предметов. Видимые и невидимые части фигур на рисунке. | Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа, за-перед, над-под, ближе-дальше). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Изготовление аппликационных работ с разнообразным местоположением в них предметов. | Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева, за-перед, над-под, ближе-дальше). Создавать и описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь отношениями (справа-слева, за-перед, над-под, ближе-дальше). Находить на рисунке видимые и невидимые части фигуры. Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. | 18-20 стр.11-12 26-28 стр.15 |
14-17 (4ч) | Конструирование квадрата, прямоугольника и треугольника. | Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | Моделирование геометрических фигур с помощью палочек. Изменение моделей в соответствии с поставленной задачей. Составление последовательности предметов, исходя из заданной закономерности. | Складывать геометрические фигуры из палочек, изменять составленную конструкцию в соответствии с заданием. Находить на рисунке видимые и невидимые части фигуры. | 21-25 стр.13-14 29-30 стр.16 |
18-21 (4ч) | Расположение геометрических фигур на плоскости. | Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. | Взаимное расположение геометрических фигур на плоскости и в пространстве (слева-справа, на-под, между). Описание местоположения фигур в пространстве и на плоскости. Счёт фигур. | Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева, на-под, между). Создавать и описывать в речевой форме местоположение фигур, пользуясь отношениями (справа-слева, на-под, между). Выделять заданную фигуру из группы других фигур, доказывать правильность своего выбора. Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы. | 31-37 стр.17-19 |
22-25 (4ч) | Ориентирование на плоскости и в пространстве. | Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы . | Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа-между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Составление последовательности предметов по определённому правилу. | Находить пару предмету по определённому признаку. Различать предметы по форме. Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева). Действовать в соответствии с заданием тетради. | 38-41 стр.20-21 |
26-29 (4ч) | Фигура и её часть. | Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур. | Представление о целом и её частях. Конструирование целого из частей. Распределение фигур по форме и размеру. | Различать предметы по форме и размеру. Конструировать прямоугольник. Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников. Оценивать свою деятельность и деятельность других. | 42 стр.22 45 стр.23 48 стр.25 |
30-33 (4ч) | Целое и части. | Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из её частей. | Нахождение целого по вырезанной из него части. Конструирование целого из частей. | Находить нужную часть фигуры, составлять её из частей. Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы. Договариваться, работая в паре. | 43 стр.22 47 стр.24 |
34-37 (4ч) | Конструирование треугольника. | Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур. | Конструирование целого из частей. | Конструировать треугольник. Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников. Оценивать свою деятельность и деятельность других. | 44 стр.23 52 стр.27 |
38-41 (4ч) | Конструирование прямоугольника. | Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур. | Конструирование целого из частей. Нахождение целого по вырезанной из него части. | Находить нужную часть фигуры, составлять её из частей. Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы. Договариваться, работая в паре. | 46 стр.24 49 стр.25 50-51 стр.26 53 стр.27 |
42-44 (3ч) | Конструирование фигур. | Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей). | Конструирование целого из частей с помощью палочек.. Нахождение целого по вырезанной из него части. | Конструировать фигуры методом перекладывания палочек. Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников. Оценивать свою деятельность и деятельность других. | 54-56 стр.28-29 |
45-47 (3ч) | Плоская и кривая поверхность. | Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях. | Рассматривание и нахождение внутренней и наружной поверхностей. Рассматривание и нахождение плоской и кривой поверхностей. | Находить заданную поверхность, аккуратно и правильно выделять её цветом. Сравнивать свою работу с работой одноклассников. Давать справедливую оценку себе и другим. | 57-61 стр.30-31 |
48-50 (3ч) | Плоская и кривая поверхность на изображениях геометрических тел. | Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел. | Распознавание геометрических тел и плоской и кривой поверхности на них. | Находить заданное геометрическое тело. Выделять цветом заданную поверхность. Слушать объяснения одноклассников. Корректировать неверные ответы. | 62-65 стр.31-33 |
51-54 (4ч) | Линии и поверхности. | Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве. | Повторение материала о незамкнутых, замкнутых ломаных линиях. Расширение представлений о поверхностях. | Моделировать линии, перегибая лист бумаги. Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки. Различать замкнутые и незамкнутые линии. Выражать в речевой форме свои мысли. | 66-73 стр.34-38 |
55-58 (4ч) | Невидимая штриховая линия. | Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности. | Ознакомление с невидимыми линиями. Рассматривание и нахождение плоской и кривой поверхностей. | Моделировать штриховую линию. Распознавать геометрические тела. Вычленять из группы фигур лишнюю. Выделять цветом заданную поверхность. Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы. | 74-82 стр.39-43 |
59-61 (3ч) | Область. Граница области. | Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. | Ознакомление с новыми геометрическими понятиями. Построение линий внутри и вне области замкнутой линии. | Моделировать замкнутые линии. Работать, следуя условию задания. Давать справедливую оценку себе и другим. | 83-86 стр.44-45 |
62-63 (2ч) | Соседние и несоседние области. | Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях. | Ознакомление с новыми геометрическими понятиями. | Делить область на части линией. Отделять соседние области цветовой гаммой. Демонстрировать свой вариант работы, доказывать правильность её выполнения. Слушать ответы одноклассников. | 87-90 стр.46-47 |
64-66 (3ч) | Деление области на части. | Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой». | Деление области на части. | Моделировать область с дыркой и без дырки. Демонстрировать свой вариант работы, доказывать правильность её выполнения. Слушать ответы одноклассников. | 91-96 стр.48-50 |
В основу программы положены следующие работы:
- Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Наглядная геометрия» тетрадь по математике
1-й класс ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2013г.
- Н.Б.Истомина «Математика» Программа 1-4 классы Смоленск Ассоциация ХХI век 2013г.
- Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Знакомство с фигурами» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.
- Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Плоскость и пространство» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.
- Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Мир линий» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...