Программа кружка "Наглядная геометрия" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Красилова Ирина Леонидовна

 Основной целью программы "Наглядная геометрия" является формирование у младших школьников  универсальных  интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения)  в процессе усвоения   математического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_naglyadnaya_geometriya_1_kl.docx90.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Наглядная геометрия»

Паспорт программы

Основание для разработки программы: Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений П78 Математика: программа 1 – 4 классы/Н.Б.Истомина – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. – 160с. – ISBN 978-5-418-00646-2                                                                                                      УДК 372.8:811.111

                                                                                                                             ББК 74.268.1 Рус

В реализации  программы «Наглядная геометрия» задействована тетрадь по математике авторы Истомина Н.Б., Редько З.Б. «Наглядная геометрия» 1-й класс: 7-е издание. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2013. – 64 с.: ил. – ISBN 978-5-904346-76-8

Выполнение заданий, предложенных в Тетради, способствует формированию у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление и воображение младших школьников.

В соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального и общего образования авторы рекомендуют использовать Тетрадь для внеурочной деятельности.

Направленность данной дополнительной программы: интеллектуальное и общекультурное развитие личности

Цель программы: формирование у младших школьников  универсальных  интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения)  в процессе усвоения   математического содержания.

Задачи программы:

  • уточнить представления детей о различных  пространственных отношениях;
  • расширить представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур;
  • организовать работу по формированию первых представлений о поверхностях (кривой и плоской), учить проводить на них линии и изображать их на рисунке;
  • познакомить детей со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области;

Сроки реализации программы: 2013 – 2014 уч.г.

Исполнители программы: детский коллектив, руководитель

Предполагаемые результаты

Личностных качеств: положительное отношение к учению (к дополнительным занятиям по математике), наличие элементов познавательного интереса.

Средство достижения этих качеств – задания в тетради и от учителя, вопросы и задания к ним, помощь постоянно действующим героям.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать и удерживать цель задания;
  • использовать выделенные учителем ориентиры действия;
  • осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией;
  • выполнять действия проверки своих предположений и результатов

Познавательные УУД:

  • понимать прочитанное;
  • находить нужные математические сведения;
  • выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
  • выполнять действия анализа, синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
  • выполнять задание различными способами

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в коллективной беседе ;
  • слушать одноклассников;
  • соблюдать основные правила общения на уроке;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

  • различать предметы по форме, размеру и цвету;
  • распознавать, называть и изображать геометрические фигуры: точку, прямую и кривую линии, луч, отрезок, ломаную;
  • правильно изображать и располагать предметы на плоскости;
  • выделять из целого части, составлять из частей целое;
  • понимать и правильно использовать геометрическую терминологию

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • составление папки лучших работ  (рисунки, аппликации, фотографии)
  • участие в классных олимпиадах и математических конкурсах
  • рефлексия по окончании каждого занятия

Пояснительная записка

    На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала.        Федеральный государственный образовательный стандарт  расширяет содержание  геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.  Появляются статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа»,     а также   различные пособия  для учащихся 1-4-х классов в виде Тетрадей, содержанием которых является геометрический материал.

         В числе  таких пособий  −   Тетради «Наглядная геометрия» 1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

           Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики для 1 – 4-х классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Согласно этой концепции  приоритетной целью курса    является формирование у младших школьников  универсальных  интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения)  в процессе усвоения   математического содержания.

В русле геометрической линии данная концепция  находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которого мыслительный процесс   в форме образов протекать не может. По мнению доктора психологических наук,  профессора И. С. Якиманской,  пространственное мышление  формируется в результате  общего психического  развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром,  а также под    влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт пространственные свойства и пространственные отношения  объектов в их взаимосвязи и взаимозависимостях.

К пространственным характеристикам объекта  относятся форма, размер,   расположение на плоскости и в пространстве относительно    данной точки отсчёта.  Ориентируясь в пространстве, человек  определяет  объект  как   совокупность определенных точек, линий, поверхностей.      

Системой  отсчёта,  изначально доступной ребенку,  является «схема своего тела».  Иными словами,  приступая к определению   положения в пространстве  данного объекта (чего-нибудь  или кого-нибудь),   ребёнок исходит  из своего реального места   в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства   является    основной особенностью младшего школьника.      Для  общего понимания пространства и развития пространственного мышления необходимо создать  ребенку дидактические условия, соответствующие его возрасту.  

Решая задачу развития пространственного мышления учащихся,    авторы Тетрадей «Наглядная геометрия» ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся  интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать  у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим  школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

а) данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

б) логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

в) богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;

г) результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 1 − 4 и   5 − 6 классах;

д) рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

          Анализ и обобщение опыта использования Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе   показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий   вряд ли может привести к достижению поставленных целей.  Желательно проводить специальные занятия по наглядной геометрии в виде факультатива.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Цель занятия

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Задания в рабочей тетради

1-3

(3ч)

Взаимное расположение предметов. Представление о  закономерности.

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа-между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Составление последовательности предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева-между).

Описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь отношениями (справа-слева-между).

Находить информацию в рисунках на поставленный вопрос.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов в ряду.

Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

1 – 3 стр.3,4

4-6

(3ч)

Ориентирование по «по схеме тела человека»

Учить младших школьников ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

Определение   положения в пространстве  объекта (чего-нибудь  или кого-нибудь),   исходя  из своего реального места   в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства.  

Находить место предмета на рисунке.

Доказывать свой выбор с помощью схематического рисунка.

Слушать и анализировать ответы одноклассников.

Корректировать неверные ответы.

4 – 7  стр.4-6

7-9

(3ч)

Ориентирование относительно произвольной точки отсчёта.

Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

Определение   положения в пространстве  объекта (чего-нибудь  или кого-нибудь),   исходя  из своего реального места   в пространстве, принимая себя за точку отсчета. Фиксирование точки отсчета (или ориентировка по «схеме своего тела») для восприятия пространства.  

Находить место предмета на рисунке.

Доказывать свой выбор с помощью схематического рисунка.

Слушать и анализировать ответы одноклассников.

Корректировать неверные ответы.

8 – 17

стр.6-11

10-13

(4ч)

Взаимное расположение предметов. Видимые и невидимые части фигур на рисунке.

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа, за-перед, над-под, ближе-дальше). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.

Изготовление аппликационных работ с разнообразным местоположением в них предметов.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева, за-перед, над-под, ближе-дальше).

Создавать  и описывать в речевой форме местоположение предмета, пользуясь отношениями (справа-слева, за-перед, над-под, ближе-дальше).

Находить на рисунке видимые и невидимые части фигуры.

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

18-20

стр.11-12

26-28

стр.15

14-17

(4ч)

Конструирование квадрата, прямоугольника и треугольника.

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

Моделирование геометрических фигур с помощью палочек. Изменение моделей в соответствии с поставленной задачей. Составление последовательности предметов, исходя из заданной закономерности.

Складывать геометрические фигуры из палочек, изменять составленную конструкцию в соответствии с заданием.

Находить на рисунке видимые и невидимые части фигуры.

21-25

стр.13-14

29-30

стр.16

18-21

(4ч)

Расположение геометрических фигур на плоскости.

Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

Взаимное расположение геометрических фигур на плоскости и в пространстве (слева-справа, на-под, между). Описание местоположения фигур в пространстве и на плоскости.

Счёт фигур.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева, на-под, между).

Создавать  и описывать в речевой форме местоположение фигур, пользуясь отношениями (справа-слева, на-под, между).

Выделять заданную фигуру из группы других фигур, доказывать правильность своего выбора.

Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы.

31-37

стр.17-19

22-25

(4ч)

Ориентирование на плоскости и в пространстве.

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы .

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (слева-справа-между). Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости. Составление последовательности предметов по определённому правилу.

Находить пару предмету по определённому признаку.

Различать предметы по форме.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (справа-слева).

Действовать в соответствии с заданием тетради.

38-41

стр.20-21

26-29

(4ч)

Фигура и её часть.

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

Представление о целом и её частях.

Конструирование целого из частей.

Распределение фигур по форме и размеру.

Различать предметы по форме и размеру.

Конструировать прямоугольник.

Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников.

Оценивать свою деятельность и деятельность других.

42 стр.22

45 стр.23

48 стр.25

30-33

(4ч)

Целое и части.

Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из её частей.

Нахождение целого по вырезанной из него части.

Конструирование целого из частей.

Находить нужную часть фигуры, составлять её из частей.

Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы.

Договариваться, работая в паре.

43 стр.22

47 стр.24

34-37

(4ч)

Конструирование треугольника.

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.

Конструирование целого из частей.

Конструировать треугольник.

Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников.

Оценивать свою деятельность и деятельность других.

44 стр.23

52 стр.27

38-41

(4ч)

Конструирование прямоугольника.

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

Конструирование целого из частей.

Нахождение целого по вырезанной из него части.

Находить нужную часть фигуры, составлять её из частей.

Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы.

Договариваться, работая в паре.

46 стр.24

49 стр.25

50-51 стр.26

53 стр.27

42-44

(3ч)

Конструирование фигур.

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).

Конструирование целого из частей с помощью палочек..

Нахождение целого по вырезанной из него части.

Конструировать фигуры методом перекладывания палочек.

Сравнивать свою конструкцию с конструкцией одноклассников.

Оценивать свою деятельность и деятельность других.

54-56 стр.28-29

45-47

(3ч)

Плоская и кривая поверхность.

Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.

Рассматривание и нахождение внутренней и наружной поверхностей.

Рассматривание и нахождение плоской и кривой поверхностей.

Находить заданную поверхность, аккуратно и правильно выделять её цветом.

Сравнивать свою работу с работой одноклассников.

Давать справедливую оценку себе и другим.

57-61 стр.30-31

48-50

(3ч)

Плоская и кривая поверхность на изображениях геометрических тел.

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел.

Распознавание геометрических тел и плоской и кривой поверхности на них.

Находить заданное геометрическое тело.

Выделять цветом заданную поверхность.

Слушать объяснения одноклассников.

Корректировать неверные ответы.

62-65 стр.31-33

51-54

(4ч)

Линии и поверхности.

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.

Повторение материала о незамкнутых, замкнутых ломаных линиях.

Расширение представлений о поверхностях.

Моделировать линии, перегибая лист бумаги.

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки.

Различать замкнутые и незамкнутые линии.

Выражать в речевой форме свои мысли.

66-73 стр.34-38

55-58

(4ч)

Невидимая штриховая линия.

Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

Ознакомление с невидимыми линиями.

Рассматривание и нахождение плоской и кривой поверхностей.

Моделировать штриховую линию.

Распознавать геометрические тела.

Вычленять из группы фигур лишнюю.

Выделять цветом заданную поверхность.

Слушать ответы одноклассников, корректировать неверные ответы.

74-82 стр.39-43

59-61

(3ч)

Область. Граница области.

Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

Ознакомление с новыми геометрическими понятиями.

Построение линий внутри и вне области замкнутой линии.

Моделировать замкнутые линии.

Работать, следуя условию задания.

Давать справедливую оценку себе и другим.

83-86 стр.44-45

62-63

(2ч)

Соседние и несоседние области.

Формировать у ребят представления о соседних и несоседних областях.

Ознакомление с новыми геометрическими понятиями.

Делить область на части линией.

Отделять соседние области цветовой гаммой.

Демонстрировать свой вариант работы, доказывать правильность её выполнения.

Слушать ответы одноклассников.

87-90 стр.46-47

64-66

(3ч)

Деление области на части.

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».

Деление области на части.

Моделировать область с дыркой и без дырки.

Демонстрировать свой вариант работы, доказывать правильность её выполнения.

Слушать ответы одноклассников.

91-96 стр.48-50

В основу программы положены следующие работы:

  • Н.Б.Истомина, З.Б.Редько «Наглядная геометрия» тетрадь по математике

1-й  класс ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2013г.

  • Н.Б.Истомина «Математика» Программа 1-4 классы Смоленск Ассоциация ХХI век 2013г.
  • Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Знакомство с фигурами» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.
  • Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Плоскость и пространство» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.
  • Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова, Л.С.Итина «Мир линий» Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"

В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс

Русский язык, чтение, окружающий мир...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...