Танцевальный опыт как фактор, способствующий развитию адаптивных свойств личности
статья на тему
Данная статья предназначена для педагогов общеобразовательных школ с целью пояснения значимости дополнительного образования (в частности занятия танцами) для педагогического процесса в целом. Также статья содержит рекомендации для педагогов начальной школ по снятию напряжения, стресса и формирования положительного эмоционального настроя у детей при помощи методов танцевально-двигательной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Танцевально-двигательный опыт как фактор, способствующий развитию адаптивных свойств личности
Педагог дополнительного образования
гимназии №227 г. Санкт-Петербурга,
Лобанова О.А
Данная статья предназначена для педагогов общеобразовательных школ с целью пояснения значимости дополнительного образования (в частности занятия танцами) для педагогического процесса в целом. Также статья содержит рекомендации для педагогов начальной школ по снятию напряжения, стресса и формирования положительного эмоционального настроя у детей при помощи методов танцевально-двигательной терапии.
В настоящее время в педагогической науке все чаще возникает вопрос о факторах, способствующих формированию, воспитанию гармоничной и всесторонне развитой, здоровой личности. Воспитательный процесс идет во многих направлениях: умственном, трудовом, нравственном, эстетическом, экологическом, физическом и т.д. Все эти направления воспитательного процесса могут реализовываться в рамках системы дополнительного образования.
Роль музыкальной деятельности в формировании личности человека изучали Теплов Б.М., Рытов Д.; изобразительно-творческой деятельности – Мелик-Пашев А.А. и Новлянская З.Н., Савенков А.И.. В начале 20 века этот список пополнился исследованиями в области влияния на человека танцевально-двигательной деятельности, что было связано с именами Айсидоры Дункан (танцора, хореографа), Рудольфа фон Лабана (хореограф и философ), Вильгельма Райха (психолог-аналитик) и др.
На настоящий момент существует весьма противоречивое представление о танце. Почти все исследователи сходятся в том, что танец - это ритмическое движение. Но дальше рассуждения ученых идут по различным направлениям. Биологический подход рассматривает танец через взаимосвязь танцев людей и танцев животных. Социокультурный подход рассматривает танец как некий социокультурный феномен. Например, Э.А. Королева [3] рассматривает первобытный танец как способ психоэмоциональной разрядки и сонастройки членов племени, а с другой стороны указывает на то, что танец является средством накопления, сохранения и передачи опыта подрастающему поколению, средством познания окружающей действительности и самопознания, средством общения между полами. Также в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.
Но наиболее актуальной и значимым в исследовании влияния танцевальной деятельности является психологических подход к феномену танца, в рамках которого танцевальная деятельность подразумевается как текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности.
Огромное значение танца для человека была осознано лишь в 40-е годы, что явилось отголоском революционных изменений в танцевальном искусстве ХХ века. Именно в это время танец начал применяться в лечебных целях в рамках формирующегося направления терапии – танцевально-двигательной. И в связи с этим необходимо упомянуть о Мэриан Чейс. У нее была собственная танцевальная студия. Постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой. Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И психотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, что было связано с занятиями у М. Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св. Элизабет в Вашингтоне.
В настоящее время танцевально-двигательная терапия является одним из динамично развивающихся направлений психотерапии. Ее методы являются максимально приближены к природе человека, поэтому могут быть применены в педагогике, ибо не требуют специального обучения.
В погоне за формированием высокообразованной личностью, зачастую забывается о том, что одним из показателей гармоничного развития личности является также и психически здоровая личность.
Наиболее частой причиной нарушения психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. В настоящее время внедрение рыночных отношений в массовую культуру и общественное сознание в России оказывает сильное влияние на глубокие личностные структуры, нарушая то, что мы определили как «психическое здоровье». Среди таких структур наиболее уязвимыми и нуждающимися в защите и укреплении являются самооценка и самопринятие. Сама жизнь в условиях быстрых изменений проверяет на прочность самооценку и человека. Также глубокому изменению подвергаются и межличностные отношения, ибо рыночные отношения и реально существующая – нестабильная - ситуация в стране способствует развитию авторитарного, эгоистического и подозрительного типов межличностных отношений, чем дружелюбного и альтруистического.
На формирование психического здоровья оказывает непосредственное влияние адаптивные свойства личности. Адаптивными свойствами мы можем назвать те качества личности, которые формируются в процессе онтогенетического развития и которые будут способствовать преодолению трудностей, препятствующих нормальному взаимодействию как с другими людьми, так и с самим собой, что в свою очередь способствует приспособлению человека к условиям социальной среды. Проведя теоретическое исследование поставленной проблематики мною были выделены следующие адаптивные свойства личности, которые могут быть сформированы посредством танцевально-двигательного опыта:
• психические функции - внимание, память, воображение и способность к фантазии;
• процессы психической регуляции;
• тип межличностных отношений;
• тип межличностного взаимодействия;
• самосознание и его компоненты: самоотношение, самопринятие, самооценка, самоуважение, самоприспособляемость, самопреобразования.
Танец (как композиционное построение) – это рассказ, повествование. И очень часто в нем проигрываются те или иные ситуации, которые когда-либо были, или возможно будут, или вообще, никогда не существовали. Но танцор должен донести до зрителя всю суть данной ситуации, описать в движениях все свои эмоции и переживания. Для этого необходимы такие качества, как воображение и фантазия.
В каждой сфере творческой деятельности, будь то театральная, танцевальная или изобразительная, для человека нужно внимание, сосредоточенность мысли, чувства и целиком всего организма. В свою очередь, танцевальная деятельность развивает память – как двигательную, так и эмоциональную. Эмоциональная память и время очищают пережитое от всего лишнего, грубого, постороннего, оставляя лишь чувственность впечатления.
Большинство техник обучения импровизации (что является важным компонентом танцевальной деятельности) построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим из тела - его ощущений, его памяти, его тонкой малоосознаваемой жизни. Упражнения на групповую импровизацию в танцевальной терапии развивают целостное видение ситуации (что важно - в динамике) и своего места в ней. Многие упражнения направлены на то, чтобы сохранять определенное состояние в меняющихся условиях и этот навык сохранения состояния достаточно легко переносится на жизненные ситуации.
Танцевально-двигательная деятельность – одна из тех видов активности, которая подразумевает совместную деятельность, причем все члены данной группы связаны, предположительно, таким типом межличностного взаимодействия, как кооперация. В свою очередь это повлечет за собой развитие «позитивного» типа межличностного отношения. Только через сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощи будет достигаться тот результат, которые в дальнейшем будет оцениваться другими.
В процессе танцевальной деятельности, происходит обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Это приведет к развитию самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами.
Поскольку вся танцевально-двигательная деятельность происходит в формате «кто-то делает, кто-то смотрит», выявляется и постепенно исчезает страх публичного выступления, который, как известно, иногда сильнее страха смерти. Декларируемый экспериментальный аспект снижает страх оценки, что приводит к формированию адаптивной самооценки. А это является важным моментом адаптации личности в целом.
Программирование тела полностью отражает запрограммированность ума, и это вряд ли будет способствовать процессу адаптации. Танцевальная деятельность позволяет разрушать динамические стереотипы, в результате чего неизбежно происходят изменения на уровне сознания. В отличие от йоги и иных медитативно-двигательных систем, танцевальная деятельность не навязывает человеку новых динамических стереотипов и не требует от него обучения специфическим техникам - наоборот, в идеале, движения под музыку должны происходить сами собой, «случаться» непреднамеренно. В подобном методе скрыт колоссальный, целительный потенциал танцевальной деятельности.
В качестве рекомендаций можно предложить следующие упражнения, основанные на методах танцевально-двигательной терапии, способствующие формированию положительного эмоционального настроя, снятию стресса и напряженности, формирования дружелюбного типа межличностных отношений, формированию адекватной самооценки.
Основные требования:
- просторное помещение (можно проводить в рекреации школы);
- музыкально сопровождение должно соответствовать направленности упражнения;
- возрастные ограничения отсутствуют.
Упражнение «Имя».
Цель: формирование Образа Я через движение.
Музыка: Fools’ Garden “Lemon Tree”
Суть: Слова тренера: Имя играет большую роль в судьбе человека. Например, некоторые родители долго не могут называть свое чадо, чтобы не ошибиться и не «испортить» его. Имя – это визитная карточка человека, которая отражает всю его сущность. Постройтесь все в один ряд. Первый человек должен продвинуться на несколько шагов вперед выкрикивая «меня зовут …» и отражая всю свою сущность и индивидуальность в движениях которые будут сопровождать этот выход. Это будет ваша визитная карточка. После окончания такого приветствия данного человека, группа должна повторить все его движения с выкриком «его/ее зовут…». Далее эстафету принимает следующий человек и все повторяется сначала. После того как все пройдут этот ритуал, вы должны разойтись по всему залу и показывать вашу индивидуальную карточку (с выкрикиванием имени) в течении всей музыки. Вы не должны стоять на месте. Нужно передвигаться по залу и познакомиться таким образом со всеми участниками группы.
Рекомендации тренеру. Можно устроить беседу об имени каждого участника группы, а после предложить группе сравнить данные слова с полученными в ходе упражнения «индивидуальными карточками».
Вопросы для обсуждения:
1. Что вызвало затруднения при выполнении данного упражнения?
2. Чем вы ориентировались при выборе движений для своей визитной карточки?
3. Этот выбор был интуитивным или на это оказало влияние какие-то знания?
Упражнение «Зеркальце».
Музыка: Shaft “Mambo Italiano”
Суть: Разделитесь на пары. Представьте что один человек из вашей пары - зеркальное отражение. Итак, вы сидите перед зеркалом в полном одиночестве, кроме вас и зеркала никого нет. Задача зеркала – отражать любое движение вашего хозяина (через 5 минут зеркало и хозяин меняются местами и упражнение выполняется заново).
Вопросы для обсуждения:
1. Что вам понравилось в вашем зеркале?
2. Что не понравилось в вашем отражении?
3. Что вы для себя вынесли из этого упражнения?
4. Чем вы занимались перед зеркалом и почему именно этим, а ничем другим?
Упражнение «Ринг».
Цель: избавление от чувства агрессии при помощи техники телесной терапии.
Музыка. Необходимо четкое чередование музыки для боя и музыки для релаксации. Ибо смена ритма даст участникам упражнения знак о переходе от одной стадии к другой.
Rammstein “Du hust”
Sepultura “Lookaway”
Meja & Ricky Martin “Private Emotion”
Суть: Группа образует ринг. В центре стоят 2 участника. После сигнала тренера, они берутся за руки и начинают противодействовать друг другу пытаясь перебороть друг друга. После 1 минутного боя, тренер останавливает борющихся. Далее они становятся спиной друг к другу и пытаются приподнять друг друга. Через определенное время борцы садятся спиной к спине не размыкая рук и сидят в таком положении то время, которое им необходимо для восстановления сил. После этого не меняя положения, они пытаются встать, что знаменует конец данного упражнения.
Во время боя группа подзадоривает борющихся через следующую комбинацию: два хлопка, два удара руками по коленям. Во время «восстановительной» части, группа, обнявшись за плечи, шатается из стороны в сторону.
Вопросы для обсуждения:
1. Что вы чувствовали, когда были на ринге?
2. Опишите ощущения, которые были у вас, когда вы сидели как элемент ринга.
Литература.
- Ассоциация Танцевально-Двигательной Терапии. Информационный бюллетень № 4, 2000 . – 36 с.
- Бебик М.А., Кокурина И.Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблем самопринятия.//Вестник московского университета. Серия 14. Психология. – 1999. - №1.
- Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души. //Практическая психология и психоанализ. 2001, №1-2.
- Гиршон А. Лечение танцем. http://www.Unknownworld.org/magazine/7_2000/magazine.htm
- Гришанова З., Левченко Е.В. К вопросу о диагностике психического здоровья личности.// Школьный психолог. Ноябрь, 2001, №43.
- Зинченко В.П. Интуиция А.Н. Бернштейна: Движение – это живое существо. //Вопросы психологии. №6, 1996.
- Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия / Автор – составитель Л.С. Сергеева. – СПб., 2000. – 290 с.
- Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М., 1994 – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ «Пластическое интонирование через музыкальные образы способствует развитию творческого воображения детей дошкольного возраста »
Выявляет индивидуальные возможности и задатки ребенка на основе диагностических исследований. Создает благоприятные условия детям для развития музыкально-творческих способностей, для самостоятел...
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности.
Работа в парах, группах — важный фактор достижения образовательных результатов и развития коммуникативных свойств личности....
Развитие коммуникативных свойств личности средствами современных педагогических технологий.
Развитие коммуникативных свойств личности средствами современных педагогических технологий....
Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...
Родительское собрание "Факторы, способствующие развитию правонарушений – профилактика в раннем возрасте"
Родительское собрание по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...
Факторы, способствующие самореализации личности
В человеке с самого его рождения заложено стремление к самореализации в обществе. Каждый хочет чего-то добиться, что-то значить в этом мире, в конце концов, найти свое место под солнцем. Со временем у...
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограни...