"Преемственность в свете ФГОС". Выступление на педагогическом совете
статья (4 класс) по теме
С введением ФГОС изменилась вся работа школы: содержание и технологии обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_svete_fgos.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме «Преемственность в свете ФГОС»
О проблемах преемственности начальной и средней общеобразовательной школы активно заговорили в последние годы, особенно в связи с переходом начальных классов на ФГОС и в связи с проведением диагностических работ в выпускных 4 классах.
Кроме того стандарт содержит личностный ориентир — портрет выпускника.
Портрет выпускника начальной школы можно сформулировать следующим образом – это ученик, который только овладел основами умения учиться.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю школу справедливо считается кризисным периодом.
В связи с этим основная цель работы по преемственности в период адаптации – создать условия для эффективного и безболезненного перехода детей из начальной школы в среднее звено, смягчить связанные с ним факторы негативного характера.
Многолетние наблюдения педагогов нашей школы, ежегодный анализ состояния качества обучения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости.
Однако обсуждая вопрос успеваемости, мы выпускаем из вида, что спад обучения порой обуславливается недостаточным уровнем преемственности.
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования.
С введением ФГОС изменяется вся система работы школы, содержание и технологии обучения. Приоритетным становится системно-деятельностный подход в обучении. Меняется представление и об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
В Стандарте принципиально новыми являются Требования к планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. В частности, к личностным результатам и метапредметным, включающим освоение учениками универсальных учебных действий.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
В настоящее время начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Дети на уроке начинают чувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Самостоятельно добывая знания, стараются научить себя и других, например, работая в парах и группах, готовя проектные работы, выступая в роли консультантов. Выполняя задания самостоятельно, ребята знают, что в случае затруднения учитель начальных классов поможет им, направит их действия.
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
Учителя начальных классов замечают, что в последнее время увеличивается с одной стороны количество детей, которые уже в начальной школе с трудом справляются с учебной программой. На уроках они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов. А с другой стороны есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
Понимая, что хроническое отставание в начальной школе отрицательно скажется на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся, учителя обращают внимание на качественную организацию учебно-воспитательного процесса, используют в своей работе технологии развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный подход.
Чтобы сделать процесс обучения личностно – ориентированным, нужно признать право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность.
Стандарт–это средство обеспечения стабильности качества образования.
Для отслеживания качества обучения, в начальных классах проводятся не только самостоятельные и традиционные контрольные работы, но и диагностические работы, тестирование, итоговые комплексные работы (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру). Основное внимание в них уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий и с учётом характера ошибок, допущенных ребёнком, можно делать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся.
Наиболее сложными и трудоёмкими предметами в начальной школе, да и в средней остаются русский язык и математика, поэтому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо.
Важность проблемы определяется тем, что в пятом классе коренным образом изменяются условия учения. Ученик, который занимался все четыре года усердно по всем предметам, будучи отличником в начальной школе (не говоря уже про слабоуспевающих учеников), начинает получать оценки на порядок ниже, придя в 5 класс. В чём причина? Оказывается, даже сильный порой школьник не выдерживает темпа работы, более высокие требования к учебным знаниям, умениям и навыкам. Новые требования школьного обучения в среднем звене иногда превосходят возможности ребёнка.
Кроме того учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего на результат деятельности ученика.
В то время как учителя начальных классов, напротив, в силу своей специфики работы, при оценивании ориентируются на результат деятельности ученика и на его индивидуальные особенности (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия…)
В заключение хочу сказать, что преемственность – это двухсторонний процесс. Начальная ступень формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Основная школа развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
Вывод:
Некоторые проблемы преемственности можно решить, если учителя начальной и средней школы, будут работать в тесном контакте друг с другом, обсуждая выбор форм и методов обучения, единые требования к учащимся, организацию учебного процесса.
Учителя начальных классов надеются, что начатая работа с 2010 учебного года по ФГОС продолжится в средних классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете "Преемственность между начальным и средним звеньями гимназии"
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории....
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"
Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на педагогическом совете "Преемственность в обучении и воспитании, как фактор педагогической поддержки индивидуального развития учащихся"
В материале представлено выступление на педагогическом совете с практическими рекомендациями педагогам для эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся с ОВЗ (интеллектуальными наруше...
Выступление на педагогическом совете Преемственность ФГОС НОО, ООО. Проблемы и пути их решения
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни рСегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда качество образования не устраивает ни родителей, ни работнико...
Выступление на педагогическом совете «Профессиональная мобильность классного руководителя в свете модернизации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» Модуль: «Ключевые общешкольные дела» Модуль: «Классное руководство»
Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анали...