Формирование познавательных УУД. Развитие логического мышления.
учебно-методический материал на тему
В данном материале описаны виды универсальных учебных действий, представлена практическая деятельность учителя по формированию познавательных УУД на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гуляева С.В., учитель начальных классов МБОУ ОСОШ №1
Тема: «Формирование познавательных УУД. Развитие логического мышления».
1. Ценностные ориентиры начального общего образования.
Приоритетной целью школьного образования является формирование у учащихся умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы УУД. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)..
2. Виды универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Чуть подробнее я хотела бы остановиться на формировании познавательных УУД, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
- общеучебные действия
- действия постановки и решения проблем
- логические действия
К общеучебным действиям относятся умения: постановка цели; поиск нужной информации в учебниках, рабочих тетрадях, другой дополнительной литературе; построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия, контроль и оценка, а также выполнение знаково-символических действий (моделирование схем, таблиц, чертежей).
Логические универсальные действия включают в себя умения
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; подведение под понятие; выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Представлю фрагменты конкретного состава познавательных учебных действий:
Уметь сравнивать, значит уметь:
-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;
- выделять признаки сходства;
- выделять признаки различия;
- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;
- выделять существенные признаки объекта;
Уметь анализировать, значит уметь:
- разделять объект на части;
- располагать части в определенной последовательности;
- характеризовать части этого объекта;
Уметь делать выводы, значит уметь:
- находить главное в изучаемом объекте или явлении;
- устанавливать главную причину явления;
- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие;
Уметь составить схему, значит уметь:
- разделять объект на части;
- располагать части в определенной последовательности;
- определять связь между частями;
- оформлять графическое изображение;
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Такие задачи решаются учащимися с помощью логических рассуждений, используя логическое мышление.
Артемов А. К. логическим называет мышление, которое протекает в форме рассуждений является последовательным, непротиворечивым, обоснованным.
3. Практическая деятельность учителя по формированию познавательных УУД.
Понимая приоритетную цель современного школьного образования, перед учителем встаёт вопрос: как формировать УУД у своих учеников? Учитель является ориентиром в достижении цели, а именно:
Учитель ставит цели вместе с детьми.
Учитель учит составлять план действий.
Учитель организует работу в группах, в парах.
Учитель показывает как то или иное задание пригодится в жизни.
Учитель привлекает детей к открытию нового.
Учитель уделяет большое внимание самопроверке, обучая детей, как можно найти и исправить ошибку. Дети по алгоритму учатся оценивать результат выполненного задания.
Учитель учит оценивать работу по критериям и самим выбирать критерии.
Учитель использует интерактивные возможности ИКТ.
Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется на занятиях учебной и внеурочной деятельности.
Математика является основой для развития познавательных действий. На уроке математики формируется умение решать задач, при этом выявляется умение логического анализа текста, моделирование условия задачи (построение схемы, таблицы) и, наоборот, составление задачи по схеме. В задачах с недостающими данными дети сами вводят необходимую информацию. Например: Сколько лап у пяти собак? Учащиеся усваивают систему общепринятых знаков и символов (цифры, знаки, стрелки, скобки); учатся кодировать и декодировать информацию (диаграммы таблицы схемы, графы), решать задачи разными способами.
В нашей школе созданы благоприятные условия для формирования познавательных УУД. В рамках внеурочной деятельности введён курс «Логика» ( на основе программы Истоминой Н.Б. «Учимся решать логические задачи»), где мы знакомимся с понятиями «Истина», «ложь», рассуждаем, выдвигаем гипотезы, делаем умозаключения, решаем задачи на перевозки.
Начинать решение логических задач нужно с менее сложных заданий. Например:
Задача: «Серёжа выше Наташи, а Оля выше Серёжи. Кто выше всех?
Алгоритм решения:1. Запись решения знаками: С > Н, О > С
2. Расставить по порядку: Н < C, C < О
3. Ответ: Оля выше всех.
Можно изобразить данную ситуацию на вертикальных отрезках:
Н С О
В устном счёте можно предлагать задачи простые на смекалку и на развитие логического мышления. Вычисления в этих задачах должны быть нетрудоёмкими, чтобы не отнимали много времени на уроке, но заставляли думать.
1. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
2. Горело 7 лампочек, 3 из них погасли. Сколько лампочек осталось?
Обведи правильный ответ:
7, 3, 4, 0
3.Что тяжелее: 1кг ваты, или 1кг железа?
Вата, железо, поровну
4.Работа со спичками: «Переложи три спички так, чтобы рыбка поплыла направо»
Каждому важно научиться анализировать, отчётливо выражать свои мысли, а с другой стороны развить мысли и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения).
- Петя, Саша и Дима заняли призовые места в эстафете. Петя не был первый, а Дима пришёл не первый и не второй. Какое место занял каждый из мальчиков?
- Два мальчика играли на гитаре, а один на балалайке. На каких инструментах играл каждый из мальчиков, если Петя с Мишей и Миша с Юрой играли на разных инструментах?
- «Мама купила на Новый год Мише, Коле и Оле куклу, машинку и конструктор. В большой коробке не машинка, в красной коробке подарок не для мальчиков, а подарок для Миши в синей коробке. Что мама купила каждому ребёнку?»
_______________ _______________ ______________
В контрольной работе за 3 четверть проверялось умение решать задачи по теме «Цена. Количество. Стоимость». Была задача практической направленности: «Шесть блокнотов стоят 36 рублей. Мама купила 12 таких блокнотов. Сколько сдачи получит мама со 100 рублей?». Порадовало то, что два мальчика решили задачу нестандартным способом.
1 способ: | 2 способ: |
1) 36:6=6 | 1) 12:6=2 |
2) 6*12=72 | 2) 36*2=72 |
3) 100-72=28 | 3) 100-72=28 |
На уроках русского языка для развития памяти, мышления, внимания, интеллекта в целом, умения анализировать, синтезировать, комбинировать использую в своей деятельности приёмы ТРИЗ- технологии(технология решения изобретательских задач). Примеры заданий:
1. Используя приставки за-, по-, пере-, вы- , образуйте новые слова с корнями –ход- и –нёс-.
2. Используя суффиксы –ик или –к, образуйте новые слова от слов берёза, слон, рябина.
3.Даны слова: часы, парта, ножницы, кофе, молоко, стулья, кот, стол. На какие группы можно разделить слова? ( по числу, словарные-несловарные, изменяемые-неизменяемые)
4.Копилка – служит для сбора информации о предмете, выявление существенных признаков изучаемого. (Например: Глагол. Суффиксы. Приставки. Характеристика персонажа.)
5. Игра «ДА-НЕТ»
-это служебная часть речи? нет
-это самостоят. часть речи? Да
-обозначает предмет? Нет
-отвечает на вопросы что делать? Да
-Глагол!
6. Рассыпь предложения на слова и запиши их, объединяя по частям речи.
Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления и познавательной активности на уроках математики при изучении геометрического материала в начальной школе
Данная работа включает в себя обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Ветренко С.А....
Методические рекомендации развития логического мышления при формировании представлений о геометрических фигурах.
Формирование логических понятий. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений....
Презентация. Роль ИКТ в формировании познавательной сферы обучающихся, развитие логического мышления.
Выступление на методическом объединении учителей - дефектологов....
Роль ИКТ в формировании познавательной сферы учащихся с ОВЗ, развитие логического мышления.
Выступление на МО....
Развитие логического мышления и творческого потенциала как способ формирования универсальных учебных действий
В работе представлена приблизительная система приёмов по развитию логического мышления и творческого потенциала по строго определённой последовательности....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах как средство формирования познавательных УУД
Каждый учитель должен развивать логическое мышление у учащихся. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной сте...
Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики
Материал сборника представлен двумя блоками : Дидактические игры для учащихся 1-го класса; Дидактические игры для учащихся 2-го класса. В каждый блок входит по три раздел...