Программа курса "Занимательная математика" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Меркулова Л.В.).
рабочая программа (4 класс)
Курс «Занимательная математика» разработан в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 ) Авторской программы Меркуловой Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_matematika_nasyrova_l.n._2017-2018.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
методист платных курсов
«___»____________2017 г.
Курс : «Занимательная математика»
Класс: 4
Учитель: Насырова Л.Н.
2017 – 2018 учебный год
г. Когалым
Пояснительная записка
Курс «Занимательная математика» разработан в соответствии:
- Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 )
- Авторской программы Меркуловой Л.В. – учителя начальных классов МОУ «Ромашкинская средняя общеобразовательная школа» romashkino-699.ucoz.ru
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель курса: развивать математический образ мышления, умений у учащихся самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи.
Задачи курса:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, повышенной трудности и творческого уровня. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Формы и режим занятий:
На реализацию курса отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, здоровьесберегающие, проблемно-поисковая.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений,
- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность,
- аккуратность,
- творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Формы подведения итогов реализации курса:
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Необходимые для реализации курса ресурсы:
Дидактические материалы:
- дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
- памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
- задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.
Материальные ресурсы:
- компьютер
- электронная доска
- мультимедийное оборудование
- принтер
Утверждаю______________
Г.И. Серегина
Методист платных курсов
«___»____________2017 г.
Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика» 4 класс
НОЯБРЬ | ||||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | Интеллектуальный марафон «Умники и умницы» | |
2 | Числа-великаны. | 1 | Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей» | |
3 | Мир занимательных задач. | 1 | Познавательная игра « В мире занимательных задач» | |
4 | Кто что увидит. | 1 | Практическая работа. | |
5 | Римские цифры. | 1 | Урок – практикум. | |
6 | Числовые головоломки. | 1 | Игра «В мире ребусов» | |
7 | Секреты задач. | 1 | «Мои первые задачки» - книжка малютка | |
8 | В царстве смекалки. | 1 | Математическая газета «Отгадай и удиви» | |
Итого | 8 часов | |||
ФЕВРАЛЬ | ||||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1 | Математические фокусы. | 1 | Урок – игра. Работа в группах и в парах. | |
2 | Упражнения с многозначными числами. | 1 | контрольный тест | |
3 | Занимательное моделирование. | 1 | Практическое моделирование. | |
4 | Занимательное моделирование. | 1 | Практическое моделирование. | |
5 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | конкурс на лучшую загадку-смекалку | |
6 | Какие слова спрятаны в таблице. | 1 | Групповая работа. | |
7 | Математика – наш друг! | 1 | познавательная игра «Где твоя пара?» | |
8 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | тестирование | |
Итого | 8 часов | |||
МАРТ | ||||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1 | Числовые головоломки. | 1 | Решение числовых кроссвордов (судоку, какуро). | |
2 | «Газета любознательных». | 1 | конкурс на лучшую математическую газету | |
3 | «Спичечный конструктор» | 1 | Практическая работа в группах и в парах. | |
4 | «Спичечный конструктор» | 1 | Практическая работа в группах и в парах. | |
5 | Выбери маршрут… | 1 | Исследовательский мини – проект: «Составление плана маршрута «Школа – дом»» | |
6 | Решение олимпиадных задач. | 1 | школьная олимпиада | |
7 | Интеллектуальная разминка. | 1 | Практическое занятие. | |
8 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | школьная олимпиада | |
Итого | 8 часов | |||
АПРЕЛЬ | ||||
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Форма контроля | Дата |
1 | Игра «Работа над ошибками» | 1 | тестирование | |
2 | Мир занимательных задач… | 1 | Занятие - практикум | |
3 | Мир занимательных задач… | 1 | Занятие - практикум | |
4 | Интеллектуальная разминка | 1 | Практическая мастерская | |
5 | Блиц – турнир по решению задач | 1 | Турнир эрудитов | |
6 | Математическая копилка | 1 | Групповая работа | |
7 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Урок - практикум | |
8 | Математический праздник | 1 | Математический праздник | |
Итого | 8 часов |
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний"....
Поурочные планы по математике в 1 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России", автор М. И. Моро
В данном материале вы найдёте поурочные разработки в соответствии с ФГОС по математике в 1 классе по программе "Школа России", автор М. И. Моро...
Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).
Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты нача...
Рабочие программы по основным предметам 2 класс по программе "Школа России", разработаны в соответствии с ФГОС
Рабочие программы по основным предметам 2 класс по программе "Школа России", разработаны в соответствии с ФГОС...
Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического...
Адаптированная общеобразовательная программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа по математике предназначена для обучения ученика 2 «Г» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с заде...