Программа курса "Занимательный русский язык" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Курагина Н.И.).
рабочая программа (4 класс)

Насырова Лилия Нургалеевна

Программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 ) Авторской программы Курагиной Н.И. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Утверждаю______________

методист платных курсов

Г.И. Серегина

«___»____________2017 г.

Курс : «Занимательный  русский язык»

Класс: 4

Учитель: Насырова Л.Н.

2017 – 2018 учебный год

г. Когалым

         

Пояснительная записка

  Программа  курса «Занимательный русский язык»  разработана в соответствии:

  • Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010 )
  • Авторской программы Курагиной  Н.И. – учителя  начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №73» http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/09/18/zanimat_r_yazyk.doc

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данный курс позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Цель данной программы: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействовать развитию речи обучающихся, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать интерес к предмету.

Задачи программы:

-обогащение словаря;

-развитие устной и письменной речи;

-совершенствование работы над содержательной стороной слова;

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-воспитание доброжелательности, толерантности.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с  включением  новых элементов, повышенной  трудности и творческого уровня. Задания по совершенствованию фонематического слуха, развитию речевых навыков сгруппированы в расчете  на систематическое  поддержание интереса к предмету.

Одна из основных задач  образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребенка и формирование УУД. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение  учащихся в активную деятельность, на обеспечение ими материала русского языка и развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

-  методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

-  активные методы (обсуждение в группах, в парах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Формы и режим занятий:

На реализацию курса  отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

-  индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

-  фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Используемые технологии: Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку), коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемно – поисковая деятельность, творческие работы.

Формы и режим занятий

На реализацию образовательной программы отводится 8 часов в неделю, 2 занятия в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Предполагаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-учебно-познавательный интерес к предмету;

-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

-развитие морально-этического сознания;

-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение учитывать установленные правила в планировании;

-умение решать проблемы творческого характера;

-умение адекватно воспринимать оценку;

-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение добывать новые знания;

-умение перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

-интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение договариваться;

-умение работать в паре, группе, коллективе;

-умение адекватно использовать речевые средства;

-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

  Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Характеристика курсов:

Необходимые для реализации курса ресурсы:

Дидактические материалы

  • дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.);
  • памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез; задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать;
  • задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества; экспериментальные задания.

Материальные ресурсы: 

  • компьютер
  • электронная доска
  • мультимедийное оборудование
  • принтер

 

                                                                                                                               Утверждаю______________

               Методист платных курсов

Г.И. Серегина

«___»____________2017 г.

Календарно – тематическое планирование курса «Занимательный русский язык» 4 класс

НОЯБРЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

 Вводное занятие «Занимательный русский язык»

     1

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы»

2

 Звуки и буквы.

1

Проблемно – поисковое занятие

3

 Гласные и согласные звуки и буквы.

1

тест

4

Слог и ударение.

1

викторина

5

«Праздник фонетики»

1

конкурс

6

Синтаксис и пунктуация.

1

игра

7

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

мини - олимпиада  

8

 Подлежащее и сказуемое.

1

Лекция - диалог

Итого

8 часов

ФЕВРАЛЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

 Подлежащее и сказуемое.

1

Занятие - турнир

2

Распространенное и нераспространенное предложение.

1

Занятие -викторина

3

Логическое ударение.

1

Занятие - путешествие

4

Морфология и фонетика.

1

Занятие - викторина

5

 Разбор слова по составу.

1

Занятие - эстафета

6

Правописание приставок и суффиксов.

1

Занятие - лекция

7

Приставка и предлог.

1

Занятие - конкурс

8

Непроизносимые согласные.

1

Занятие - игра

Итого 8 часов

МАРТ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

               1

Сложные слова.

1

 Занятие - путешествие

2

Части речи.

1

Занятие - викторина

3

Имя существительное.

1

Занятие - аукцион

4

Основные грамматические признаки.

1

Занятие - игра

5

Понятие о склонении.

1

Занятие - лекция

6

Существительные с твердой и мягкой основами.

1

Занятие – мозговая атака

7

Имя прилагательное.

1

Занятие - путешествие

8

Части речи.

1

Занятие - соревнование

Итого 8 часов

АПРЕЛЬ

Наименование тем курса

Всего часов

Форма контроля

Дата

1

Понятие о склонении прилагательных.

1

Занятие - практикум

2

Родовые окончания прилагательных.

1

Занятие - игра

3

Глагол.

1

Занятие - взаимообучения

4

Основные грамматические признаки.

1

Занятие - путешествие

5

Время, число, лицо глаголов.

1

Занятие - практикум

6

Понятие о личных окончаниях глаголов.

1

Занятие - практикум

7

Местоимение.

1

Занятие - игра

8

Праздник по русскому языку

1

Праздник

Итого

8 часов

 

Литература

1.Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. «Русское слово», М.: «Просвещение», 1978г.

2.Волина В.В. «Занимательное азбуковедение», М.: «Просвещение», 1991г.

3.Даль В.И. «Пословицы русского народа», М.: «Просвещение»,1990г.

4.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников», М., «Просвещение»,1985г.

5.Маршак С.Я. «Сказки, песни, загадки», М., «Детгиз», 1962г.

6.Светловская Н.Н. «Путь первоклассника к книгам», М., «Педагогика», 1974г.

7.Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов», М., «Просвещение», 1987г.

8.Талызина Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников», М., «Просвещение», 1988г.

9.Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах», М., «Просвещение», 1971г.

     

                                                                                             

                                                               

     

                                                                                                                                           

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (учебник Нечаевой Н.В.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Поурочные планы по математике в 1 классе в соответствии с ФГОС по программе "Школа России", автор М. И. Моро

В данном материале вы найдёте поурочные разработки в соответствии с ФГОС по математике в 1 классе по программе "Школа России", автор М. И. Моро...

Программа курса "Занимательная математика" для 4 класса в соответствии с ФГОС НОО (автор Меркулова Л.В.).

Курс «Занимательная математика» разработан в соответствии с Федеральным Государственным стандартом второго поколения (Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего ...

Рабочая программа по русскому языку3 класс, Школа России по ФГОС

Программа по русскому языку 3 класс Школа России с календарно-тематическим планированием и приложение КИМ...

Адаптированная общеобразовательная программа по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения ученика 2 класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического...

Адаптированная общеобразовательная программа по математике для 2 класса в соответствии с ФГОС НОО и с ФГОС ОВЗ УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа по математике предназначена для обучения ученика 2 «Г»  класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с заде...

Рабочая программа по музыке 2 классы в соответствии с ФГОС

Программа разработана на основе авторской программы Е.Д Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной  "Музыка 2 класс" в соответствии с ФГОС и образовательной программой для начального общег...