Учебная презентация "СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" по Эрику Эриксону
методическая разработка на тему
Здесь предложена составленная мной учебная презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erik_erikson.pptx | 279.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корни многих «взрослых» проблем и комплексов действительно уходят к совершенно определенным периодам детства, и трудно описать, какими огромными усилиями приходится взрослым наверстывать упущенное, у многих уходят на это годы, хотя в детстве в благоприятных обстоятельствах хватило бы нескольких месяцев.
Cуществует несколько подходов к возрастному развитию, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя: поведенческий; социальный; духовный; соматический компоненты.
Эриксоновская модель представляет зрелость как серию из 8 стадий, включающих кризисы развития, которые должны быть успешно разрешены. На каждой из этих 8 стадий существует широкий круг возможных решений, от наиболее оптимальных до наиболее патологических, и чем успешнее будет пройден каждый этап, тем легче идет последующее развитие.
Решение проблем одного этапа не защищает человека от возникновения проблем следующих стадий, но полученные навыки позволяют ему успешно справляться с уже освоенными ситуациями и сосредоточить все силы на решении проблем нового этапа.
Если задачи какого-то возрастного этапа не решены, то в дальнейшем человек чувствует себя в соответсвующих ситуациях неуверенно, и при проявлении новых задач накапливается ощущение неуспеха, беспомощности, формируется комплекс "неудачника".
Стадия 1 Базовое чувство доверия - недоверия От рождения до 18 месяцев
В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом доверия - недоверия. Беспомощный младенец полностью зависит от других, тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то.
Базовое чувство доверия развивается, когда младенец учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, при удовлетворении основных потребностей, в первую очередь, в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь.
С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем.
Первое социальное достижение - это доверие к людям, которые о тебе заботятся, даже когда они находятся вне поля твоего зрения.
До 6 месяцев ребенок привязывается к любому. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым, то есть к тем, кто о нем заботится. Потери в течение этого периода только способствуют развитию.
Первое - почему так важно присутствие матери в этот период - это к вопросу, в каком возрасте ребенка маме лучше выходить на работу. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо - это формирует у него доверие к миру вообще, абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни.
Второе - Тем не менее, не следует впадать в другую крайность - не подпускать к ребенку никого, кроме родителей. Наоборот, именно в этом возрасте ребенку полезно сначала в присутствии матери, а потом на короткие промежутки времени оставаться с бабушками, няней, другими близкими людьми, чтобы он знал, что не только мать, но и другие люди могут позаботиться о нем и удовлетворить его потребности - так формируется доверие к людям.
Третье - Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода - тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.
Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.
Четвертое - в описании первого этапа заложено полное противоречие с призывами с первых же дней жесткими мерами приучить ребенка к режиму.
Описан метод отучения ребенка от плача при укладывании спать - пару раз потерпеть 1-2 часа, пусть поплачет-поорет, а там устанет и сам заснет. Да, наверное, заснет. Но если бы Вы видели, какой ужас и обида на родителей отпечатывается при этом в подсознании, и всплывает позже и в 30, и в 40, и в 70 лет, сколько неуверенности в себе, неудач, испорченных отношений с родителями
Причем, вспоминая свои ощущения в тот момент, взрослые люди часто отмечают, что они каким-то образом могли отличить ситуацию, когда матери действительно не было поблизости и тогда их самым сильным чувством был страх, от случаев, когда мать была рядом, но из каких-либо "воспитательных" соображений не подходила к ребенку.
Здесь к страху добавлялось такое острое чувство растерянности и непонимания, полной беззащитности даже в присутствии родителей, что ощущалось как гораздо более травмирующее состояние, и часто приводило к ранней потере контакта с родителями и ощущению глубокого недоверия к миру и к своей состоятельности в нем.
То же самое относится и к кормлению по часам - зачем мучить и себя и ребенка, опыт показывает обратное - если в течение первых недель ребенок получает пищу тогда, когда ему хочется, уже через 2-3 недели он сам переходит в комфортный режим, с более длинным ночным сном.
Причем быстрее это происходит у детей, которые ночью спят рядом с матерью, так как существующая между ними связь успокаивающе действует на ребенка и стимулирует выработку полноценного количества молока у матери.
Терапевтическое замечание: "Когда нельзя полагаться на тех людей, которые о тебе заботятся, у ребенка возникает глубокое чувство недоверия. Мир кажется опасным, враждебным, непредсказуемым. Таким образом ребенок постоянно должен быть настороже и контролировать ситуацию. Он верит, "что если я контролирую все, тогда никто не сможет поймать меня в тот момент, когда я буду не начеку и причинить мне боль".
Это те, кто говорит о пустоте, кто редко осознает, что у них нет контакта со своим собственным телом, кто предъявляет страх как главный фактор изоляции и погруженности в себя, кто чувствует себя испуганным ребенком во взрослом мире, кто боится своих собственных импульсов и кто обнаруживает сильную потребность в том, чтобы контролировать себя и других.
ИТАК, СТАДИЯ 1: Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, от обстоятельств, в которых нужно проявить осторожность. Вопрос, на который отвечают: «Надежен ли мир?»
Cтадия 2 Автономность- стыд, сомнение От 18 до 36 месяцев
Когда ребенок начинает доверять своему миру, он стремится отделиться от своих попечителей и "встать на ноги". Это сопровождается заявлениями "нет" ребенка как фактом его отдельности и обнаружением его автономности.
Если заботящиеся о нем люди поддерживают здоровый баланс ограниченного и дозволенного, который защищает ребенка от опасного опыта и усиливает автономию, тогда у ребенка развивается здоровое воображение, способность сдерживать себя, способность уступать своему телу, эмоциям.
Если окружающие ребенка люди проявляют нетерпение и в спешке стремятся выполнить за ребенка действия, которые он уже способен сделать сам, то у ребенка развиваются стыдливость и нерешительность. Если родители (бабушки, няни, воспитатели) постоянно ругают малыша за его "промахи", у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенности в своих способностях.
Понаблюдайте за теми людьми, которые не чувствуют себя, отрицают свои потребности, с трудом выражают свои чувства, испытывают большой страх быть покинутыми, демонстрируют заботливое поведение, обременяя других.
К этому возрасту уходят корни проблем у людей, страдающих от неуверенности в себе и испытывающих постоянное, часто беспричинное, чувство подавленности и зависимости.
С этой проблемой довольно сложно бывает работать, так как из-за постоянного чувства стыда ко взрослому состоянию накапливается много событий с отрицательными эмоциями, а в силу неуверенности человек часто ограничивает, одергивает себя, не позволяя себе сделать что-то значительное и получить от этого удовольствие. Поэтому при поиске положительных, ресурсных состояний получается, что их не так много, и почти все они имеют уже "привкус" стыда и неуверенности.
Из положительных моментов - некоторые родители отмечают, что дети в этом возрасте становятся намного спокойнее после посещения групп Монтессори. Действительно, согласно этой методике, детям предоставляются постоянно обновляющиеся специально подобранные для их возраста материалы для развития моторных и психических способностей, обеспечивается необходимая помощь, но при этом приветствуется самостоятельность и отсутствует сверхконтроль и излишние ограничения.
В отсутствие такого постоянного освоения навыков ребенку становится скучно, и это может привести к капризному и агрессивному поведению, с виду беспричинному, что также часто отмечается родителям детей чуть старше года.
Эрик Эриксон сам всегда подчеркивал, что возможны вариации в темпах и интенсивности возникновения тех или иных возрастных проблем, но последовательность при этом сохраняется.
Известно, что дети, с которыми занимались ранним плаванием, динамической гимнастикой, или просто занимались больше среднего, развиваются быстрее, соответственно, и потребность в самостоятельности у них возникает раньше с матерью.
Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.
Разумеется, самостоятельность нужно поощрять с самого начала, но не нужно забывать, что это еще не отменяет задач первого этапа - при всей самостоятельности как минимум до полутора лет дети очень нуждаются в защищенности и в достаточном общении с матерью.
ИТАК, СТАДИЯ 2: Задача данной стадии: выработать баланс между ограниченным и дозволенным, получить навыки самостоятельности и самоконтроля. Вопрос, на который отвечают: Я - хороший?
Cтадия 3 Инициатива (предприимчивость) – вина От 3 до 5 лет
После развития чувства автономности ребенок начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем. Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов. Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.
На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается "ухаживать" за людьми противоположного пола. Когда заботящийся о нем человек противоположного пола отвечает соответственно, тогда ребенок научается, что не может "иметь" выбранного попечителя и психологически свободен рассматривать других партнеров в дальнейшей жизни.
В дисфункциональных семьях для ребенка очень важно развить здоровое чувство совести или здоровое чувство вины. Они не могут почувствовать, что они могут жить так, как они хотят; вместо этого у них развивается отравляющее чувство вины... Оно говорит вам, что вы ответственны за чувства и поведение других людей.
Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.
Понаблюдайте за теми, кто демонстрирует ригидное, педантичное поведение, кто не способен придумывать и составлять задания, кто боится попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.
РЕПЛИКИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ: "Тебе нельзя, ты еще маленький!", "Не трогай!", "Не смей!", "Не лезь, куда не следует!", "У тебя все равно не получится...", "Давай лучше я сделаю", "Опять ты напакостил!", "Ай-яй-яй, опять ты ...(здесь могут быть разные варианты, но общий смысл - сделал что-то не так, ты не справился", "Смотри, как мама из-за тебя расстроилась!" и т.д.).
ИТАК, СТАДИЯ 3 : Вопрос, на который отвечают: «Как много я могу сделать?»
В течение первых трех развивающих стадий формируется Я-концепция ребенка. Это означает, что ребенок сопоставляет и определяет свой статус согласно трем основным звеньям: Могу ли я любить и любим ли я? Могу ли я управлять обстоятельствами моего поведения? Есть ли у меня навыки и умения делать то, что мне необходимо делать в этом мире?
Стадия 4 Трудолюбие – неполноценность От 6 до 11лет
Наиболее важные умения, которые ребенок должен приобрести: Кооперация Взаимозависимость Здоровое чувство соревнования
Ребенка необходимо поощрять в желании: мастерить, рукодельничать; доводить дело до конца, хвалить за результаты. И тогда у него будет формироваться чувство компетентности, «умелости», уверенности в себе и своих способностях.
Важно: Обратите внимание на тех людей, которые нетерпимы и боятся сделать ошибки, им не хватает соц.умений и они чувствуют себя некомфортно в соц.ситуациях. Такие люди слишком критичны к другим и постоянно себя сравнивают с другими.
ИТАК, СТАДИЯ 5: Вопрос, на который отвечают: «Способен ли я?» От 11 до 18 лет
Постоянный вопрос: «Кто я есть?» и «Кем я стану?». «Ребенок я или взрослый?» «Как моя этническая, расовая принадлежность и религия влияют на отношение людей ко мне?»
В этом возрасте развиваются стереотипное поведение и идеалы и, подросток часто вступает в различные группировки и кланы. Присуще разрушение строгости в одежде и поведении, что является попыткой утверждения структуры в хаосе и обеспечения тождественности во время отсутствия самотождественности (Я есть Я).
Понаблюдайте за теми, кто: демонстрирует чрезмерное согласие или ригидность; конформность по отношению к семье, этническим, культурным и соц.нормам кто демонстрирует зависимость от своей родительской семьи и кому необходимо протестовать или же подчиняться.
СТАДИЯ 6 (ранняя взрослость) : Вопрос, на который отвечают: «Кто я есть?» От 18 лет до начала среднего возраста
Человеку, который испытывает трудности в том, чтобы доверять другим, будет трудно любить; Человеку, которому необходимо контролировать себя, будет трудно позволить другим пересечь свою границу;
ОПАСНОСТЬ СТАДИИ: Избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции и закреплению чувства одиночества.
Посмотрите за теми, кто боится или не хочет вступать в интимные отношения и кто повторяет свои ошибки при построении отношений.
СТАДИЯ 7 (взрослость) : Вопрос, на который отвечают: «Могу ли я иметь интимные отношения?»
На этой стадии происходит развитие способности интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.
Возможные трудности стадии: Навязчивое желание псевдоинтимности ; сверхидентификация с ребенком; желание протестовать, как путь решения застоя; Нежелание отпускать от себя собственных детей Обеднение личной жизни Самопоглощенность
ВАЖНО: Обратит е внимание на людей, у которых есть вопросы, связанные с успехом, идентичностью, ценностями, смертью и кто может находиться в кризисе супружества.
СТАДИЯ 8 (Поздняя взрослость, зрелость) : Вопросы, на которые отвечают: «Что значит моя жизнь к сегодняшнему дню? Что я собираюсь делать с оставшейся жизнью?»
Integrity (целостность, полнота, чистота) – у Эриксона мудрость и принятие жизни взрослого и младенческое доверие к миру глубоко схожи.
Вопрос, на который отвечают: Имела ли моя жизнь смысл?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное занятие "Развитие познавательных процессов младших школьников".
Это занятие можно провести во время Дня открытых дверей в школе. Выполняя различные задания во время занятия, родители вновь почувствуют себя детьми, а ребята с радостью будут сотрудничать со своими р...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год
программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (РАЗВИТИЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Применение на уроках ИКТ дает широкие возможности для развития знаково-символических универсальных учебных действий. Опоры-символы дают прочные знания благо...
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...
Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей Эрик Шоплер и др
В пособии представлены упражнения по рлиниям развития детей: имитация, восприятие, грубая моторика, тонкая моторика, координация глаз и рук, познавательная деятельность, речь, самообслуживание, социал...
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...