Активизация познавательных способностей на основе системы развивающих заданий.
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Активизация познавательной деятельности-важная проблема каждого учителя. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу-это требование самой жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.98 КБ |
![]() | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательных способностей на основе системы развивающих заданий.
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни.
Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи, мысленно отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, эпизодичен. Для этого необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- учебно - игровая деятельность;
- дидактические игры;
- работа в парах;
- групповая работа;
- проблемное обучение;
На развитие познавательных процессов у младших школьников необходимо направить систему учебных заданий с целью усиления их математического
развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.
Все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких заданий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью важно включать задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.
Разминка(4 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. (Слайд2)
Тренировка психических механизмов лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления
Используемые задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие задания. (Слайды 3-10)
Логически – поисковые задания
Важно предлагать задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, обоснование выбранного решения. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания. (Слайды 11-19)
Графический диктант
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. (Слайд 12)
Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. Ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигуру крестиком или просто закрашивают.
При регулярном выполнении таких упражнений у ребёнка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.
Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают стихи, песенки, потешки, т.е. овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируется внимание, зрительная память, логическое мышление, активизируются творческие способности.
Таким образом, чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленькая, серенькая, пугливая …. Новая, интересная, библиотечная …. Красный, спелый, гладкий …. Большой, неуклюжий, бурый …. Холодный, белый, пушистый …. Жёлтые, красные, осенние …. Рыжая, хитрая, пушистая …. Разминка Отвечайте, кто это ? Что это ?
Развитие концентрации внимания
2. Найди такие же изображения, как в квадратах справа. Раскрась одинаковые рисунки одним цветом.
Зарисуйте быстро и схематично предметы и явления, которые я назову: стена, вода, песня, ветер, смех, ночь, свет . А теперь по своим зарисовкам вспомните, какое слово было первым, вторым и т.д. Тренировка зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Совершенствование воображения 1. Помоги художнику дорисовать картинки из овалов.
Гром Шум волн Пение лягушки Шелест листьев 2. Нарисуй, как выглядят:
Весенняя капель Взмах крыла большой птицы Звон крыльев комара Хруст снега
Развитие логического мышления Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что:
мама я папа
я папа мама
папа мама я
мама папа я
СОК – ОК + АМ + О + ЛЁТ = О + ГУ + РА – А + ЕЦ = СВИ – ВИ + МЕ + ТА + НА = КЕС – С + ФИР = ЛЕ + ТОК – К = ОБ + ЛАС – С + КО = ШП + КО – П + ЛАМ – М = МАТ – АТ + О + РЕ = Логически – поисковые задания 1. Выполни действия и напиши полученное слово. самолёт огурец сметана кефир лето облако школа море
земляника крыжовник смородина малина яблоко груша слива вишня 2. Выпиши названия ягод и фруктов, которые ты сможешь прочитать на домике улитки. Читать можно и с начала, и с конца, но через одну букву.
3. В каждом слове найди одно, два или три новых слова. Например: поляна – пол, Яна, Поля.
4. Соедини слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма.
Графический диктант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"
Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314463-1381594809.jpg)
Мастер класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся -основа личностно - ориентированного обучения»
Рассмотрены приёмы, способствующие организации продуктивной познавательной деятельности, развивающие логическое мышление и интеллектуальные способности учащихся на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/27/picture-539619-1482852169.jpg)
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
В работе представлен комплекс интерактивных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/23/picture-621689-1429810563.jpg)
Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ
Данный материал раскрывает спецификау использования системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, включает психоло...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-600164-1452704241.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ
НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358907-1385927868.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596450-1424344639.jpg)
Выступление на тему: Активизация познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать...