Проектная деятельность в начальной школе часть 1 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»
статья по окружающему миру (4 класс) по теме

Коровина Татьяна Юрьевна

 

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

1.     Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

2.     Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

3.     Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

 

Мы предоставляем вашему вниманию работу учеников 1 «а» и 4  «а» классов. Тема информационного проекта «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

1 день. Учитель сообщает тему проекта «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?».Дети разделились на группы:

1) утверждают, что страусы не могут существовать в условиях нашего климата

2) утверждают, что страусы могут проживать в условиях нашего климата.

 

2 день. Учащиеся обмениваются найденной информацией. Вся информация оформляется в виде презентации.

3 день. Просмотр презентации о страусах обитающих в природной среде. 

 4 день.Организация поездки на ферму по выращиванию страусов в Лысогорский район.

5 деньОрганизация выставки рисунков. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-выставку рисунков «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?».Учителя  подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.

6 деньВ заключительный день проектной недели проходит презентация проекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_vnachalnoy_shkole__1_chast.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе. Часть  1

Карандина Е.А., учитель начальных классов
Коровина Т.Ю., учитель начальных классов

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности – один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Мы предоставляем вашему вниманию работу учеников 1 «а» и 4  «а» классов. Тема информационного проекта «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

1 день. Учитель сообщает тему проекта «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?».

Дети разделились на группы:

1) утверждают, что страусы не могут существовать в условиях нашего климата

2) утверждают, что страусы могут проживать в условиях нашего климата.

 Предлагается прочитать книги  о страусах. Учащиеся получают индивидуальное задание – подобрать и принести информационный материал:

 - места обитания страусов в природе;

- страусиное яйцо

-появление потомства

- уход за птенцами

-внешний вид

 продумать оформление своего будущего сообщения.

Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент. 

2 день. Учащиеся обмениваются найденной информацией. Вся информация оформляется в виде презентации.

3 день. Просмотр презентации о страусах обитающих в природной среде. 

 4 день.

Организация поездки на ферму по выращиванию страусов в Лысогорский район.

5 день

Организация выставки рисунков. Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-выставку рисунков «Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?».Учителя  подводит итог о проделанной работе групп, оценивает работу каждого ученика.

6 день

В заключительный день проектной недели проходит презентация проекта. В задачи проектной недели входит не только создание проекта по определенной теме, но и продумать презентацию своего проекта, суметь заинтересовать слушателей, привлечь их внимание к своему проекту.

Рассмотрев разные предложения, было решено представить информационный проект в виде мультимедийной презентации.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.

Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.

Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.

Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Педагогической целью проведения презентации является выработка презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".

Заключение

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Список литературы.

1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

6.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.

7.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

10..Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе часть 2 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

В результате проекта учащиеся смогут расширить свои  знания по данной теме, станут  умелыми пользователями Интернета. Проект способствует развитию мыслительных и творческихспособностей...

Проектная деятельность в начальной школе часть3 .«Могут ли страусы проживать в условиях нашего климата?»

Презентация о страусах,фотографии с фермы по разведению страусов, выставка детских рисунков. Приложение....

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Проектная деятельность в начальной школе.Пернатые - наши друзья.

Проект направлен на воспитание у младших школьников доброжелательного отношения к пернатым друзьям....

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...