ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
план-конспект урока (4 класс)

Метадические рекомендации для педагогов 4-5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_oblozhka.doc99 КБ
Microsoft Office document icon fgos_stupeney_obrazovaniya_2.doc81 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie._konf.doc24.5 КБ
Office presentation icon k_konferentsii_2.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н.Н. Колокольцова»

ФГОС ступеней образования – преемственность и развитие

Методические рекомендации

Авторы-составители    

учитель истории Черкасова А.В.

учитель начальных классов Дралова Е.А.

Калтан, 2015г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………

1.Психолого-педагогическиевопросы преемственности при переходе учащихся из начального звена в основное…………………………………………………………………..

1.1 Рекомендации по преемственности преподавания русского языка для 4-5 классов…..

1.2 Рекомендации по преемственности преподавания литературного чтения и литературы для 4-5 классов…………………………………………………………………………………

1.3 Рекомендации по преемственности преподавания математики для 4-5 классов………

1.4 Рекомендации по преемственности преподавания окружающего мира и истории для 4-5 классов………………………………………………………………………………………….

2. Заключение……………………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………………………….

Введение

Актуальность данных рекомендаций заключается прежде всего в необходимости организации работы по переходу школы на ФГОС основного общего образования  и подготовки педагогов к освоению новых форм организации образовательного процесса. Существующий опыт (с 2012г.) апробации ФГОС в основной школе, который показал, что без системного, комплексного научно-методического сопровождения данного процесса перехода невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень и избежать рисков формального подхода к многоплановому процессу введения ФГОС.

Деятельность педагогов должна быть ориентирована на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста, осуществляя плавный и постепенный переход на новую ступень образования.

Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать причины не успешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации учащихся;
  2. выработать четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях образования;
  3. наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной.
  4. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка, литературы и литературного чтения, математики, окружающего мира и истории для 4-5 классов с точки зрения преемственности обучения.

В результате использования данных методических рекомендаций возможна более успешная реализация преемственности между начальной ступенью и основной с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учащегося как фундаментального новообразования и преемственности преподавания русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира (в пятом классе истории, географии, обществознания, биологии).

Психолого-педагогические вопросы преемственности при переходе

учащихся из начального звена обучения в основное

Переход учащихся из начального в основное – одна из педагогических наиболее сложных проблем, так как адаптационный период в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10-11лет,порождающий серьезные педагогические проблемы.

Переходный период из начальной школы в основную сказываются на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено рядом факторов:

-сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

-увеличением учебной нагрузки;

-разностью систем и форм обучения;

-не стыковкой программ начальной и основной школы.

Поэтому очень важно, чтобы в школе было создано единое образовательное пространство, а для педагогов-практиков условие для сотрудничества. Только при таких условиях возможно выработать единые требования и выстроить единую образовательную систему, тогда школьники не будут чувствовать разницы в преподавании русского языка и математики в четвертом классе и пятом.

Рекомендации по преемственности преподавания русского языка для 4-5 классов

Переход школьников из начального в среднее звено – одна из педагогических проблем. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и основным образование в изучении русского языка, так как в четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи: обобщение и систематизация представлений школьников об устройстве русского языка и его использовании в процессе общения.

В пятом классе знания о языке уточняются, систематизируются, расширяются, однако, можно наблюдать некоторую «несогласованность» учебниками основной ступени обучения. Кроме этого, анализ словарного запаса пятиклассников выявил его недостаточный объем, так учителями, преподающими русский язык, было предложено учащимся задание, направленное на определение значения слова.  Пятиклассники не справились с данным заданием, так как не смогли определить, что обозначают данные им слова (слово знамя вызвало наибольшие затруднения.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку (4-5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания.

Начальная школа

5 класс

Предложение

Разбор простого предложения производится без конкретизации второстепенных членов. В качестве пропедевтики вводятся понятия дополнение, определение, обстоятельство.

Учителям нужно иметь в виду, что: -разбор простого предложения производится без названия видов обстоятельств; -расстановка знаков препинания при обращениях и прямой речи вводится на уровне ознакомления

Сложное предложение. Рекомендуется работать с однородными членами предложения, используя терминологию. Ознакомление со сложным предложением, состоящим из двух простых.

Изучение ССП и СПП проводится в начальной школе на уровне ознакомления. Диалог (наблюдение на уроках литературного чтения – чтение по ролям).

Фонетика

 земля

з-[з']-согл., зв.парн., мяг.парн.

е-[и]-гл., безуд.

м-[м]-согл., зв.непарн., тв.парн.

л-[л']-согл., зв.непарн., мяг.парн.

я-[а]-гл., уд.

5 б, 5 зв.

К концу обучения в начальной школе дети должны уметь давать единую со средней школой запись ЗБА слов.

При разборе необходимо учитывать, что в начальной школе рассматриваются слова типа лодка, школьный, площадь.

Словообразование

Разбору подлежат слова очерченные программой начальной школы.

Необходимо учитывать, что в начальной школе для разбора не берутся слова типа основание, лисий, быстрее, взялся.

Глагольные суффиксы:-л- -а- -и- -е- -ну- -ыва(ива)- -ова(ева)- -ва- -чь- -сь- -ся- Глагольные окончания:-ешь –ет –ем –ете –ут –ат –ть –ти

Морфологический разбор

К концу преподавания в начальной школе научить детей единому со средней школой морфологическому разбору частей речи. в классе-сущ. (в чем? где?) Н.ф.-класс; нар., неод., м.р., 2скл;ед.ч., П.п., дополнение в светлом-прил (в каком?)Н.ф.-светлый;м.р., ед.ч., П.п., определение пишу-гл.(что делаю?) Н.ф.-писать;I спр.; ед.ч., н.в., 1л., сказуемое

Части речи

Существительное

Прилагательное

Рассматривается правописание безуд.падежных окончаний им.сущ. 1, 2, и 3-го скл. в ед.ч. (кроме им.сущ. на –мя, -ий, -ие, - ия).

Рассматривается правописание гласных в безуд. окончаниях (кроме им.прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на –ья, -ье, -ов, -ин).

Глагол

 

Местоимение

 

Наречие, числительное

Рассматривается общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной. Правописание безуд.личных окончаний глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов». Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3- ем лице и глаголов в Н.ф. с помощью вопросов: что делают? учатся, что делать? учиться.

Местоимения 1,2 и 3-го лица. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдение без введения терминов). Склонение личных местоимений с предлогами и без.

Роль в общении без употребления термина. Наблюдение в процессе речевого общения. В качестве самостоятельных учебных тем наречия и числительные не изучаются. Правописание наиболее употребительных наречий и местоимений, прописанных в словарных словах за курс начальной школы. Уровень усвоения не проверяется.

Орфограмма

Учителям средней школы учитывать, что графическое обозначение орфограмм проводится строго по учебникам начальной школы.

Диктанты

Словарные диктанты – 12-15 слов («5»-без ошибок «4»-1ош., 1испр. «3»-2 ош., 1 испр. «2»-3-5 ош.) Контрольные диктанты – 75-80 слов. Изложение – 95-100 слов. Списывание – 75-80 слов. («5»-без ошибок «4»-1ош., 1испр. «3»-2 ош., 1 испр. «2»-3 ош., 1-2 испр.) Чтение – не менее 95 слов.

Начальная школа

Пятый класс

Изучение простого предложения.        

1. Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов.

Учителям нужно иметь в виду, что:

 1. разбор простого предложения производится в начальной школе без названия второстепенных членов;

 2. расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления.

Слово.

1. предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;

2.  углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся;

3. сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.

Учителям необходимо учитывать, что:

1.знакомство с межъязыковой омонимией проходит в начальной школе на практическом уровне;

2. в начальной школе для разбора слов по составу не берутся слова типа основание, лисий, взялся, быстрее

Рекомендации по преемственности преподавания

литературного чтения и литературы для 4-5 классов

Литературное чтение в начальной школе является первичным звеном в системе непрерывного литературного образования и культурологической подготовки школьников. В четвертом классе продолжается формирование навыка чтения и умения работать с художественным текстом, получая первичные знания о жанрах художественных произведений.

В пятом классе учащиеся сталкиваются с определенными трудностями; в начальной школе произведения содержат простую лексику, в учебнике же пятого класса большое разнообразие лексики и ребенок подчас не может понять прочитанное. В связи с этими проблемами возможны следующие рекомендации:

Начальная школа

5 класс

  1. Воспринимать текст литературного произведения;

  1. Выразительно читать наизусть отрывки из стихотворений;

  1. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературного произведения;

  1. Давать характеристику главному герою;

  1. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение;

  1. Формулировать вопросы по тексту произведения;

  1. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание;

  1. Составлять план;

  1. Подбирать материал о биографии и творчестве писателей.
  1. Предлагать учащимся задания по работе с толковым словарем;

  1. Чтение по ролям художественных произведений;

  1. Использовать групповую деятельность на уроках литературы, где учащиеся самостоятельно анализируют произведения.

Рекомендации по преемственности преподавания

 математики для 4-5 классов

Начальная школа

5 класс

1. Довести до автоматизма табличные навыки умножения и деления, навыки сложения однозначных чисел 

2. Отработать письменные вычислительные навыки основных четырех действий с однозначными и двузначными числами 

1. В начальной школе письменное умножение и деление на трехзначное число дается в пределах умений, навык по программе не отрабатывается. Рекомендуется на эту тему обратить внимание

3. Рекомендуется учить учащихся рациональным приемам устного счета на основе законов сложения и умножения 

2. Рекомендуется учесть, что некоторые устные приемы умножения в программу начальной школы не входят

4. Обратить внимание на работу с величинами (именованными числами): сравнивать по числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах 

3. Вести работу с величинами (именованными числами) в соответствии с программой начальной школы 

5. Довести работу над порядком действий в выражениях, содержащих до 4 знаков, до навыка

6. Отработать умение решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий) 

4. Использовать отработанные умения в решении задач более 2 действий

7. Научить учащихся распознавать плоские геометрические фигуры и изображать на листе с разлиновкой в клетку. Учителям рекомендуется организовывать изучение объемных геометрических фигур только в ознакомительном порядке

5. Тему нахождения объема геометрических фигур перенести в программу основной школы 

8. Работа на уроках проводится только с обыкновенными дробями (с одинаковыми знаменателями). Сравнение и действия с дробями отрабатываются на уровне навыка.

9. Обратить особое внимание на правильное использование изученной математической терминологии в речи учащихся и учителей начальной школы

6. Продолжить развитие математической речи обучающихся 

7. Обратить внимание на то, что нахождение неизвестного компонента арифметического действия в начальной школе изучается только на одношаговых уравнениях.

1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:

  • готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
  • правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.

3.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.

4.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.

Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику,       стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.

5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.

6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими  инструкциями.

7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных.
       8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала,
 своевременно прийти на помощь.

9.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно
быть бесконфликтным».

Рекомендации по преемственности преподавания

окружающего мира и истории для 4-5 классов

Окружающий мир сегодня в начальных классах прежде всего удовлетворяет любопытство школьников и обеспечивает усвоение необходимых знаний через воссоздание целостной элементарной научной картины мира. Особенностью данного предмета является то, что он создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Знакомство с началами наук дает учащимся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствуют развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, что получает естественное продолжение и на уроках истории в пятом классе.

С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования.

Очень важно, какой иллюстративный материал используется учителем на уроках, что обогащает процесс образования, создает пространство, наполненное художественными образами и побуждающее к творчеству. Хорошим методическим приемом является «введение в воображаемую ситуацию», то есть создание возможности «войти» в картину, представить себя действующим лицом в заданной обстановке.

Начальные классы

5 класс

  1. использовать любую возможность для построения схем, таблиц (поднимет интерес школьников к познавательной деятельности);

  1. создавать условия на уроках, когда школьники могли бы «входить» в предлагаемую ситуацию и могли бы оценивать происходящее с предлагаемой позиции;

  1. использовать отрывки из художественной литературы о родной стране, крае; словари и энциклопедии;

  1. проводить познавательную минутку, посвященную истории и современной жизни страны;

  1. необходимо приучать учащихся обращать внимание на непонятные слова в тексте учебника и обращаться в этом случае к справочной литературе.
  1. Продолжить формирование умения заполнять таблицы разного типа, составлять схемы;

  1. Способствовать формированию собственного мировоззрения через умение оценивать исторические события и деятельность исторических личностей с позиции человека, живущего в XXI веке;

  1. Использовать задания, направленные на умение выстраивать хронологическую цепочку и определять, какой процесс представлен (прогресс или регресс) ;

  1. Привлекать на уроках истории материал о родном крае (особенно в пропедевтическом курсе, рассчитанным на 10 часов).

Заключение

Важным аспектом перехода из четвертого класса в пятый будет являться прежде всего мотивация учащихся и поддержание устойчивого познавательного интереса на протяжении всего урока. При подготовке к уроку учитель-предметник должен отобрать такие методы и приемы работы, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Кроме этого все педагоги должны владеть технологией проблемного обучения, когда создается проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), учащиеся выдвигают определенные целевые установки и намечаются пути достижения цели. Проблемный тип учения стимулирует познавательную активность школьников, несет в себе потенциал развития продуктивного мышления, определяя методологию системно-деятельностного подхода. Необходимо отдавать предпочтение тем формам и приемам, которые формируют и совершенствуют познавательные УУД, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей.

Учителям-предметникам рекомендуется активно использовать в своей практике развивающую наглядность: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, графики, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте. У учащихся, самостоятельно анализирующих опорную схему или дополняющих ее (таблицу) развиваются и совершенствуются важнейшие мыслительные и коммуникативные навыки.

Работа с текстом является обязательным этапом современного урока русского языка, литературы, истории, так как большое значение имеет содержательная сторона текстов, их эмоциональная насыщенность соответствие нравственно-этического и эстетического содержания психологическим особенностям школьников.

Популярной формой инновационного обучения на уроках является проектная деятельность, позволяющая решить одну из важнейших задач современного образования: самообразования и самореализации личности.

Формирование коммуникативных УУД напрямую связано с умением работать с другими участниками учебного процесса, поэтому учителям-практикам необходимо использовать на всех этапах обучения групповую и парную формы работы, что мотивирует школьников и способствует формированию необходимых коммуникативных умений. Только при соблюдении всех выше перечисленных рекомендаций возможен переход их начального звена в основное с наименьшим количеством сложностей.

Литература

  • 1. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.  1 – 4 классы. – М : Просвещение, 2009.                                                                                
  • 2. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 5 класс.
  • 3. Грабчикова, Е.С. Русский язык: учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. /Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008.
  • 4. Мурина, А.А. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. /А.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко.
  • 5. Миллер, О.М. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу /О.М.Миллер, Т.Л.Ядрышникова. – Красноярск, 1991.
  • Львов, М.Р. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку /под ред. В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой. – М., 1979.
  •  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000, 184 с.
  •  Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990, 80 с.
  •  Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994, 319 с.
  •  Устинова Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения. Ж.: "Завуч начальной школы", М., 2003, N 5, с. 99 - 105.
  •  А.В. Хуторской. Формы, методы и приемы обучения. / В кн. "Практикум по дидактике и современным методикам обучения". Питер, 2004, с. 373 - 533.
  •  Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Рига: ПЦ "Эксперимент", 2000, 260 с.
  •  Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Рига: ПЦ "Эксперимент", 1995, 276 с.
  • Эльконин Д.Б. и Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967, 360 с.
  1.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / В кн. Избранные психологические труды. М., 1989.
  2.  Материалы по организации безотметочного обучения в начальной и, частично, в основной школе представлены в разделе "Модернизация системы оценки качества образования", httrp://modern.ed.gow.ru/ на сайте "Модернизация российского образования".


Предварительный просмотр:

Слайд1 -2

Актуальность данных рекомендаций заключается прежде всего в необходимости организации работы по переходу школы на ФГОС основного общего образования  и подготовки педагогов к освоению новых форм организации образовательного процесса. Существующий опыт (с 2012г.) апробации ФГОС в основной школе, который показал, что без системного, комплексного научно-методического сопровождения данного процесса перехода невозможно обеспечить выход системы образования на новый качественный уровень и избежать рисков формального подхода к многоплановому процессу введения ФГОС.

Слайд 3.

Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам в подготовке и проведении уроков по русскому языку, математике, литературному чтению (литературе), окружающему миру (истории) в рамках перехода школы на ФГОС основного общего образования.

Слайд 4.

 задачи:

  1. проанализировать причины не успешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации учащихся;
  2. выработать четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях образования;
  3. наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной.
  4. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка, литературы и литературного чтения, математики, окружающего мира и истории для 4-5 классов .

Слайд 5.

Переходный период из начальной школы в основную сказываются на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено рядом факторов:

-сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

-увеличением учебной нагрузки;

-разностью систем и форм обучения;

-не стыковкой программ начальной и основной школы.

Поэтому очень важно, чтобы в школе было создано единое образовательное пространство, а для педагогов-практиков условие для сотрудничества. Только при таких условиях возможно выработать единые требования и выстроить единую образовательную систему, тогда школьники не будут чувствовать разницы в преподавании русского языка и математики в четвертом классе и пятом.

Слайд 6.

Переход школьников из начального в среднее звено – одна из педагогических проблем. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и основным образование в изучении русского языка, так как в четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи: обобщение и систематизация представлений школьников об устройстве русского языка и его использовании в процессе общения.

В пятом классе знания о языке уточняются, систематизируются, расширяются, однако, можно наблюдать некоторую «несогласованность» учебниками основной ступени обучения. Кроме этого, анализ словарного запаса пятиклассников выявил его недостаточный объем, так учителями, преподающими русский язык, было предложено учащимся задание, направленное на определение значения слова.  Пятиклассники не справились с данным заданием, так как не смогли определить, что обозначают данные им слова (слово знамя вызвало наибольшие затруднения.

Слайд 7.

Литературное чтение в начальной школе является первичным звеном в системе непрерывного литературного образования и культурологической подготовки школьников. В четвертом классе продолжается формирование навыка чтения и умения работать с художественным текстом, получая первичные знания о жанрах художественных произведений.

В пятом классе учащиеся сталкиваются с определенными трудностями; в начальной школе произведения содержат простую лексику, в учебнике же пятого класса большое разнообразие лексики и ребенок подчас не может понять прочитанное.

Слайд 8.

 Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования на этом этапе обучения и могут быть представлены группой обще-учебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков. Значение достижений учащихся в первой группе определяется влиянием общих, межпредметных умений и навыков на качество познавательной деятельности в 5-6-х (и далее) классах; формирование ведущей для подросткового периода развития деятельности; становление учебно-познавательной мотивации. выполнять   работу   по   несложному   алгоритму;   индивидуально, совместно   (всем   классом)   ставить   новую   задачу,   определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
•    описывать    объект    наблюдения,     проводить     классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того,    чтобы    найти    их    общие    и   специфические   свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;

Слайд 9.

Окружающий мир сегодня в начальных классах прежде всего удовлетворяет любопытство школьников и обеспечивает усвоение необходимых знаний через воссоздание целостной элементарной научной картины мира. Особенностью данного предмета является то, что он создает фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Знакомство с началами наук дает учащимся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми, предсказуемыми. Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствуют развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений, что получает естественное продолжение и на уроках истории в пятом классе.

Слайд10

При подготовке к уроку учитель-предметник должен отобрать такие методы и приемы работы, которые активизируют познавательную деятельность школьников. Кроме этого все педагоги должны владеть технологией проблемного обучения, когда создается проблемная ситуация (ситуация затруднения, определяющаяся противоречием между знанием и незнанием), учащиеся выдвигают определенные целевые установки и намечаются пути достижения цели. Проблемный тип учения стимулирует познавательную активность школьников, несет в себе потенциал развития продуктивного мышления, определяя методологию системно-деятельностного подхода. Необходимо отдавать предпочтение тем формам и приемам, которые формируют и совершенствуют познавательные УУД, связанные с важнейшими мыслительными операциями: анализа, обобщения, абстрагирования, дифференциации, классификации, установления причинно-следственных связей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС ступеней образования – преемственность и развитие

Слайд 2

Актуальность: в необходимости организации работы по переходу школы на ФГОС основного общего образования и подготовки педагогов к освоению новых форм организации образовательного процесса

Слайд 3

Цель: Оказание методической помощи педагогам-практикам в подготовке и проведении уроков по русскому языку, математике, литературному чтению (литературе), окружающему миру (истории) в рамках перехода школы на ФГОС основного общего образования.

Слайд 4

Задачи: 1. проанализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции труднойстей школьников; 2. выработать четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях образования; 3. наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной; 4. обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка, литературы и литературного чтения, математики, окружающего мира и истории для 4-5 классов .

Слайд 5

Психолого-педагогические вопросы преемственности при переходе учащихсяиз начального звена обучения в основное - смена социальной обстановки; -изменение роли учащегося; -увеличение объема нагрузки; -разность систем и форм обучения; -нестыковкой программ начальной и основной школы

Слайд 6

Рекомендации по прееемственности преподавания русского языка для 4-5 классов

Слайд 7

Рекомендации по преемственности преподавания литературного чтения и литературы для 4-5 классов

Слайд 8

Рекомендации по преемственности преподавания математики 4-5 классы

Слайд 9

Рекомендации по преемственности преподавания окружающего мира и истории для 4-5 классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы преемственности и адаптации школьников на II ступени обучения»

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В п...

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"

Презентация к статье "Преемственность в использовании инновационных технологий в обучении и воспитании между начальной и средней ступенями обучения"...

Преемственность начальной школы и средней ступени обучения

Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено преж...

Проблема преемственности в обучении, воспитании и развитии обучающихся на разных ступенях образования

В школьные  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  обучения  в  другую...

О преемственности в обучении английскому языку между начальной и средней ступенью обучения

С какими трудностями сталкиваются учащиеся при переходе из начальной школы в среднюю и как их преодолеть (на примере уроков английского языка)...

Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.

         "Школа Росcии" -  это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...