Актуальность уроков литературного чтения.
статья на тему
Актуальность уроков литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ№2»
Байдарико И.К.
Актуальность уроков литературного чтения.
Мы выросли в 20 веке и являемся носителями его культуры. Обучая сегодняшних первоклассников чтению, многие из нас сталкивались с такими вопросами: чем читатель 21 века отличается от читателя века минувшего, почему так не просто приобщить современных детей к книге?
В информационном обществе чтение становится занятием для интеллектуалов. С одной стороны возникает потребность в высокообразованных профессионалах, а с другой стремительно увеличивается количество масс-медийных технологических новшеств, помогающих обходиться без чтения.
Уже в начальной школе происходит расслоение на читателей и рьяных потребителей массовой аудиовизуальной продукции. Склонность к тому или иному типу работы с информацией проявляется быстро. Как только ребёнок начинает читать самостоятельно, он демонстрирует либо устойчивый интерес к книге, либо желание поскорее избавиться от читательского труда. Включение в обучающий процесс развивающих заданий и упражнений помогает удерживать внимание таких разных по внутренней установке учеников. Чтобы организовать «зажигательные» уроки литературного чтения, надо рассматривать каждый урок не только в рамках начальной школы, но и в контексте культурных реалий сегодняшнего дня. Этими проблемами сегодня озабочены педагоги и родители, библиотекари и учёные. Одна за другой собираются научные конференции:
«Детская литература и детская книга: актуальные проблемы изучения , преподавания и интерпретации» Ярославль 2002г
«Детская литература и воспитание» Тверь 2004-2007г
«Мировая словесность для детей и о детях» МПГУ ,1995-2008г
Реалия первая
В повседневной жизни авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как было двадцать лет назад. Мы выросли в системе правил и традиций где взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребёнка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт. Сегодня десятилетний человек умеет так обходиться с компьютерами, сотовыми телефонами и прочими « игрушками цивилизации», что взрослый вынужден признать превосходство ребёнка и брать у него уроки по освоению насущного культурного багажа.
Реалия вторая
Современная индустрия досуга взрослых является эквивалентом «субкультуры детства»: в ней смыслы высоких достижений цивилизации специально адаптированы к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу.
Реалия третья
В настоящее время происходит смена универсального канала восприятия информации. Представители книжной культуры привыкли работать со словом. Современные дети больше доверяют изображению и звуку. Письменное слово не является для них непререкаемым авторитетом.
2007год был официально объявлен Годом чтения. В этот период стартовала национальная программа поддержки чтения в России, рассчитанная на 2007-2020 годы. Сегодня чтение становится ценностью как в сфере образования, идеологии, культуры, так и в мире большого бизнеса. 7 сентября 2006г на Московской международной книжной ярмарке прошёл круглый стол «Детская литература до и после Гарри Поттера». На нём открыто прозвучали слова о том, что детская литература после успеха Джоан Роулинг стала прибыльным занятием и пора браться за пропаганду «читающего образа жизни».
Пока запускают пробный национальный проект, пока разные издательства ищут спонсоров для новых книг, надо каждый день выходить к доске и общаться с учениками. На качество общения во многом влияет уверенность в том, что мы можем говорить с детьми на одном языке и можем подготовить такой урок, на котором чтение окажется включённым в значимую для ребёнка деятельность. Мы глубоко уверены, что в детстве чувство всегда предшествует размышлению и является первым учителем. А на чувства ребёнка невозможно повлиять, если не прикоснуться к его душе. Чтобы уроки чтения успешно конкурировали с телевизором и компьютером, учителю начальной школы требуются филологические знания. Которые позволят видеть разные уровни анализа произведения и помогают расширить представления о культуре в целом. Голландский учёный Йохан Хейзинг тонко подметил «За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов».
Реалия четвёртая
Современная книжная продукция для детей строиться по масс-медийному стандарту: подчёркнуто неестественные краски, клишированные образы, ориентирующиеся на мультфильмы и комиксы, быстро сменяющие друг друга кадры, мозаичные сюжеты. Мгновенные пространственные перемещения. Поэтому школьные учебники сделанные под «вчерашнюю» психологию, обманывают ожидания учеников уже в первом классе.
Реалия пятая
Чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика. На фоне более лёгких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентоспособным. Если замкнуть этот процесс рамками школьной дисциплины, то он потеряет всякую привлекательность и превратиться в нудную процедуру по отработке навыка чтения.
Анализ художественного произведения учит мыслить метафорически. Язык масс-медиа (слоганы, клише, цитаты) забивает каналы восприятия и стирает способность мыслить самостоятельно. Метаморфическое мышление позволяет находить смысловые связи там, где плоский взгляд не найдёт ничего общего. Умение развернуть метафору и понять ядро художественного образа обязательно должно дополняться навыком подбора синонимических высказываний, позволяющих свернуть фразу в словосочетание или слово (рассыпать золотые лучи- светить) мы то сворачиваем мысль до формулы, тезиса то расширяем её с помощью аналогий и ассоциаций. Урок в системе Л.В. Занкова формирует ум, душу ученика. Уроки литературного чтения образуют духовную базу личности ребёнка, пробуждают интерес к общечеловеческим ценностям, развивается эмоциональная сфера ребёнка.
Принцип центробежного вращения некого тела вокруг ядра лежит как в основе жизни атома, так и в основе существования галактик. И этот же принцип служит стержнем художественного произведения: мысль автора как бы вращается вокруг некой значимой идеи, которую нельзя до конца исчерпать словами и можно выразить с помощью образа, намёка, символа. Слов всегда меньше, чем выражаемых смыслов,- это ключевое правило организации художественного целого. Наша задача - научиться самим и научить детей считывать скрытые за словом смыслы.
Итог: «Чтение- это «окошко», через которое дети видят мир и познают сами себя.» В. А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74180.jpg)
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-341555-1422007033.jpg)
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-683182-1444563784.jpg)
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО
Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....