Формирование у учащихся патриотизма посредством внеклассных мероприятий и классных часов
статья на тему
Формирование у учащихся патриотизма посредством внеклассных мероприятий и классных часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся патриотизма
посредством внеклассных мероприятий и
классных часов
Галимова Г.А.
учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г. Магадана
Воспитание ( в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико - политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
В. И. Даль в своём словаре даёт следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно существовало из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитывать в ребёнке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) К этой проблеме обращались в педагогике и в последние десятилетия (Н.В. Ипполитова, Л.И. Мищенко, Л.В. Кокуева, А.В. Вырщиков, Г.Х. Валеева). Целостное педагогическое осмысление её приводит к необходимости действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель- формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:
- развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение живой национальной культуры, народного искусства;
- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в роботе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают предпосылки для успешного решения данной проблемы. Многие психологи (Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значения. Поэтому восприятие младшим школьником журчания ручейка, песен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впечатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в душе. По мнению С.П. Баранова, на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у детей. Педагогическое воздействие заключается в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребёнка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определённые педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические юности компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно -мотивационный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углублённое осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, в сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций, организации поисковой работы следопытов.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, что полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, её необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты – это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристко - краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основной теорией патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет и ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов». В традициях народного воспитания – отношения к ребёнку, как к активному существу, который стремиться найти своё место в жизни. По мнению академика Г.Н. Волкова, народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в народном творчестве. Народные традиции сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действий, готовыми мыслями, отображаемыми и отшлифованными в течение тысячелетий. Сила народной педагогики – в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Мой план мероприятий в основе которого лежит воспитание гражданина-патриота включает в себя следующие направления.
Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы; неразрывности с ней, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.(участие в конкурсе рисунков «Русская изба», «Люди Севера», участие в выставке «Новогодние игрушки советского времени», участие в конкурсе сочинений «Магаданская весна» Борышко К., Тхор В.- победители, участие в интеллектуальной игре « По дорогам сказок» Холенко К.- 1место, участие в обл.конкурсе рисунков «Образ Сергия Радонежского», «Вифлеемская звезда», участие в праздновании юбилея школы, участие в соц. проекте «Я, ты, она и он – многонациональный регион», встречи и беседы с тружениками тыла ВОВ, вручение подарков)
Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении родного края, села, региона, области, в знакомстве с шедеврами народной и мировой культуры (посещение школьного и краеведческого музеев, посещение комнаты Боевой Славы в СПЦ, экскурсии по патриотическим местам посёлка, города).
Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучении произведений и творчества местных поэтов и писателей, воспитание музыкальной культуры, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания (участие в смотре песни и строя, в конкурсе стихов «Слава! Армии родной!», «Я солдат, я боец», «Наша Армия родная», «Славим российскую Армию!», еженедельный урок «Кукольный театр»)
Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины (конкурс «А ну-ка, мальчики!», участие в легкоатлетической эстафете, посвящённой 68-ой годовщине Великой Победы, команде уч. 4бкл. вручены кубок и диплом, занявшей 3 место, участие Степаненко А. – 1место, в соревнованиях по боксу, посв. памяти писателя В.С. Вяткина, участие в месячнике «За здоровый образ жизни», беседы волонтёров «Вредные привычки», «Здоровые зубы» и др., «Уроки Айболита», участие в спортивных конкурсах и состязаниях, участие в акции «Брусничка»
Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края (участие в областном конкурсе «Сохраним природы очарование», Бендюк В. 1б кл.- диплом и ценный подарок, участие в городском конкурсе «Птичья столовая» Мастерских Н. – грамота и подарочный сертификат, участие в городской конференции «Мы открываем мир» Коновалов Д.- диплом, участие во Всероссийском игровом конкурсе «Человек и природа» Полковенко Я. – 1место по школе, 6-ое в регионе, участие в эколого-математическом конкурсе, участие в Международных Олимпиадах по предмету: окружающий мир, участие в школьной олимпиаде «От Земли до неба» Кабашная Р., Холенко К.- 1место, Краснова С. – 2место, проект «Мои домашние питомцы» и др.)
Трудовое воспитание выступает как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков, потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, выполнение принятых в обществе трудовых норм (участие в творческом конкурсе «Золотые руки Колымы» Холенко К.- 4б кл.- грамота и ценный подарок, кл. час «Профессия моей мамы», «Уход за школьной формой», «Учебный труд – твоя работа», рейды «Содержи в порядке книжки и тетрадки», и др.)
Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи (участие в поселковом празднике «День матери» в СПЦ, Новогодний праздник с участием родителей, конкурс «Мисс Дюймовочка», кл. час «История моей семьи», «Под крышей дома моего», выставка рисунков «Портрет моей мамы», проект «Моя семья» и др.)
Гражданско-патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных традиций, обычаев (участие в конкурсе сочинений «Мой папа в армии», в конкурсе рисунков «Защитники Отечества», участие в тематических месячниках и неделях военно-патриотического воспитания, праздник «Посвящение в первоклассники», Участие в городской акции «Милосердие», кл. часы «День Конституции», «День народного единства», «Дорога жизни», беседа волонтёров «Права и обязанности» , проект «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа» и др.)
Личное участие классного руководителя в мероприятиях играет немаловажную роль в воспитании патриотизма у учащихся, поэтому я не только разрабатываю сценарии и репетирую с детьми, но принимаю посильное участие в социокультурной жизни школы, посёлка, города. Выступала с докладом на МО учителей нач. кл. «Духовно-нравственное воспитание школьников», активно участвовала в реализации соц. проекта «Я, ты, она и он – многонациональный регион», принимала участие в разработке мастер-класса для участников 2 Фестиваля добровольческих команд, проходившем в г. Владивостоке, выступала с докладом «Роль наследия преподобного Сергия Радонежского в воспитании младших школьников» на 14 областных Рождественских образовательных чтениях, участвовала в методической неделе «Дорогой здоровья – в третье тысячелетие», принимала участие в чествовании ветеранов ВОВ и тружеников тыла, проживающих на территории посёлков Сокола и Уптара и т.д.
Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой и постоянно помня, что патриотами не рождаются – ими становятся.
Использованная литература:
Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1999.
Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка. М. 2006.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. 1971.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М. 1946.
Философский словарь/ Под ред. М.М. Розенталя. М. 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО классных руководителей" Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий в 1 классе" (2010 -2011учебный год )
Доклад на ШМО классных руководителей...
«Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» Методическая разработка классного часа в начальной школе
"Разговор о правильном питании"Цель:- познакомить с понятиями: "полезные продукты", "аппетит", "витамины";- научить различать полезные и вк5усные продукты...
Внеклассные мероприятия и классные часы"
Внеурочнае занятие «Родительские достижения…»...
Внеклассные мероприятия и классные часы"
Классный час "День матери"...
Выступление на педагогическом совете.Из опыта работы. Воспитание гражданственности, патриотизма на внеурочных занятиях, мероприятиях и классных часах.
Обобщение опыта....
Внеклассные мероприятия и классные часы
Внеклассные мероприятия и классные часы...
Внеклассные мероприятия и классные часы
Внеклассные мероприятия и классные часы....