Программа курса внеурочной деятельности "Школьные традиции"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как его непрерывное совершенствование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnye_traditsii.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № ___
от «____» _____________ 2014 года
Председатель педсовета
___________________ И.В. Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОО
Направление: социальное
тематическая
(тип программы)
клуб
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
Школьные традиции
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
6,5 – 11 лет
(возраст обучающихся)
Елена Викторовна Казенкова
(Ф.И.О. педагога)
"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".
С. Харрисон
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как его непрерывное совершенствование.
Цель программы
Формирование таких качеств как взаимодействие с другими людьми, любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, станицы на основе формирования традиций в своем классном коллективе, изучения традиций своей семьи, литературы и культурного наследия своего народа.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- создание и поддержка детского коллектива, формирование классных традиций для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
- содействие сплочению коллектива и связи с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
- формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, краеведческая.
Программа опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход, формирование универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
Срок реализации программы – 4 года.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс. Программа разработана с учетом учебного и каникулярного времени и предполагает её реализацию в форме интенсивов.
Программа состоит из 9 тематических блоков:
- Сентябрь - "Моя Родина - моя судьба".
- Октябрь - "Страницы истории родной станицы".
- Ноябрь - "Семь + я".
- Декабрь - "Город будущего".
- Январь - "Культурное наследие".
- Февраль - "Старшее поколение".
- Март - "Мы - будущее нашей страны".
- Апрель - "В гармонии с природой".
- Май - "С любовью к Родине".
Каждый блок программы направлен на формирование жизненных ценностей: продуктивное общение, созидающий труд, ответственность за себя и других, стремление к самосовершенствованию, укрепление здоровья и др.
Данная программа реализуется классным руководителем. В подготовке и реализации задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с образовательными и другими учреждениями социума
Связь содержания программы с учебными предметами
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией)
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.). Культура народов России («добро и зло», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела | – экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.; –беседа «Дом, где живет уважение»; – ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями; – осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их; – ролевые игры; – туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам безопасного поведения |
Окружающий мир – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории. Культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий | – беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»; – просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации; – экскурсии и путешествия «Герои Великой Отечественной войны – чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда» – встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться |
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п. Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы. Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов Получение трудового опыта в процессе учебной работы Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца. Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания. Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов. Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Презентация своих учебных и творческих достижений | - изготовление подарков; - клуб интересных встреч; - работа творческих мастерских; - составление сборника стихов «Времена года»; организация Города Веселых мастеров; - мини проекты |
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. – сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п | – экскурсии в музеи, парки; -экскурсии по улице, станице, к Кубани; - заочные путешествия; - беседы о родной природе |
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ. Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности. Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека | - посещение театров, филармонии, Дома художника; - конкурсы рисунков; - фотовыставки |
Физичекая культура – развитие силы, ловкости, обучение строевым упражнениям | - смотр строя и песни; - спортивные игры; - спортивные праздники |
II. Тематический план программы
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
все го | ауди торных | вне ауди торн | ||||
1 | «Моя Родина – моя судьба» | Беседа «Распорядок дня» | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник летних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
2 | «Страницы истории родной станицы» | Практическая работа «Безопасный маршрут «Дом - школа» | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность | |
Познавательное путешествие «Мы этого раньше не знали» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 1 | 1 | |||
3 | «Семь + я» | Чтение рассказа «Мама» Ю. Яковлева | 1 | 1 | Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник осенних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
4 | «Город будущего» | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год» | 2 | 2 | ||||
Итого: | 3 | 1 | 2 | |||
5 | «Культурное наследие» | Беседа «Художники Кубани» | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Мастер – класс у художника «Я рисую облака» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 2 | ||||
6 | «Старшее поколение» | Беседа «Я горжусь своим отцом» | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии | |
Поделка своими руками «С добрым утром, ветераны!» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 1 | 1 | |||
7 | «Мы – будущее нашей страны» | Беседа « Кто я? Какие мы?» | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник зимних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
8 | «В гармонии с природой» | Изготовление костюмов к сказке «Репка» | 2 | 2 | Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Репетиция спектакля | 1 | 1 | ||||
Спектакль «Репка» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 4 | 4 | ||||
9 | «С любовью к Родине» | Конкурс чтецов. Стихи о Родине | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник весенних именин-ников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 5 | ||||
Всего за первый год: | 33ч | 6 ч. | 27 ч. |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
все го | ауди торных | вне ауди торн | ||||
1 | «Моя Родина – моя судьба» | Встреча со старшеклассниками «Законы школьной жизни» | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник летних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
2 | «Страницы истории родной станицы» | Беседа «Правила безопасности» | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность | |
Экскурсия по станице Варениковской | 2 | 2 | ||||
Итого: | 3 | 1 | 2 | |||
3 | «Семь + я» | Творческая мастерская «Подарок Маме» | 1 | 1 | Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник осенних именин-ников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 5 | ||||
4 | «Город будущего» | Конкурс рисунков «Если бы у меня была волшебная палочка» (мечты о школе) | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год» | 2 | 2 | ||||
Итого: | 3 | 3 | ||||
5 | «Культурное наследие» | Встреча с композитором и поэтом станицы В.Н. Фартушней | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Конкурс песен и стихов В.Н. Фартушней | 2 | 2 | ||||
Итого: | 3 | 1 | 2 | |||
6 | «Старшее поколение» | Беседа «Мои именитые родственники» | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии | |
Поделка своими руками ко Дню защитника Отечества | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 1 | 1 | |||
7 | «Мы – будущее нашей страны» | КТД «Что такое сам?» | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник зимних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
8 | «В гармонии с природой» | Изготовление костюмов к сказке «Теремок» | 1 | 1 | Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Репетиция спектакля | 1 | 1 | ||||
Спектакль «Теремок» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 3 | 3 | ||||
9 | «С любовью к Родине» | Конкурс стихов собственного сочинения о родном крае | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник весенних именин-ников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 5 | ||||
Всего за второй год: | 34 ч. | 5 ч. | 29 ч. |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
все го | ауди торных | внеауди торн | ||||
1 | «Моя Родина – моя судьба» | Клуб интересных встреч | 1 | 1 | Проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник летних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
2 | «Страницы истории родной станицы» | Конкурс презентаций «В честь кого названа моя улица» | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Проектная деятельность | |
Династии учителей в нашей школе. Конкурс наработок | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 2 | ||||
3 | «Семь + я» | Творческая мастерская «Подарок маме» | 1 | 1 | Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания | |
КТД «Праздник осенних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 5 | ||||
4 | «Город будущего» | Беседа «Мои добрые дела» | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение упражнений на развитие воображения | |
Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 1 | 1 | |||
5 | «Культурное наследие» | Наши классные традиции | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Итого: | 1 | 1 | ||||
6 | «Старшее поколение» | Изготовление поделок ветеранам. Поздравление ветеранов | 2 | 2 | Прослушивание и разучивание песен и стихов, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Итого: | 2 | 2 | ||||
7 | «Мы – будущее нашей страны» | Клуб интересных встреч | 1 | 1 | Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник зимних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
8 | «В гармонии с природой» | Красная книга Кубани | 1 | 1 | Проектная деятельность; экологический десант к реке Кубань с целью очищения от мусора её берегов | |
Экологический десант | 2 | 2 | ||||
Итого: | 2 | 2 | ||||
9 | «С любовью к Родине» | Экскурсия по краю | 6 | 6 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии | |
КТД «Праздник весенних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 10 | 10 | ||||
Всего за третий год: | 34 ч. |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, модулей, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
все го | ауди торных | вне ауди торн | ||||
1 | «Моя Родина – моя судьба» | Экскурсия на вулкан «Шуго» | 2 | 2 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность | |
КТД «Праздник летних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 6 | 6 | ||||
2 | «Страницы истории родной станицы» | Экскурсия в краеведческий музей СОШ №58 | 1 | 1 | Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии | |
Итого: | 1 | 1 | ||||
3 | «Семь + я» | КТД «Милой мамочке» | 2 | 2 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
КТД «Праздник осенних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 6 | 6 | ||||
4 | «Город будущего» | Конкурс сочинений «Какой будет наша станица через 10 лет» | 1 | 1 | Презентация собственных сочинений. Изобразительная деятельность. Проектная деятельность. Прослушивание и разучивание песен и стихов | |
Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год» | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 2 | ||||
5 | «Культурное наследие» | Дружная семья. Мой класс – вторая семья | 1 | 1 | Характеризовать по- нятие «дружная семья». Оценивать свой вклад в поддержание дружеских отношений дома и в школе. Моделировать ситуации дружелюбного отношения друг к другу | |
Итого: | 1 | 1 | ||||
6 | «Старшее поколение» | Копилка добрых дел | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Открытка ветерану своими руками | 1 | 1 | ||||
Итого: | 2 | 2 | ||||
7 | «Мы – будущее нашей страны» | Беседа «Главная книга страны» | 1 | 1 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; выполнение упражнений на концентрацию внимания | |
КТД «Праздник зимних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 5 | 1 | 4 | |||
8 | «В гармонии с природой» | Экологический десант | 2 | 2 | Экологический десант к реке Кубань и роднику с целью их очищения от мусора | |
Экскурсия к роднику «Щелоков» | 2 | 2 | ||||
Итого: | 4 | 4 | ||||
9 | «С любовью к Родине» | Экскурсия по краю, району | 2 | 2 | Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения | |
Конкурс стихов собственного сочинения о родном крае | 1 | 1 | ||||
КТД «Праздник весенних именинников» | 4 | 4 | ||||
Итого: | 7 | 7 | ||||
Всего за четвертый год: | 34 ч. |
III. Содержание программы
«Моя Родина - моя судьба»
Режима дня. Права и обязанности школьника. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Традиции школы. Как вести себя в походе.
Практическая часть. Составление режима дня. Игры, викторины, конкурсы на формирование первичного детского коллектива.
«Страницы истории родной станицы»
Правила дорожного движения. Правила поведения дома. Знакомство с историей города. Развитие внимание, мышления, развитие речи.
Практическая часть. Составление плана безопасного маршрута, по которому ребенок идет в школу. Занятие на пешеходном перекрестке. Встреча с сотрудниками полиции. Игры и упражнения на развитие внимания, мышления, речи.
«Семь + я»
Разучивание стихов, работа над выразительным чтением. Воспитание бережного отношения к матери.
Практические занятия: разучивание песен, пословиц о маме, работа с соленым тестом, выставка рисунков «Портрет моей мамочки». Праздник «Милая мама».
«Город будущего»
Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Беседа: хорошие и плохие черты и поступки. Чувства товарищества, взаимовыручки. Рассказы о добрых делах, которые сделали ребята для своих близких, друзей. Беседа о сохранности школьного имущества, учебников.
Практические занятия: дежурство в классе, помощь в школьной библиотеке (протереть пыль, ремонт книжек, уход за цветами). Конкурс рисунков и сочинений о школе. Подготовка номера художественной самодеятельности и костюмов для школьного праздника.
«Культурное наследие»
Занятие в музее ИЗО «Художники Кузбасса». Познакомить ребят с произведениями художников Кузбасса. Знакомство с терминологией и художественными жанрами.
Практические занятия: посещение музея ИЗО, Дома художников. Мастер – класс у художника. Создание пейзажа.
«Старшее поколение»
Чтение и обсуждение книги А.П. Гайдара. Выставка книг об армии. Заготовка текста поздравления. Беседа с детьми о родителях, служивших в рядах Российской Армии. Воспитание любви к своему Отечеству.
Практические занятия: выпуск газеты со старшеклассниками «Шел солдат по улице», работа со словарем над понятиями «ветеран», «Отечество», изготовление поздравительной открытки для ветеранов. Спортивный праздник с участием пап и приглашением дедушек, ветеранов войны и труда.
«Мы - будущее нашей страны»
Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Портфолио ученика. Работа с литературными источниками (чтение или пересказ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»). Анкета «Как я отношусь к людям» [7. c.30]. Выработка правил поведения в классе. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. Беседа о правах ребенка.
«В гармонии с природой»
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке. Самостоятельный поиск пословиц и поговорок о народных приметах, народные приметы о плохой и хорошей погоде. Изготовление костюмов. Продолжение сказки: рассуждение детей на вопрос «Что нужно, чтобы вырастить большую репку?»
«С любовью к Родине»
Знакомство с историей родных мест. Знание правил поведения на улице, в автобусе. Практические занятия: конкурс стихов собственного сочинения и создание сборника стихов «С любовью к краю», экскурсии, конкурс рисунков на асфальте в школьном дворе «Цветной мелок». Лучшие рисунки сфотографировать и сделать выставку для дошколят ко Дню станицы.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы
Формирование качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формирование представлений о том, что настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Знать:
- права и обязанности школьника;
- правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
- о роли труда в жизни человека;
- различные профессии;
- сказки, стихи, песни.
Понимать:
- необходимость соблюдения различных правил;
- различие хороших и плохих поступков;
- значимость правильного поведения в обществе;
- соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
- необходимость трудиться;
- что каждую работу нужно доводить до конца;
- что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению
Уметь:
- рассказать о традициях своего классного коллектива;
- контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
- признавать собственные плохие поступки;
- разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
- мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
- работать над проектами;
- с помощью слова убедить оппонента;
- проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.) самостоятельно читать книги, участвовать в концерте.
Делать:
- вести подвижный образ жизни;
- посещать музеи, библиотеки, театры;
- добровольно участвовать в экологических акциях;
- рисовать плакаты;
- выражать свою личность в различных видах творчества;
- стараться быть полезным людям;
- участвовать в трудовых акциях;
- соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе;
- проводить мероприятия в подшефном классе;
- осуществлять что – то полезное для себя и своих родных;
- страничку своего портфолио.
V. Формы контроля
- Участие в общешкольных, районных мероприятиях (тематические конкурсы);
- Участие в социально-значимых проектах;
- Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
- Беседы, мини-сочинения, проекты по результатам экскурсий
Средства контроля:
- -диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;
- -анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);
- -методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);
- -изучение самооценки личности младшего школьника;
- -методика определения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);
- -проектная методика «Автопортрет»;
- -конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- -социометрия;
- -изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А. А. Андреева;
- -определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;
- -методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);
- -диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной)
VI. Методические рекомендации
Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы ни увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…
Для реализации программы «Школьные традиции» рекомендуется собирать портфолио учащихся.
В основу портфолио можно взять высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».
Следует отметить, что создаваемое портфолио содержит не только информационный материал. К каждой теме собираются фотографии, иллюстрации, рисунки, а также исследовательский и практический материал. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.
Проведение бесед и мини-сочинений помогает систематизировать знания, определить значимость работы индивидуально для каждого учащегося
Определить результативность работы помогут диагностики:
Приложение 1
Диагностическая программа
изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
| |
| 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других 2 – любит и бережет природу 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя 0 – природу не ценит и не бережет |
| 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим 2 – интересуется историческим прошлым 1 – Знакомится с историческим прошлым при побуждении старших 0 – не интересуется историческим прошлым |
| 3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других 2 - находит дела на службу малому Отечеству 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей 0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
| 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса 1 – в делах класса участвует при побуждении 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает |
Отношение к умственному труду | |
| |
| 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное 2 – сам много читает 1 – читает при побуждении взрослых, учителей 0 – читает недостаточно. На побуждения учителя не реагирует |
| 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим 2 - стремится учиться как можно лучше 1 – учится при наличии контроля 0 – плохо учится даже при наличии контроля |
| 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей 2 - есть любимое полезное увлечение 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя 0 – во внеурочной деятельности не участвует |
| 3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам 2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно 1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем 0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет |
Отношение к физическому труду | |
| |
| 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет |
| 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен 1 – трудится при наличии контроля 0 – участия в труде не принимает |
| 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других 2 - бережет личное и общественное имущество 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества |
| 3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам 1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве 0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться |
Отношение к людям | |
| |
| 3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников 2 - уважает старших 1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве 0 - не уважает старших, допускает грубость |
| 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость 2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам 1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших 0 – груб и эгоистичен |
| 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других 2 - сочувствует и помогает слабым, больным 1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 – неотзывчив, иногда жесток |
| 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми 1 – не всегда честен 0 – не честен |
Отношение к себе | |
| |
| 3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей 1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других 0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать |
| 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других 1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля 0 – нормы и правила не соблюдает |
| 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела 1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле 0 – начатые дела не выполняет |
| 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках 1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках 0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках |
Приложение 2
1-2-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я люблю мечтать * мне интересно находить ответы на непонятные вопросы * мне нравится выполнять домашние задания * я стремлюсь получить хорошие отметки | |||
2. ТРУДОЛЮБИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я помогаю другим в делах и сам обра- щаюсь за помощью * мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу * мне нравится дежурство в школе | |||
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ: * к земле * к растениям * к животным * к природе | |||
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ * я выполняю правила для учащихся * я добр в отношениях с людьми * я участвую в делах класса и школы | |||
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ: * я аккуратен в делах * я опрятен в одежде * мне нравится все красивое вокруг меня * я вежлив в отношениях с людьми | |||
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ: * я управляю собой * я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой * у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 1-2-х классов
Сводный лист
данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п | Фамилия, имя | Любо знате льность | Трудолюбие | Бережное от ноше ние к природе | Мое отношение к шко ле | Красивое в моей жизни | Как я отношусь к себе | Сред ний балл | Уро вень воспи танности |
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель _____________________
3-4-е классы
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ: * мне интересно учиться * я всегда выполняю домашнее задание * я люблю читать * мне интересно находить ответы на не- понятные вопросы *я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
2. ПРИЛЕЖАНИЕ: * я старателен в учебе * я внимателен * я самостоятелен * я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью * мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ * я берегу землю * я берегу растения * я берегу животных * я берегу природу | |||
4. Я И ШКОЛА * я выполняю правила для учащихся * я выполняю правила внутришкольной жизни * я участвую в делах класса и школы * я добр в отношениях с людьми * я справедлив в отношениях с людьми | |||
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ * я аккуратен и опрятен * я соблюдаю культуру поведения * я забочусь о здоровье * я умею правильно распределять время учебы и отдыха * у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
- у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 3-4-х классов
Сводный лист
данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№ п/п | Фамилия, имя | Любозна тель ность | Прилежание | Отношение к при роде | Я и школа | Прек рас ное в моей жизни | Сред ний балл | Уро вень воспи танно сти |
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата __________ Классный руководитель ___________________
VII. Описание материально-технического
обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
Для учителя: 1.Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г. 2.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г. 3.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 1983 г. 4.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г. Для учащихся: 1.Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г. 2.Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г. 3.Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г. 4.Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г. 5.Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002 6.Кубань в Великую Отечественную…1941-1945гг., Краснодар, 7.Лотышев И.В. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2004 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
| ||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой | 1 | |
Детские книги разных типов из круга детского чтения. | 1 | |
| ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов, картинок | 1 | |
Магнитная доска | 1 | |
Телевизор | 1 | |
Видеоплеер | 1 | |
Мультимедийный проектор | 1 | |
Экспозиционный экран | 1 | |
Компьютер | 1 | |
Принтер лазерный | 1 | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | 5 | |
5. Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры, викторины | 13 | |
6. Оборудование класса | ||
Ученические двухместные столы с комплектом стульев | 15 | |
Стол учительский с тумбой | 1 | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | 4 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей начальных классов от «___» августа 2014 г. №___ _____________ Е.В. Казенкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ В.М. Лемтюгова «___» ____________ 2014 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс
Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...
Программа по внеурочной деятельности "Традиции донского казачества"
Программа предназначена для проведения занятий в 3-4 классахпериод обучения: 2 года....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники и традиции народов России"
Рабочая программа составлена для 3Б класса...
Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "
Современные подходы к школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...