Развитие учебно-познавательной деятельности в начальной школе
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Развитие учебно-познавательной деятельности в начальной школе
Выполнила: учитель начальных классов
Наприенко О.А.
Февраль
2013 год
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Учебно-познавательная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий при условии личной активности учащегося. Она предусматривает заинтересованность обучающегося в получении новых знаний, его активное участие в овладении ими.
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Задача учителя, формирующего познавательный интерес: быть внимательным к каждому ребенку;
уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.
Познавательный интерес не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Поэтому перед учителем начальных классов стоит 4 важных условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию укреплению познавательного интереса учащихся: первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся; второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом; эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие; четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе, эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив».
В первый класс приходят дети разные по уровню подготовки. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив. В начальной школе ещё только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. И только от нас зависит, будет ли ребёнок погружаться в мир знаний с большим интересом. Путями развития интереса на уроке являются:
-Новый неизвестный материал
-Самостоятельная работа
-Проблемное обучение
-Творческие работы
-Занимательный игровой материал
Помогают в создании такой учебной среды разнообразные способы активизации познавательной деятельности:
-игровые формы, методы и приёмы обучения
-самостоятельные работы
-проблемные ситуации
-нетрадиционные формы учебных занятий
-проектно-исследовательскую деятельность и современные образовательные технологии.
Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса, технических средств, которыми располагает учитель.
Любимой формой деятельности младших школьников является игра. Игровые формы разнообразны и применять их можно на любом предмете:
1)настольные
2)дидактические
3)сюжетно-ролевые
4)игры-путешествия
5)интеллектуальные
Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряд условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логически рассуждать. Кроссворды используем как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
При поведении дидактической игры стараемся выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё весь класс. Очень нравятся детям игры с мячом при изучении табличных случаев умножения и деления или проведения устного счёта.
Сюжетно-ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов. Учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.
Ещё большую активность наблюдаем при использовании интеллектуальных игр. Даём им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Чтобы активизировать познавательную деятельность, используем проблемные ситуации.
Побудить учащихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока.
Большое внимание уделяем организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, используем подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываем последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.
Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса.
Поэтому одна из предпосылок учебной деятельности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.
Прием “Найди красивые…”
Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.
Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ДОКУМЕНТ- КАМЕРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИУЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ очень актуальный материал....
Развитие учебно-познавательных и творческих способностей детей на уроках в начальной школе
Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития о...
«Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно –познавательной компетентности учащихся в процессе изучения предметов начальной школы»
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном са...
презентация по теме "Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий на уроках в условиях ФГОС"
презентиция по теме "...
Презентация по теме:«Развитие учебно-познавательных действий через систему развивающих заданий в начальной школе на уроках русского языка в условиях ФГОС».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно н...
Развитие видов речевой деятельности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Мой опыт на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....