Исследовательская работа младших школьников на уроках математики
статья на тему
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_rabota_v_nach_klassakh.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа младших школьников на уроках математики
По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
- знакомство с проведением учебных исследований
- развитие творческой исследовательской активности
- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
- ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, на уроках математики, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства. Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и осуществимо через дополнительное образование: защиту проектов и рефератов, учебно-исследовательскую, поисково-творческую деятельность. Хочу остановиться более подробно об исследовательской работе на уроках математики.
Как организовать исследовательскую работу на уроке?
С 1 года обучения практические работы познавательного характера провоцируют и организуют исследовательское поведение учащихся: рассматривание и сравнение объектов, как с привлечением разных органов чувств, так и с помощью инструментов – линейки, циркуля. Такой вид работы развивает у детей творческий интерес.
Например: в первом классе при сравнении значений величин, на весах ставится два разных пакета с крупой. В тетрадях имеются соответствующие им два отрезка. Далее ставится уровнять имеющиеся две величины. Дети говорят о двух возможных способах уравнивания: надо либо приравнять первую величину ко второй, либо наоборот. Путем выполнения нужных операций, путем исследований дети сравнивают, отливают и уравнивают два пакета. В конце урока через свои опыты приходят к правильному ответу.
В любом курсе математики начальной школы изучению таблицы умножения уделяется большое внимание. Известно, как порой скучно и утомительно ученикам заучивать табличные случаи. При этом учителя сталкиваются с тем, что их ученики с разной скоростью запоминают табличные случаи. Одни учащиеся осваивают таблицу умножения легко и быстро. Им интересна любая деятельность, связанная со знакомством и выполнением табличного умножения. Другие, в силу своих индивидуальных особенностей, затрачивают гораздо больше времени на заучивание и запоминание таблицы умножения.
Как можно и нужно провести процесс изучения и запоминания таблицы умножения интересным и не скучным для любого школьника?
Этот вопрос всегда волнует большинство учителей начальных классов. У всех разные подходы к этому важному вопросу.
Большая и интересная исследовательская работа проводится при изучении таблицы умножения в третьем классе. По учебнику математики А.М. Захаровой изучение таблицы начинается с числа 9, так как здесь много интересных и запоминающихся моментов.
Числа в десятке при умножении каждого числа увеличиваются по одному: 0-1-2-3-4-5-6-7-8.
9х1= 9 9х2=18 9х3=27 9х4=36 9х5=45 и т.д.
А числа в единице уменьшается: 9-8-7-6-5-4-3-2-1,
9х1= 9 9х2=18 9х3=27 9х4=36 9х5=45 и т.д.
На это необходимо и нужно обратить внимание обучающихся.
Если сложить полученные в ответе числа - получится 9.
9х1=9=0+9=9; 9х2=18=1+8=9; 9х3= 27=2+7=9; 9х4=36=3+6=9 и т.д.
Каждый раз, делая своё «открытие», дети с радостью, с интересом включаются в процесс исследования. При такой работе качество и скорость запоминания таблицы умножения значительно возрастает. Всем полезно, и детям, которым нужно выучить таблицу умножения и родителям, которым надо контролировать изучения таблицы. Просто и доступно.
Приведу еще несколько тем задач-исследований, которые позволяют учителю оптимизировать уроки математики: исследование числа, исследование ряда чисел, исследование суммы, исследование разности, исследование произведения, исследование частного.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное - заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность может активизировать процесс развития творческих способностей. Творческие способности - это системное проявление личностных качеств, способность личности создавать новое, принимать нестандартные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого...
«Организация проектной деятельности и исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Сообщение из опыта работы учителя...
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...
Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе к...
Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики
Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...
Исследовательская работа младших школьников на уроках математики
Исследовательская работа младших школьников на уроках математики...
Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...