Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
проект на тему
Проект
«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
safiullinafr_zadanie.docx | 44.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Выполнила:
Сафиуллина Фарзия Рашидовна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №30 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка
1. Тема и цель проекта актуальны и значимы, соответствуют требованиям образовательной программы
Тема и цель проекта актуальны и значимы, соответствуют требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой основной образовательной программы начального общего образования предусматривает включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.
В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий.
В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
2. Проект представлен целостно, определены его задачи, общий замысел, риски и т.д.
Актуальность данного проекта определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к учению.
Проект актуален для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития образовательного учреждения и разработан с учетом образовательной среды школы:
- Школьное научное общество учащихся.
- Компьютерный класс.
- Школьная библиотека.
- Занятия внеурочной деятельности.
- Школьная научно- практическая конференция.
Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебно-методический комплекс, направленный на формирование у школьников исследовательских навыков в зависимости от их образовательных планов.
Новизна проекта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.
Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. . Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение по данному учебно – методическому комплексу ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.
Цель проекта: включение учащихся начальной школы в учебно-исследовательскую работу в зависимости от их образовательных планов.
Задачи проекта:
- Выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении русского языка, математики, окружающего мира в начальных классах;
- Проанализировать учебники начальной школы на наличие в них заданий исследовательского характера;
- Подобрать задания исследовательского характера по основным предметам, рассчитанные на младших школьников;
- Разработать учебно-методический комплекс для включения младших школьников в учебно - исследовательскую работу;
- Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
- изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
- анализ нормативных документов об образовании;
- анализ учебников и образовательной программы для 1- 4 классов;
- наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
- анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
- обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
- успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
- формирование ОУУ;
- рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного результата.
Объект исследования: процесс обучения в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза: систематическое использование в процессе обучения различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников и их мотивационных интересов.
3. «Продукт» проекта для предъявления его окружающим
Продукт проекта: учебно-методический комплекс
- Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь».
- Брошюра: «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников».
- Карточки-помощники.
- Электронный банк исследовательских работ обучающихся.
Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:
- обученность детей;
- соответствие стандарту (нормативные требования);
- соответствие социальным запросам и ожиданиям;
- соответствие личностным запросам школьника и его родителей.
Основная часть.
Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.
Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.
Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:
Такими специфическими умениями являются:
- анализ проблемной ситуации;
- целеполагание;
- формулирование вопросов;
- планирование действий;
- отбор необходимой информации;
- логические умения;
- умение строить гипотезы и делать выводы;
- рефлексия;
- самоконтроль, самооценка и др.
Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.
Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.
Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы. В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:
- низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
- низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся.
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учеников, которую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.
Основными подходами в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников стали:
- учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности;
- создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика;
- формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности;
- понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
- взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Проведение учебных исследований рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс – исследования проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
- Созданы условия для возможности школьникам действовать самостоятельно, т.е. пробовать себя в разных культурных формах:
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.
Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй класс ориентирован:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
- развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;
Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
Третий и четвертый классы будут ориентированы:
- на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;
- на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;
- на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.
5.Методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями в процессе работы над проектом:
- метод доверия - развивается вера в свои силы;
- метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
Технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта:
Стадии | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания | |||
1.Выбор проблемы (темы) проекта Поиск проблемы. Выбор и обоснование проекта | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. | Обсуждение и принятие общего решения по теме. Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения. Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами. | |
2.Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта. | Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Вместе с учащимися проводит эту работу. | Каждый ученик выбирает себе подтему. Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) | |
2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности) | |||
2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы | Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная | Участие в разработке заданий для младших, определение сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов | |
2.2. Планирование технологического процесса | Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей | Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, применение коллективного решения проблем и т.п. | |
2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности | Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям | В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. | |
3. Технологическая стадия (осуществление деятельности) | |||
3.1. Организация рабочего места | Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда | Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости. | |
3.2. Выполнение технологических действий | |||
3.3. Моделирование | |||
4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов) | |||
4.1. Оформление результатов | Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность | Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами. | |
4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов | Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д. | Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их | |
4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом. | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки | Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия |
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
6.Технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов:
Презентация (защита) - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но, как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
На защиту должны быть приглашены эксперты: учащиеся старших классов, члены школьного научного общества, родители.
Подведение итогов – завершающий этап защиты. Учащиеся должны получить оценку за свою работу.
Использованные источники
- Бычков А.В. Учебно-исследовательская работа в современной школе. - М., 2016г.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2009г. № 9.
- Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2008г.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Учебно-исследовательская работа младших школьников
Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...
Педагогический проект «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Обобщение педагогического опыта....
«Организация проектной деятельности и исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Сообщение из опыта работы учителя...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...