Программа Дарить радость
рабочая программа на тему
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.
Психологическое развитие школьников, как путь педагогической поддержки, предполагает становление самобытного личностного образа и безопасного взаимодействия с людьми, природой и культурой через адаптацию, социализацию, саморегуляцию и самовоспитание личности.Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.
Психологическое развитие школьников, как путь педагогической поддержки, предполагает становление самобытного личностного образа и безопасного взаимодействия с людьми, природой и культурой через адаптацию, социализацию, саморегуляцию и самовоспитание личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_darit_radost.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской федерации
Департамент образования г. Иркутска
Программа
«Дарить радость»
Уроки психологического развития.
Психолого – педагогическое сопровождение учебной деятельности учащихся начальных классов.
Авторы программы:
Киселёва А.Н. Павлушина Н.И.
г. Иркутск 2011 г.
Содержание:
- Пояснительная записка к программе «Дарить радость».
- Основные требования к программе «Дарить радость».
3. Психофизиологические и организационно-деятельностные причины нарушения учебной деятельности:
- Виды нарушений учебной деятельности:
- Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
- Организационно-деятельностные причины
- Содержание курса уроков психологического развития «Дарить радость».
5. Приоритетные направления развития по возрастным категориям:
- Приоритетные направления развития
- Возрастные особенности
- Возрастные возможности развития самостоятельности
- Тематическое планирование учебного материала.
7. Планируемые результаты освоения программы
- Список литературы, использованной при разработке программы.
ПРОГРАММА
«ДАРИТЬ РАДОСТЬ»
УРОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом.
Психологическое развитие школьников, как путь педагогической поддержки, предполагает становление самобытного личностного образа и безопасного взаимодействия с людьми, природой и культурой через адаптацию, социализацию, саморегуляцию и самовоспитание личности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных действий, что, в свою очередь, обеспечивает лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологического базиса обучения, обладающего внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и эффективное, самостоятельное приобретение знаний. Психологические знания формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся. Обучение школьников различным психологическим умениям позволяет не только развивать когнитивный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности, т.е. его мировоззрения.
Цель программы «Дарить радость» - помочь ученику в освоении учебной деятельности, как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия.
- Развитие познавательных процессов и формирование положительной учебной мотивации.
- Активизация мозговой деятельности и познавательной активности.
- Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
При разработке программы «Дарить радость» использованы теоретические и практические материалы психологов-исследователей: Н.П. Локаловой, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, Д.А. Глазунов, О.Л. Романова, Л.В.Строганова и другие.
Концептуальной особенностью данного курса является восполнять пробелы развития компонентов школьной готовности:
- все уроки носят творческий характер, на них используются самые разнообразные методы и прежде всего игровые
- сложные психологические понятия раскрываются простым доступным языком в диалоге с детьми или в поисковых, проблемных ситуациях.
- в основу занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе.
- структура занятий включает кинезиологические упражнения, успешно используемые для коррекции школьных трудностей учащихся 1 – 4х классов.
Уроки психологического развития могут быть эффективными только при условии их систематического проведения (как минимум один раз в неделю). Материал рассчитан на 34 урока в год, по 40 минут в каждой возрастной группе. Занятия желательно проводить в группах по 10 – 12 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы проводить подвижные игры.
По своей структуре урок делиться на вводную часть, основную и заключительную.
- Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
- Задания для основной части урока подбираются с учетом их направленности на освоение дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе, используя принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от 1 кл к 4-му).
- Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.
Психофизиологические и организационно-деятельностные причины
нарушения учебной деятельности
Первые причины непосредственно относятся к проблемам ученика, проблемам школьной готовности, вторые – к способам организации деятельности на уроке со стороны учителя.
Виды нарушений учебной деятельности:
I. Отвлекаемость; эмоциональная подвижность; «выпадение» из деятельности на уроке.
Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
- Уход от деятельности – это уход во внутренний план, игровое фантазирование. Ребенок «отсутствует» на уроке, не слышит адресованных к нему вопросов и указаний учителя, не выполняет заданий. Ребенок погружен в себя, свой внутренний мир. Это продолжение игрового, дошкольного образа жизни в школьном возрасте, поэтому его поведение инфантильно. У ребенка не формируются типичные для младшего школьного возраста формы общения со взрослыми. Предлагаемые задания выполняет по своему усмотрению, не стремясь к точному выполнению. Присуща склонность к фантазированию в виде художественно-образного подхода к занятиям, в предпочтении заданий на свободу творчества.
Рекомендации: развернуть активное воображение во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. В этой деятельности необходимо обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.
- Двигательная расторможенность (гиперактивность). Характерна высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Активность непродуктивна, имеет низкую целенаправленность. Ребенок плохо понимает поставленную задачу, перескакивает с одного занятия на другое. Могут проявляться навязчивые движения. Если голова и тело неподвижны, то снижается уровень активности мозга. Недостаток развития внутренней речи реализуется через постоянную внешнюю болтовню. Характерна цикличность, «мерцающее» сознание – 5-15 минут продуктивной работы, 3 – 7 минут отдыха и накопления энергии.
Рекомендации: ребенок должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски. Разрешать через каждые 15-20 минут вставать и ходить в конце класса. Направлять энергию в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д. постоянное положительное подкрепление познавательной активности и положительного поведения. Избегать завышенных и заниженных требований. Большие задания разбивать на более маленькие с контролем выполнения. Стараться договариваться с ребенком, а не ломать его.
Организационно-деятельностные причины
Отсутствие эффективных способов привлечения внимания организации деятельности, выхода из игровой ситуации.
Внешнее стимулирование, привлечение внимания необходимо младшим школьникам, недостаточный уровень произвольности обусловливает частичное «выпадение» из учебного процесса. Если при объяснении не удалось активизировать внимание всех учащихся и учитель торопится дать содержание, то он работает только на тех, кто смог включиться в процесс. Следовательно учитель создает себе и оставшейся части класса дополнительную работу, нагрузку (в лучшем случае).
Отсутствие эффективных способов выхода из игровой ситуации.
Вводя игру в содержание урока, необходимо позаботиться о способе выхода учеников из игровой ситуации. Это необходимо прежде всего детям с высокой возбудимостью, им очень трудно переключаться с одного эмоционального состояния на другое. Так же важно учитывать, что для младших школьников характерно преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточно развита волевая регуляция деятельности. Не продумав способы выхода из игры, учитель рискует успокаивать детей дольше, чем они играли.
Не хочется терять время на организацию отдельных учащихся в начале урока. Для этих учащихся начало урока может пройти в пустую, отвлекаясь на свои переживания, они отвлекают других. Закрепляется негативный стиль поведения на уроке, он воспринимается как должное. Впоследствии вольное поведение переносится и на остальные стадии урока, что приводит к конфликтам с учителями, разрушает рабочую атмосферу в классе. Меняется эмоциональный фон восприятия учителя и предмета в целом.
II причина Отсутствие самостоятельности
Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
3. Несформированность организации действий. Ребенок не владеет эффективными приемами самоорганизации, т. е. не умеет работать. Ребенку сложно запланировать свою деятельность, распределить по важности. Сложно дается процесс начала деятельности. Ребенок не умеет регулировать свое поведение, нуждается во внешней регуляции, организации.
Рекомендации: Обучение планированию, включение в деятельность упражнений по взаимоконтролю и самоконтролю. Вводить алгоритмы деятельности на уроках с возможностью самоконтроля деятельности.
4. Психофизический инфантилизм. Ребенок по физиологическим и психологическим признакам отстает в развитии. Инфантилизм проявляется, прежде всего, в отношении к образцу, инструкции, которые ребенок если не игнорирует, то трактует весьма вольно, отдаваясь ситуативным импульсам. Он не считает для себя важными серьезные требования школьного типа.
Рекомендации: Не стараться переделать ребенка, это бесполезно. Важно понять, что он реально может сам, а что с помощью взрослого, и оказывать эту помощь
Организационно-деятельностные причины
Отсутствие эффективных способов организации деятельности на уроке.
Ребенок, не обладающий эффективными приемами, способами деятельности, - делает двойную работу - осваивает содержание и саму деятельность. Следовательно, утомляется вдвойне и усваивает содержание только наполовину.
Неупорядочены отдельные элементы проведения урока. Рабочая атмосфера на уроке не создается, если не соблюдаются и не вводятся правила:
- организации рабочего места;
- ответа на вопросы;
- выполнения заданий и т.д.
У ребенка не формируются или не закрепляются навыки учебной деятельности, которые в косвенной форме влияют на произвольность. В результате учитель все чаще использует дисциплинарные воздействия - замечания, наказания, крик и т. д. Все это способствует излишнему напряжению на уроке, развитию негативного восприятия учителя и предмета в целом
Не хочется тратить время на организацию ритуала начала урока.
Не создается рабочая атмосфера на уроке с самого начала. Дети приносят на урок все свои эмоции с перемены. Для многих, особенно в 1-2-х классах, необходима внешняя стимуляция для переключения. Следовательно, может выпасть самая продуктивная часть урока. Теряется время на организацию по отдельности каждого.
Отсутствие ритуала окончания урока.
Не закрепляется на понятийном и рефлекторном уровнях переход, граница между учебной и рабочей ситуацией.
Непоследовательность, фрагментарность организующих воздействий.
Такие воздействия мало эффективны, если эффективны вовсе. Часто вызывают излишнее эмоциональное напряжение. Ребенок лишен возможности диагностировать ситуацию, понять, что он делает не так. Не закрепляется деловой, позитивный стиль, т. к. в одних случаях вводится регламент, в других – его соблюдать некогда, следовательно, стереотипа урока не вырабатывается.
Выход урочного времени за пределы урока.
Долгожданный звонок к окончанию урока закреплен на уровне условного рефлекса как сигнал к отдыху. Вся информация после звонка в большей степени бесполезна
III причина Низкая познавательная активность
Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
5. Снижение мотивации. Наиболее характерно для состояния депрессии, возможно при глубокой астении и при психических нарушениях. Может относиться к определенному виду деятельности (локальное снижение) или ко всем видам деятельности (общее снижение). Внимание переключается на внешний фактор - окно, сосед и т. д.
Рекомендации: Совместная познавательная деятельность с родителями. Поиск и актуализация значимых мотивов. Положительное подкрепление познавательной деятельности
Организационно-деятельностные причины
Отсутствие приемов, стимулирующих познавательную активность. Не учитываются возрастные особенности восприятия информации. Однообразность педагогических и методических приемов. Все это вызывает у ребенка ощущение рутины, скуки, особенно если его деятельность не имеет положительного подкрепления
IV причина Требование внимания, негативное самопредъявление
Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
6. Негативное самопредъявление. Эти варианты развития встречаются у детей с ярко выраженной демонстративностью. Если ребенок не обладает никакими особыми способностями, не имеет серьезных достижений, т. е. не может удовлетворить потребность во внимании окружающих с помощью социально принятых способов. То он выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения. Получать внимание даже в негативных формах гораздо приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и не интересность для окружающих. Характерно: нарушение правил поведения, демонстративность, взрывчатость, импульсивность.
Рекомендации: Замечать ребенка во время положительного поведения. Во время негатива все замечания свести к минимуму, особенно минимизировать эмоциональность реакций. Важно пережить этап возрастания негативизма на первых порах такой тактики. Во время скандала — холодность и равнодушие, чуть позже - тепло и внимание, но без сцен примирения, скандал, за который ребенок, возможно, был уже наказан, должен быть забыт. Давать выход его демонстративности в позитивной деятельности
7. Социальная дезориентация. Синдром возникает в результате резкого
изменения условий жизни ребенка, например поступление в школу. Характерен для детей, чья чувствительность к социальным нормам понижена. Единственное, что замечает ребенок, - это отмену тех или иных ограничений, имевшихся раньше. Появление новых
ограничений ребенок не осознает. Нарушение норм - следствие незнания или непонимания норм и правил. Прежде всего, нарушено понимание иерархии правил и
норм, их относительной значимости. Неумение строить контакты с окружающими превращается в недостаточность межличностных связей или их поверхностность. Дезориентация может развиваться на фоне гиперактивности, импульсивности
Р е к о м е н д а ц и и: Усвоение правил и норм и, прежде всего, их иерархии. На первых порах нужно прекратить наказания за незначительные проступки и неукоснительно пресекать серьезные нарушения. Обучение навыкам общения
Организационно-деятельностные причины
Использование только дисциплинарных воздействий.
Ребенок получает негативный опыт общения с учителем и восприятия ситуации урока. Об освоении опыта конструктивного взаимодействия, общеучебных навыков не может быть и речи. Привносится излишнее эмоциональное напряжение. Поощряется негативное самопредъявление
Не пресекаются попытки деструктивного, неадекватного поведения на уроке.
Закрепляется негативный стиль поведения на уроке, разрушить, изменить который очень сложно
V причина Усталость
Возможные психофизиологические причины и пути коррекции:
8. Астения. Это состояние нервного истощения, ослабленности. Повышается физическая и умственная утомляемость, падает работоспособность, ухудшается память, внимание. Появляется плаксивость, капризность, раздражительность. Проявляется астения в результате перенесенных заболеваний, при переутомлении, недостатке витаминов, нарушении режима, при длительном стрессе.
Р е к о м е д а ц и и: Дозировка нагрузок. Частые перерывы, заполненные движениями или релаксацией. При ярко выраженной астении – дополнительный выходной
Организационно-деятельностные причины
Завышен темп урока, приоритетным считается выполнение плана урока.
Формируется негативное восприятие школы, отторжение учебной деятельности. Негативно воспринимаются не только предметы, связанные со школой, но и личность учителя.
Содержание курса уроков психологического развития «Дарить радость».
135 часов.
1 – 4 класс.
Занятия логически выстроены по двум направлениям:
- От простого к сложному.
- По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
Программа состоит из 4-х разделов:
1. Навыки работы в классе, принятие учебной задачи, самостоятельной деятельности.
Цель: актуализация познавательных процессов, расширение кругозора, получение нового деятельностного опыта, развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных умений.
2. Произвольность познавательных процессов и учебной мотивации.
Цель: развитие тонкой моторики, произвольности запоминания, внимания, восприятия, ориентации в пространстве. Формирование положительной учебной мотивации.
3. Интеллектуально – познавательная активность.
Цель: формирование потребности в умственной работе, в интеллектуальной и творческой активности. Развитие познавательной активности, логического запоминания и логических операций мышления.
- Концепция «Полезных привычек».
Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности.
Приоритетные направления развития по возрастным категориям
Приоритетные направления развития
(1 класс)
1. Ориентация в пространстве: копирование с доски, учебника; ориентация в тетради; ориентация в пространстве; движения с преподавателем.
2. Произвольность: восприятие инструкции; произвольность познавательных процессов; организация простых видов деятельности..
3. Тонкая моторика, координация.
Первое полугодие
1. Мышление: сравнение; анализ; логика; выделение существенного
2. Организация деятельности
3. Внимание: концентрация; объем
4. Память: объем; опосредованность
5. Восприятие: произвольность
Второе полугодие
Возрастные особенности
Мышление
Преобладание наглядно-образного мышления, конкретность мышления -на уровне конкретных операций. Классификация, обобщение на уровне конкретных понятий, зачастую критерием являются второстепенные признаки. Теоретическое мышление не сформировано. Логические умозаключения на стадии формирования. Анализ и синтез на стадии формирования, трудно выделять свойства, существенные качества. Только начинается овладение рефлексией, т. е. способностью рассматривать и оценивать собственные действия.
Память
Наиболее развита наглядно-образная память. Большое значение имеет механическое запоминание, материал пытаются заучивать дословно. Не умеют организовывать смысловое запоминание, выделять смысловые группы, опорные пункты для запоминания. Преобладает непроизвольное запоминание, лучше запоминаются яркие, эмоционально насыщенные события, сведения.
Внимание
Слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяется, неустойчиво. Возможности волевого регулирования внимания, управления им ограничены. Преобладает непроизвольное внимание, зависит от наглядности, яркости происходящих событий.
Учебная деятельность
Не сформированы основные приемы учебной деятельности. Учебная мотивация зависит в основном от внешних условий. Темп урока неровный, неспособный выдержать весь урок. Требуется частая смена деятельности.
Обращение со сверстниками и взрослыми
Достаточно велик авторитет взрослого, регуляция поведения опирается на оценку взрослого. Поведение ситуативное, не сформированы эффективные приемы конструктивного взаимодействия.
Возрастные возможности развития самостоятельности
Возможности ограничены, поскольку:
• ребенок еще очень зависит от взрослого,
• имеет небольшой деятельностный опыт,
• недостаточно развита произвольность психических процессов.
Можно опираться на образную память и восприятие, некоторые навыки планирования
простых видов деятельности, присущий этому возрасту консерватизм. Педагогические приемы:
• Развитие самостоятельности через воспитание адекватной самооценки, т. к. для детей этого возраста, растущих в нормальных семьях, характерна слегка завышенная самооценка.
• Организовывать самостоятельную деятельность с опорой на образы, регламентирующие, задающие определенную последовательность действий.
• Расширять деятельностный опыт с совместным проговариванием эффективных приемов выполнения.
• Обучение критериям оценки и приемам контроля своей деятельности. То есть выработанные критерии оценки и контроля своей работы фиксировать в виде образов и по ним дети оценивают себя и свои успехи в динамике, правильность и последовательность выполнения работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Театр дарит радость"
Данный проект направлен на создание условий для развития творческой личности ребенка , на вовлечение в социально значимую деятельность, приобщение учащихся к театру и художественному творчеству. ...
Урок "Давайте дарить радость через письма"
Проект урока для начальной школы на республиканский конкурс «Урок письма» с ипользованием ТРКМ и интерактивных методов обучения....
Творческий проект «ТЕАТР ДАРИТ РАДОСТЬ»
Цель проекта: расширение представлений детей о театре как виде искусства.Основная идея проекта: создание спектакля и показ его родителям и учащимся начальной школы....
Внеклассное мероприятие "Искусство дарить радость"
содействие нравственному воспитанию детей; обучение умению дарить радость людям...
Клубный час "Цветы дарят радость".
Клубный час разработан для детей начальной школы....
Классный час "Дарите радость людям "
Классный час...
Паспорт социального проекта «Дарите радость детям!»
Проект призван стать проявлением творчества и благотворительности учащихся по отношению к своим сверстникам. В нашей жизни так мало становится доброты, открытости и бескорыстия. Хочется верить, что де...